Такое развитие событий нельзя назвать неожиданностью. Леонид Грач давно не скрывал своих амбиций и пытался преподносить себя «не первым, но и не вторым» человеком в КПУ, что вызывало раздражение не только у лидера партии и главы фракции коммунистов в Верховной Раде Украины Петра Симоненко, но и у целого ряда влиятельных партийцев.
Грач был уверен в незыблемости своих позиций и незаменимости, поскольку еще в конце 1980-х руководил крымским обкомом КПСС, а после создания КПУ в 1993 г. бессменно возглавлял коммунистов Автономии.
Пока внутрипартийная борьба не выходила на публику, Симоненко стоически терпел все нападки и воздерживался от комментариев. Однако Грач, не скрывавший своего желания возглавить украинских коммунистов, все чаще начал «выносить сор из избы» и критиковать внутрипартийных оппонентов публично, не стесняясь в выражениях.
Сначала он обвинял руководство ЦК в сотрудничестве с Юлией Тимошенко в бытность ее премьером. Затем начал упрекать партийную элиту за якобы имеющиеся связи с олигархами и пособничество Виктору Януковичу в реализации «антинародной политики».
Партийная дискуссия – это прекрасно, но подобная деятельность начала вредить имиджу КПУ. Чаша терпения однопартийцев Грача переполнилась, и они решились пойти на открытый конфликт, полагая, что лучше пережить один крупный скандал, чем постоянно терпеть «подрывную работу». Среди руководителей областных ячеек союзников у него не нашлось.
Месяц назад решением пленума ЦК КПУ Грача исключили из партии. Однако на этом история не закончилась, а только началась.
В поддержку Грача выступил актив нескольких городских и районных организаций КПУ в Крыму. Соратники Леонида Ивановича потребовали восстановить его в партии и в должности руководителя крымского рескома. Но руководство КПУ не стало церемониться с этим актом партийного неповиновения. На состоявшемся 29 января пленуме ЦК КПУ 14 крымских партячеек, поддержавших Грача в противостоянии с центром, были распущены.
После этого Грач заявил, что не будет продолжать попытки вернуться в КПУ, а вместе с единомышленниками займется созданием новой партии. Он намерен собрать под свои знамена всех недовольных политикой Петра Симоненко и не скрывает, что будет бороться за электорат КПУ, прежде всего в Крыму.
Больше коммунистов хороших и разных
Тем не менее, несмотря на политический опыт Леонида Ивановича, будущее нового клона Компартии обещает быть сложным.
С одной стороны, ухудшение экономического положения многих украинцев на фоне непопулярных реформ приводит к увеличению протестного электората, который мог бы проголосовать за левые силы в целом и за коммунистов в частности. Однако на левом фланге политического спектра наблюдается полный разброд и шатание.
Только коммунистических партий на слуху как минимум три. Во-первых, это собственно Коммунистическая партия Украины, которая хоть и не демонстрирует былых успехов в силу естественной убыли сторонников, но неизменно избирается в парламент и местные советы.
Для борьбы с истинными коммунистами их оппоненты в разное время зарегистрировали компартии-клоны: Коммунистическую партию Украины (объединенную) и Коммунистическую партию рабочих и селян.
Укренерго оголосило про оновлений графік відключень на 22 листопада
В Україні почали діяти нові правила купівлі валюти: як тепер обміняти долари
На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса
Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна
Если к КПУ, КПУ(о) и КПРС добавится еще КПУ(г), то число коммунистических проектов превысит количество осколков Народного Руха Украины, который вступил в эпоху дробления десять лет назад и все никак их нее не выйдет. К чему это привело – известно.
Практика показывает: хотя политические клоны и осколки вносят определенную неразбериху, избиратели научились отличать настоящие партии от имитаторов.
Так, в 2002 г. на парламентских выборах при колоссальных затратах на рекламу и поддержке админресурса КПУ(о) и КПРС сумели набрать на двоих 1,8% голосов. При этом за КПУ проголосовали 19,98%.
Видимо, результат не оправдал надежды спонсоров проектов-клонов, поэтому в выборах 2006 г. эти силы отдельно не участвовали, а в 2007 г. за КПУ(о), которая практически не рекламировалась, проголосовали лишь 0,29%.
На эти факты обратил внимание член ЦК КПУ народный депутат Александр Голуб. Он убежден, что партию Грача ожидает такая же печальная участь.
Один против всех
На общую ситуацию с коммунистическими партиями накладывается еще и крымская специфика. Последний год Грач интенсивно конфликтует с самым влиятельным политиком Крыма – премьер-министром АРК и лидером крымских «регионалов» Василием Джарты. Ослаблению Грача будут рады его давние оппоненты – лидер партии «Союз» Лев Миримский и глава меджлиса Мустафа Джемилев. Одним словом, развернуться проекту КПУ(г) точно не дадут.
«Леонид Грач обладает определенным влиянием на полуострове, однако с каждым годом его политический вес снижается», – говорит глава правления Института развития Крыма Алексей Дремов. – На выборах 2007 г. Компартия заняла в Крыму третье место, набрав 7,62%. Однако крымский реском сумел показать лишь седьмой результат среди региональных организаций КПУ».
Дремов также отметил, что «фактически, при Граче Крым утратил статус базового региона для коммунистов, каким он был еще в 2002 г. Тогда КПУ в Крыму собрала 33% по партийным спискам и провела одного мажоритарщика. Это был второй показатель для коммунистов по стране после Луганска. Для сравнения – на выборах 2007 г. в «красном» Крыму коммунисты получили лишь на 5 тысяч голосов больше, чем в «оранжевом» Киеве (67 тыс. против 62 тыс.)».
Такой результат обусловлен не только активностью Партии регионов, отобравшей львиную долю электората КПУ, но и субъективной обстановкой в крымской организации. Ответственность за снижение популярности в первую очередь лежит именно на Граче, ведь вся работа была замкнута на него.
Болезнь левизны
Конкурировать КПУ(г) придется не только с собственно коммунистическими партиями, но и с другими левыми силами, которые попытаются искать счастья на выборах. Ведь есть еще СПУ Александра Мороза–Василия Цушко, ПСПУ Натальи Витренко. На днях было объявлено о начале объединительного процесса ряда осколков СПУ с социал-демократами Юрия Буздугана и некогда всесильной СДПУ(о).
Эксперты и журналисты уже окрестили этот проект «братской могилой», однако какую-то часть сторонников «Демократическая левица», как называют себя новоявленные союзники, соберет. Соответственно, поле для маневра к КПУ(г) еще сузится.
Леонид Грач не может этого не понимать. Чтобы раскрутить новый проект, потребуются колоссальные денежные вливания со стороны, ведь на одном имени и харизме кампанию уже не сделаешь, что наглядно подтверждает опыт той же Витренко. Личных ресурсов Леонида Ивановича, даже если он распродаст немалые активы своей семьи в Крыму, явно не хватит.
Наверняка он реально смотрит на вещи и не ставит перед своим проектом амбициозных задач. В чем же тогда истинная цель?
Очевидно, новая партия – это попытка конвертировать остатки былого влияния и рейтинга в нечто ценное. Ведь при смешанной избирательной системе баллотироваться в парламент Украины Грач Леонид Иванович может и по мажоритарному округу, не обязательно собирать 3% голосов со всей Украины. А партийный брэнд можно сдать в аренду тем, кто сможет им эффективно воспользоваться.
Например, на местных выборах в Крыму и Севастополе для борьбы с коммунистами активно использовалась КПУ(о). От ее имени регистрировались кандидаты-двойники в округах, распространялся компромат на членов КПУ, в том числе – и на самого Грача. А раз Грач на страте работы над проектом уже декларирует готовность бороться с КПУ, то работа в качестве клона – вполне реальная перспектива. Осталось только найти спонсоров. Вот только станет ли кто-то вкладываться в столь рисковый проект в условиях кризиса – это большой вопрос.
Если же Грачу повезет найти источник материальных благ, то мы очень скоро это увидим. Только к коммунистическим идеям это не будит иметь никакого отношения.