К написанию ‘этой статьи подтолкнули хлесткие публикация Ю.Романенко насчет народа и вождей.
Лично для меня, самый цивилизованный народ — шведы.
В 1967 году им окончательно надоело, что в Европе их штрафуют за нарушение ПДД, и они решили поменять свое левостороннее движение на правостороннее. Приняли парламентом план. Перекроили дорожную разметку. Переставили двери в общественном транспорте. Провели агиткампанию.
И перешли! Всей страной одновременно! Ни одной серьезной аварии — лишь вмятины на крыльях и водительских амбициях.
Вот представьте на секундочку подобную затею в Украине? Сколько десятилетий наши будут рулить по встречке и козырять корочками, что им все можно?
А ведь в чьих руках руль — неизмеримо важнее того, с какой стороны самобеглой коляски он приспособлен.
Приходится констатировать: с качеством правящего сословия в Украине беда. Оно перемолото тремя этапами отрицательной селекции.
Два первых — при Союзе. Сначала, при сухоруком душегубе, террор выкосил лучших, способных на собственное мнение.
Затем, памятуя его кадровый завет, компартийная машина выдергивала в центр подававших надежды специалистов. Из Украины лучших забривали регулярно, благо уровень позволял. Отказывались редко, так как приглашение означало карьеру и доступ к дефицитным благам.
С другой стороны, ощущавшие себя перспективным в «совковом» смысле, самостоятельно тянулись в Москву, подобно перелетным мухам. И там становились наиболее рьяными имперцами.
Прораставшую сквозь асфальт украинскую интеллигенцию подкупали, запугивали, стойких репрессировали. Все это привело к интеллектуальной и — главное! — моральной деградация той среды, в которой могла бы вызреть подлинная элита Украины.
Иллюстрация от обратного. При СССР в Днепре работал крупнейший в мире ракетно-космический концерн. В закрытом городе позволялись и даже поощрялись самостоятельность мышления, готовность взять ответственность, способность преодолевать трудности. Кадры если и рекрутировали в столицу метрополии, то не на старте, а ближе к пенсии.
Как результат, днепровские ракеты до сих пор составляют основу ракетной мощи РФ. Да и не только ракетами примечателен Днепр в новейшей истории Украины.
Стефанчук розкрив долю закону про скасування переведення годинників в Україні
Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів
Червоний Хрест розпочав виплати допомоги до зими: хто може отримати до 21 000 гривень
Помер народний депутат України
Третий этап нерождения нашей национальной элиты проходил после Союза.
В ходе первичного накопления капитала преуспели, в основном, нахрапистые, а не думающие, и этикой не отягощенные. Апофеоз — донецкая братва во власти с их культом силы, авантюризма и дремучести. Но важно помнить, что точно такие же «донецкие по духу» лезут из гумуса и в Черновцах, и Виннице, и других городах и весях.
Они до сих пор уверены, что, «сколотив бабло», автоматически стали самыми умными и достойными. Остальные должны валяться в ногах за право прислуживать олигархической псевдоэлите. Широта и глубина мышления — в стодолларовую пачку. Образование — за эту пачку купленное. Патриотизм, порядочность, верность хотя бы своим подельникам — продано и вывезено в офшоры.
В итоге мы слепо ждем очищения и перезагрузки страны от токсичного осадка двойной — «совковой» и «постсовковой» — перегонки. Как алкоголик, знающий, что метиловый спирт смертелен и все равно засасывающий стакан безнадежными глотками…
А в чем предназначение элиты, в рамках демократии политкорректно потеснившей аристократию? Оно укладывается в два принципа: постоянства и преемственности.
Отпрысков благородных семейств готовят, да что там — натаскивают на служение. Своему роду, семейной корпорации. И своей стране, пусть в специфической форме, но все-таки.
Знания и ресурсы, но еще важнее, цели и задачи скрупулезно передаются от поколения к поколению. Это позволяет планировать развитие страны не на два жалких президентских срока, а на десятилетия. И гарантирует, что стратегические цели не крутнутся на «сто восемьдесят градусников» при очередной смене власти. Потому что настоящая власть — власть элиты — несменяема.
В западных рулевых державами вдалбливают, что быть честным и обязательным — выгодно. В стратегическом смысле. Что времена Леонардо да Винчи давно канули, все знать нельзя, поэтому необходимо доверять специалистам. Что истинное богатство — не офшорные счета, а то, чего нельзя лишить — понимание, умение, убежденность.
Для Украины да и всех «постсовковых» государств подобный подход столь же немыслим, как неберущий сантехник. Потому что у выползших наверх царит подход голодающего беспризорника — схватить и сбежать. Вся «стратегия» в одном рефрене «Нас не догонят!».
Эксцесс ПАПа и прочих отечественных ватоолигархов наглядно демонстрирует, что хватательный рефлекс не в силах преодолеть даже миллиардеры, запакованные на три жизни вперед.
Все потому, что наши властители, даже самые лощеные, говорливые и бесчестные — плоть от плоти народной, и эту пуповину не отсечет никакой скальпель. Даже если возвышенно назвать его Революцией Достоинства.
И не надо фарисейства насчет «поклониться народу в ноги за его терпение». Единственная и потому главная функция любого народа — выживание. Поражающий мир жертвенный героизм единиц позволяет выжить прочему народонаселению. Что мы наглядно наблюдаем ныне: лучшие погибают на передовой и в застенках, а те, кто мнит себя лучшими — в пьяных покатушках.
Большинство же ждет не дождется, пока все само как-то образуется. «Постсовковому» большинству действительно нужна стабильность, в которой вставание с колен превращается в замкнутый цикл: засомневался в царе, получил в голову и снова рогами в солому.
А ведь ставить на цивилизационные рельсы необходимо всю, а не только активную Украину, за вычетом отторгнутого с кровью Донбасса. Причем, немедленно, так как запас прочности страны исчисляется месяцами.
Не надо наивничать: никто сам себя не начнет. И корова не взлетит от порыва свежего ветра, сколько ни корми ее созревшими одуванчиками. Разве что брюхо раздует, как Газпром.
Герои АТО и кремлевских застенков, за редким исключением, столь же мало предназначены для созидания новой державы, как бронетранспортер для гонок Формулы 1.
Надежды на успешное внешнее управление подобны грезам бунинской гимназистки. Не только потому, что унизительная утрата субъектности априори не позволит Украине подняться выше определенного уровня. И не потому, что у внешних управляющих всегда в приоритете будут собственные геополитические интересы. А потому, что не выйдет из этого внешнего управления ничего путного.
Западники все равно не донырнут до наших ментальных глубин. Они полагают, что находящиеся в их карманах Президент и премьер-министр хоть сколько-нибудь озабочены будущим Украины. И поэтому их можно убедить, заставить действовать по правилам. Выполнять обещанное. Прекратить мародерство. Начать реформы.
Западники верят, что достаточно учредить нам правильные структуры вроде НАБУ, продавить справедливые законы и десантировать несколько европейских менеджеров, чтобы вся наша система задышала на новый лад.
Ага, как же, как же… Да мы перекуем-переварим хоть весь Сенат вместе с хваленым Госдепом, даже отрыжки не будет!
Нет, всю нашу власть, всех «бывших» необходимо не воспитывать, а приравнять нулю. Административно, пока не дошло до люстрации саперными лопатками.
И строить такую систему, которая будет максимально препятствовать проявлению темных сторон человеческой натуры и поощрять светлые. Ключевое понятие — АВТОМАТИЧЕСКИ.
В первую очередь, касается работоспособных противовесов в черном квадрате «Верховная Рада — Кабинет Министров — администрация Президента — судебная система».
Чтобы избирательную систему перед каждыми выборами не укладывали под очередной политический расклад, ее надо закрепить в конституционном законе. И там же прописать сроки выполнения публичных обязательств для каждой категории избираемых.
Любое обещание любого кандидата должно фиксироваться соответствующей избирательной комиссией, благо мобильники с видеокамерами нынче у всех. Не выполнил в срок — избирком автоматически лишает мандата и назначает новые выборы.
Глядишь, и популяция популистов резко сократит свое поголовье.
Но самое важное — минимизировать соприкосновение чиновника с человеком. Все, что можно — автоматизировать. Что пока нельзя — все равно в компьютер. Все разрешения, лицензии, штрафы — автоматом, без участия человека.
Все расчеты, кроме покупки пучка укропа — только безнал. Финансы каждого госчиновника, а также аффилированных с ним лиц, переводятся в госбанк, все транзакции — в публичный доступ. Заметили граждане не то что «Порш», а самокат незадекларированный у отпрыска какого-то прокурора — автоматический запрос. И срабатывает презумпция виновности госслужащего: не доказал в установленный срок законность приобретения — автоматическая конфискация, увольнение и уголовное дело.
Только тогда разнокалиберные барыги перестанут стремиться во власть неудержимо, как лососи на нерест. А пойдут на госслужбу те, кто способен быть эффективным патриотическим руководителем. Потому что помимо приличного оклада, безупречного чиновника по истечению срока, записанного в контракте, должно ждать выходное пособие, исчисляемое в сотнях, а то и миллионах в зависимости от должности.
Активные, стремящиеся к свободе украинцы — безусловные сторонники новой страны по новым правилам. А вата, которая против — склонна к подчинению и пойдет за трендом. Особенно, если подбрасывать ей шаурму и шоу.
В общем, с учетом менталитета и «совковой» наследственности нам в самом деле придется пройти через диктатуру. Но диктатуру процедуры. Такую строгую и всеобъемлющую, чтобы даже левосторонние шведы позавидовали!
Избражение: jjoriki.com