Как уже отмечалось ранее , Кремль обозначил для себя ещё одного врага – Турцию, с которой он вступил в очередную «гибридную войну», с той лишь разницей, что против украинских военных воюют «российские добровольцы, шахтеры и трактористы», а против турецких – турецкие и сирийские курды.
Ответственность за теракт в Анкаре 17 февраля взяла на себя действующая в Турции группировка «Соколы свободы Курдистана», которая считается филиалом Рабочей партии Курдистана.
Алеппо в огне
Долго планировавшееся и начавшееся в начале февраля сего года наступление сирийских вооружённых сил при поддержке союзных им иранских военных и сирийских курдов, сопровождаемое ударами российской авиации в провинции Алеппо, которую в течение последних 4-х лет контролировали оппозиционные Башару Асаду повстанческие формирования, пока можно считать относительно успешным – освобождены несколько городов, отбиты господствующие высоты, на которых закрепились правительственные войска.
Но сам город Алеппо, столица одноимённой провинции, несмотря на фактическое окружение, по-прежнему находится под контролем повстанцев – так называемой Сирийской свободной армии (ССА).
Хотя, смеем предположить, его захват является скорее второстепенной задачей, ибо основная цель наступления – выйти на сирийско-турецкую границу и взять её под тщательный контроль, тем самым лишив ССА поддержки из Турции.
Разумеется, такой ход событий никак не может устраивать Турцию. И свои серьёзные намерения турецкое руководство немедленно подтвердило: уже 9 февраля премьер-министр Ахмет Давутоглу заявил «…мы защитим героический Алеппо, за спиной его защитников вся Турция».
Кроме того, Турция выступает категорически против любого усиления и поддержки сирийских курдов.
Анкара, по-видимому, извлекла уроки из собственной, недостаточно жёсткой политики десятилетней давности, когда в результате гражданской войны на севере Ирака возникла автономия «Иракский Курдистан» с широкими правами.
Курдский фактор
Необходимо напомнить, что курды для Турции – больной вопрос, на бытовом уровне турки эту 20-миллионную этническую группу называют исключительно сепаратистами, террористами, контрабандистами и членами мафии, а власть вообще старается официально их не признавать, именуя горными турками, жестоко подавляя любые курдские инициативы к самоидентификации.
Курды же, напротив, всячески подчёркивают собственную идентичность, отличную от тюркской и основной своей политической целью провозглашают создание независимого государства Курдистан, который должен быть сформирован из провинций Ирана, Ирака, Сирии и Турции, заселённых этническими курдами.
С начала 80-ых годов прошлого века турецкие курды ведут с официальной Анкарой вооружённое сопротивление под эгидой Рабочей партии Курдистана (РПК). Лидер этой партии – Абдулла Оджалан – координировал курдскую вооружённую борьбу с турецкими властями, находясь в Дамаске, который на протяжении многих лет оказывал значительную финансовую поддержку РПК. Поэтому у Турции свои счёты к семейству Асадов – нынешнему президенту Башару, а также его предшественнику и по совместительству родному отцу Хафезу.
Пенсіонери ризикують залишитися без прав: що загрожує водіям похилого віку
Міноборони встановило нові правила проходження ВЛК: штраф сягає 25 тисяч
"Нова пошта" звернулася до клієнтів через заборонені посилки за кордон: важливі правила
Це не допоможе: Попенко розповів, як кинули українців на світлі та теплі
Курды в Турции живут преимущественно в восточных и юго-восточных провинциях, граничащих с сирийскими и иракскими территориями, которые, на беду турецких властей, также населены курдами.
Поэтому усиление курдского влияния в регионе для Турции – смерти подобно, ибо курдам при определённых обстоятельствах вполне по силам серьёзно дестабилизировать внутреннюю обстановку как в самой Турции, так и на её границах.
Кроме того, перед Эрдоганом находится живой пример – Иракский Курдистан, поэтому гипотетическое возникновение Сирийского Курдистана и их всенепременное объединение чревато для Турции возможным наступлением курдов на турецкую провинцию Хатай (весьма уязвлённую с точки зрения военной обороны и представляющей глубоко вдающийся в территорию Сирии неширокий прибрежный клин) с целью заполучить выход к морю (порт Искендерун) для самостоятельного экспорта киркукской нефти, что на многие годы грозит Турции погружением в решение курдской проблемы.
Стратегия Москвы
Сейчас нынешняя Россия просто упивается своей безнаказанностью и находит предельно восхитительной грубую, нахрапистую и циничную силу, которую она обкатала в Грузии и в Украине.
Исключительно в русле этой грубой и примитивной силы, применяемой Москвой, следует рассматривать активизацию курдских террористов на территории Турции и российские провокации против официальной Анкары с использованием курдского фактора.
30 сентября 2015 года Россия начала военную операцию в Сирии, против которой категорически выступила Турция, не скрывая своих планов продолжать оказывать поддержку ССА.
С начала октября становится известно, что российская авиация наносит ракетно-бомбовые удары не по позициям Исламского Государства в Сирии, а по местам дислокации военных формирований ССА и сирийских туркменов.
10 октября 2015 года в Анкаре происходит двойной теракт, в результате которого гибнет 102 человека, официальная Анкара обвиняет в его организации сирийских курдов.
14 октября 2015 года министр иностранных дел Российской Федерации Лавров заявляет, что Россия оказывает военно-техническую поддержку иракским курдам.
С ноября 2015 года и по сегодняшний день турецкие власти проводят полномасштабную войсковую операцию в южных провинциях, куда просочилось огромное количество боевиков с оружием (в основном, сирийские курды, поддерживаемые местными курдами).
24 ноября 2015 года турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24, вторгшийся в воздушное пространство Турции.
23 декабря 2015 года в Москву прибывает лидер оппозиционной к Эрдогану прокурдской Демократической партии народов Селахаттин Демирташ.
10 февраля 2016 года в Москве открывается представительство партии сирийских курдов «Демократический союз».
17 февраля 2016 года в Анкаре прогремел очередной взрыв, жертвами которого стали 28 человек, официальная Анкара обвинила в его осуществлении сирийских курдов.
Все новое – это хорошо забытое старое
Теперь попытаемся узнать причины резкой лояльности курдов (в частности, РПК) к России и изумительной лёгкости, с которой Москва сейчас добилась их расположения и доверия.
Для этого стоит немного вернуться назад, в историю.
Рабочая партия Курдистана была создана Абдуллой Оджаланом в 1978 году в Турции и изначально он даже не помышлял ни о каком сепаратизме и уж тем более о создании курдского независимого государства, приставка «курдская» означала лишь этническую принадлежность её членов. Сама же идеология РПК была совершенно выдержана в духе того времени, а именно лево-социалистическая марксистско-ленинская организация (некоторые особо дотошные историки припоминают ещё и маоистский уклон, но в данном случае это обстоятельство не так уж и важно).
Люди старшего поколения прекрасно помнят, что в те далёкие времена возле любого нового политического течения на просторах планеты Земля, которое содержало в своём наименовании слова «социалистический», «ленинский», «марксистский», «коммунистический» и прочие, немедленно появлялись соответствующие товарищи определённой внешности, с дипломатическими паспортами СССР и образованием Высшей школы КГБ, которые предлагали руководству таких организаций совершенно безвозмездную финансовую помощь. Основными требованиями были лишь функционирование такой организации и время от времени её заявления о поддержке политического курса Советского Союза.
В первые годы своего существования РПК отметилась выступлениями против ей же подобных националистических курдских политических партий, но после прихода в Турции к власти военных, большинство её членов было арестовано, а самому Оджалану и приближённым к нему однопартийцам таинственным образом удалось сбежать в Сирию, где этих политбеженцев плотно взяла под свою опеку сирийский «Мухабаррат».
Именно здесь, в Дамаске, оплоте Советского Союза на Ближнем Востоке, с ним происходит глубокая трансформация – по всей видимости, плотно пообщавшись с товарищами из предыдущих абзацев, он начинает восхвалять Советский Союз, совершает визиты в страны Варшавского договора – Болгарию, Венгрию и ГДР, а сама РПК меняет свою идеологию с марксисткой на напрочь националистическую покурдскую – добиваться любыми путями создания независимого Курдистана и в 1984 году объявляет войну Турции.
Организация вмиг становится мегабогатой (финансирование шло из Москвы через Дамаск), количество её членов неуклонно растёт, для них открываются тренировочные базы в Ливане и Палестине (в которых действовали просоветские режимы), РПК не испытывает недостатка в оружии и профессиональных военных инструкторах.
В течение следующих лет на юго-востоке Турции (которая упорно не соглашалась отказаться от американского влияния и стать на социалистический путь развития) силами членов РПК осуществляются множество террористических актов, что вынуждает турецкое руководство бросать огромные силы и значительные финансовые средства на борьбу с курдскими сепаратистами.
Но в конце 80-ых годов 20-ого века крах СССР становится всё более очевидным, его экономика уже не в состоянии удовлетворять потребности собственных граждан, не говоря уже о поддержке просоветских режимов в мире, поэтому с распадом СССР регулярное финансирование РПК из Москвы прекращается.
Однако Оджалан быстро нашёл выход из щекотливого положения: курдское население Турции было обложено данью, отказавшихся платить убивали, бизнесмены курдской национальности во всём мире также были обязаны делать отчисления от своего бизнеса (и платили, ведь на территориях, где хозяйничали отряды РПК, продолжали проживать их многочисленные родственники), словом, налицо были все признаки открытого террора, причём не против турок (якобы, поработителей и угнетателей), а собственного народа. Также РПК активно занималась контрабандой и распространением наркотиков.
В 1992-1993 годах мы наблюдаем картину возобновления сотрудничества РПК и теперь уже ФСБ (хотя сути КГБ и ФСБ совершенно идентичны): начавшаяся под патронатом и координацией США работа по проработке возможности строительства трубопровода из ставшего независимым Азербайджана до турецкого города Джейхан вызывает в Москве мощную истерию, ведь функционирование этого трубопровода значительно подрывало бы её монопольное положение на рынке углеводородов.
Руками РПК Россия вполне успешно добивается дестабилизации в регионе, по которому должен быть проложен трубопровод – Оджалан в одностороннем порядке выходит из соглашения о перемирии с турецкими властями и разворачивает в восточных и юго-восточных турецких провинциях полномасштабные боевые действия, которое длились долгих 5 лет.
Но к 1998 году ситуация меняется кардинальным образом – Россия объявляет дефолт, собственно, ей уже не до геополитических игр, поэтому буквально через 2 месяца после этого события в Анкаре лидеры Турции, Казахстана, Азербайджана, Грузии и Узбекистана подписали соглашение о строительстве нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан.
Турция делает предупреждение Сирии о военном вторжении в эту страну, если Оджалан и далее продолжит свою террористическую деятельность, а РПК будет вести боевые действия на территориях, по которым будет проложен нефтепровод. Лишившись некогда могущественного покровителя в лице СССР, Хафез Асад вынужден выполнить это требование и отказывает лидеру РПК в дальнейшем гостеприимстве.
Куда было деваться старому и хитрому Апо (партийная кличка Оджалана)? Разумеется, бежать к своим хозяевам.
9 октября 1998 года Оджалан из Дамаска вылетел в Ларнаку, а оттуда – в Москву, где был поселён в дачном посёлке КГБ-ФСБ в районе Одинцова. Но эта неуклюжая спецоперация окончилась полным провалом – нахождение Оджалана в России было практически сразу установлено израильскими спецслужбами и турецкие власти потребовали его выдачи.
Россия попыталась оправдаться, мол, Оджалана на территории России нет, затем попыталась сменить легенду, приписав тому использование фальшивого паспорта, но в итоге признала факт его нахождения на своей территории.
В безуспешных попытках избежать правосудия, Абдулла обратился к Государственной Думе Российской Федерации с ходатайством предоставить ему политическое убежище, та, в свою очередь, попросила об этом Президента Ельцина.
Но времена уже были не те, стареющие Ельцин и Примаков, занятые лихорадочным и отчаянным спасением российской экономики, совершенно не понимали, чем им может быть полезен на нынешнем этапе Оджалан и судьба последнего была предрешена – 12 ноября 1998 года фсбшники вручили ему билет на авиарейс компании «Аэрофлот» SU584 до Рима, проводили до Шереметьево -2 и посадили на борт самолёта.
С 1999 года Оджалан поселился в турецкой тюрьме.
Опять в обойме
Хотя нельзя сказать, что страница сотрудничества РПК и ФСБ на этом была перевёрнута, вовсе нет.
В августе 2008 года, в разгар российской агрессии в Грузии, РПК выполнила очередную задачу российских спецслужб, взорвав столь ненавистный в Москве нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан на турецком участке в провинции Эрзинджан.
Сейчас же, в рамках гражданской войны в Сирии, мы являемся свидетелями всего лишь очередного этапа сотрудничества РПК и ФСБ.
Не стоит быть талантливым геополитическим аналитиком, чтобы сделать однозначный вывод – Россия, как это часто бывало в её коварной истории, предаётся столь излюбленной тактике «гибридной войны» — дестабилизирует обстановку в Турции чужими руками, а именно курдскими, предпринимает максимум усилий для прямого участия Анкары в сирийской войне, бомбёжками сирийской территории вынуждает местное население бежать в Турцию, создавая всё новые и новые проблемы не только для Анкары, а и дальше для Европы.
И, Москве это пока удаётся – в южных районах Турции уже полным ходом идут военные действия между турецкими силовиками с одной стороны и турецкими и сирийскими курдами с другой, оружие и боеприпасы которым поставляет Россия; непрекращающийся поток беженцев (коих уже около 3 миллионов) из Сирии вынуждает Турцию тратить значительные ассигнования на их обустройство; вблизи её границ сирийские курды устраивают постоянные провокации, обстреливая с сирийской территории турецкие населённые пункты и воинские подразделения (знакомая украинцам ситуация, не так ли?).
Цель Москвы предельно ясна – принудить Анкару к открытому участию в войне; уменьшить темпы её экономического роста; связать её действия необходимостью решения курдской проблематики, чем на долгие годы создать на Ближнем Востоке зону нестабильности, что приведёт к утрате перспектив постройки новых путей транспортировки углеводородного сырья в Турцию и далее в Европу.
А что Анкара? Терпение Турции откровенно на исходе, страна фактически стала жертвой внешней вооружённой агрессии, на которую накладывается неимоверно тяжкое финансовое бремя от постоянного притока беженцев, не добавляет туркам оптимизма и невнятная позиция США и НАТО.
Анкара демонстрирует, что использовала абсолютно все возможности для урегулирования ситуации.
Однако, скорее всего, членами антиАсадовской коалиции решение уже принято – 14 февраля на турецкую авиабазу Инджирлик перебазированы несколько самолётов ВВС Саудовской Аравии, а в самой Саудовской Аравии запланированы международные военные учения, в которых примут участие военнослужащие 25 государств: самого Королевства, Катара, Пакистана, Малайзии, Египта, Судана и других, словом, всех стран суннитского мира.
Украина в связке, а Азербайджан пока под прицелом
В этой стратегии Кремля совершенно логичным выглядит и недавний визит на Донбасс эмиссара Путина Владислава Суркова, который настойчиво укоренял в головах предводителей пророссийских боевиков мысль о необходимости возобновления военных действий, целью которых является полная оккупация территорий Луганской и Донецкой областей.
И, смеем предположить, нашёл для этого аргументы – в течение последних недель в оккупированные районы Луганской области, с территории которых до сих пор не осуществлялись обстрелы позиций вооружённых сил Украины, фиксируются переброски тяжёлого вооружения.
Вероятно, начало сухопутной операции Турции и её союзников в Сирии, согласно кремлёвскому плану, должно совпасть с наступлением российско-террористических войск на Донбассе.
А если Турции будет сопутствовать успех в Сирии, то у Кремля припасён очередной козырь в рукаве – Нагорных Карабах.
Как известно, сейчас Карабах насыщен российскими вооружениями и военнослужащими, которые могут в любой момент начать «гибридное» наступление на Азербайджан.
И Турция здесь не сможет оставаться безучастной, ведь уже около 20 лет в турецкой внешней политике значительную роль играет «азербайджанский императив» — всемерная поддержка братскому Азербайджану при любых обстоятельствах.
Поэтому Анкара, при таком развитии событий, будет вынуждена отвлекать значительные силы с сирийского фронта, перебрасывая их на азербайджанский.
О вероятном развитии такого сценария без обиняков предупреждал премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, пребывая в Киеве 15 февраля сего года.
В общем, всё самое интересное ждёт нас впереди.
Осталось только понять, что еще должно случиться в этом мире, сколько пролиться крови, чтобы Запад уже занял окончательную бескомпромиссную и жесткую позицию в отношении циничной политики Кремля. Хотя Европа уже, а именно, Франция и Германия прочувствовали на себе некоторые элементы «гибридной стратегии» Москвы в полной мере.
И здесь в памяти, почему-то всплывает крылатая фраза Уинстона Черчилля: «Миротворец — это тот, кто кормит крокодила в надежде, что тот съест его последним»…
Изображение: foxnews.com