8 февраля в студии «День. Made in Ukraine» глава депутатской фракции «Объединение “Самопомощь”» Олег Березюк высказал ряд удивительных политических новаций. Он заявил, что «Оппозиционный блок» не является оппозицией, поскольку он не «має інших інструментів розвитку держави». Это надо понимать так, что коалиция пользуется теми же инструментами развития, что и «Оппозиционный блок».

Но далее лидер партии, которая на выборах позиционировала себя самой передовой и демократической, заявил, что в Украине:

«Дуже особлива коаліція... яка немає опозиції... Коаліція має бути одномоментно і коаліцією, і опозицією щодо себе. Я хочу сказати, що вона досить довго так проіснувала. І вона б і далі так існувала і якісно функціонувала, якби люди не втратили критику…»1.

Несомненно, это утверждение можно смело отнести к теоретическому прорыву в сфере политологической мысли. В самом деле, зачем самой прогрессивной в мире стране Украине нужна оппозиция, когда и правящая Коалиция может успешно справляться с этой ролью. Другими словами, в рабочее время распределять правительственные квоты и ренты, делить бюджет, создавать кризисные условия в экономике и игнорировать реформы, а вечером на телеканалах отчаянно и артистически критиковать партнеров по Коалиции и избранную ими исполнительную власть.

Конечно, украинцы с раскрытыми ртами наблюдают за виртуозной критикой, и рейтинги каналов растут. Особый шик составляют публичные аресты в присутственных местах (чтобы затем тихонько освободить за кулисами). Причем население всегда переживает за своих политиков, и гневно возмущается проделками соратников по Коалиции и министрами. Последние уходят в многомесячные отставки, чтобы потом как ни в чем не бывало вернуться. Как остроумно пошутил Саакашвили, вернуться в поезд, который стоит в тупике.

Это лицедейство превратилось уже в отдельный сериал «Коалиция и ее внутренние враги». Президент талантливо критикует премьера, которого сам же и представил. Премьера беспрерывно критикуют члены Коалиции, которые сами же его и избрали. Президент также критикует министров, прокурора и Верховную Раду, министры критикуют друг друга, как и члены правящей Коалиции. Премьер тоже за словом в карман не лезет и обвиняет во всех грехах Коалицию, которая не голосует за законы Кабмина, который сама же и избрала и несет за него полную ответственность. Заметим, все критики оппозиции занимают руководящие посты в стране, включая и фракцию партии «Объединение “Самопомощь”».

Вот здесь мы и подошли к ключевой проблеме – страху наших коалициантов нести ответственность за разрушенную экономику страны. Действительно, при антинародном режиме Януковича ВВП Украины в 2013 г. составлял около $180 млрд., а в результате реформаторской деятельности народной Коалиции экономика Украины упала до $80 млрд. Потрясающая эффективность нашей Коалиции, которая и далее бы «існувала і якісно функціонувала», если бы МВФ серьезно не пригрозил прекратить финансирование. Если же гранты и кредиты не будут поступать, то что же тогда будет делить Коалиция? Замаячили досрочные выборы и коалицианты под критические фанфары рванули с тонущего корабля под названием «Украина».

Однако же никто из коалициантов не удосужился провести Закон «Об оппозиции», о котором лили слезы во времена Януковича. Закон, в котором были бы прописаны ее права, контроль финансовых потоков, комитетов регламентного, свободы слова и ряда других. Ведь на чем держится западная демократия? – На оппозиции, которая критикует и контролирует финансовые потоки. А уж на втором плане идут альтернативные пути развития государства, которые должно выбирать население. Именно ее, даже малочисленную, необходимо и защищать, и охранять, любить и лелеять. Но эти понятия революционны для наших исторических традиций и нашего сельско-феодального менталитета. Наличие легальной оппозиции – базовая причина их благополучия, а причина нашей нищеты – эта особая диссидентская коалиция, которая имеет неограниченную полноту власти и сама же себя критикует.

Не удивительно, что на Западе в шоке от наших реформ и нашей селянской демократии, тотально не воспринимающей само понятие оппозиции. Ведь для сельского менталитета любая оппозиция – враг, который подлежит уничтожению. Maxim Eristavi (Foreign Policy, США) написал на днях:

«…украинская политика исключительно хаотична. Нет политических линий, нет реальных политических дебатов, нет идеологических столкновений: просто корыстные интересы и краткосрочные альянсы между различными олигархическими группами»2.

Я бы уточнил – феодально-олигархическими группами.

Однако же если мы проследим цепочку ответственности, то придем к выводу, что ответственность несут избиратели. Ведь именно за Народный фронт и его лидера – Арсения Яценюка избиратели отдали больше всего голосов (22,16%). А всего партии коалиции получили 68% голосов избирателей. И избиратели прекрасно отдавали себе отчет, кого они выбирают, поскольку в эпоху интернета и доступа к информации прекрасно было известно о достоинствах и недостатках выбранных депутатов. Такое впечатление, что украинский избиратель особенный – он выбирает из своей среды не лучших людей, а худших, чтобы потом хорошо выглядеть на их фоне и заявлять «А я же говорил…».

И здесь актуально звучат слова М. Тэтчер:

Популярні новини зараз

Укренерго оприлюднило графік відключень світла на 25 листопада

The Times: Зеленський і Путін готуються до мирних переговорів під егідою Трампа - деталі можливих компромісів

В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

«Рамки, ограничивающие власть государства, контроль за злоупотреблениями, законные права и гарантии, могут существовать только там, где они находят опору в национальной среде, институтах и обычаях. Конституции должны писаться в сердцах, а не на бумаге»3.

1 http://112.ua/video/oleg-berezyuk-v-programme-den-made-in-ukraine-vypusk-ot-18022016-187756.html

3 Тэтчер, Маргарет. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. – М., 2003. – С. 287.