«Для корабля, не имеющего цели, никакой ветер не будет попутным». Эта народная мудрость во многом определила сегодняшнее положение Украины. Если государство и общество не имеет собственной цели и программы развития, оно вынуждено будет пользоваться чужими, что, собственно, и произошло. О мифах, которые тянут страну на дно, и не дают развиваться, но за которые упорно держится социум, «Обозревателю» рассказал эксперт Фонда общественной безопасности ЮРИЙ ГАВРИЛЕЧКО.

Чем дольше длится кризис, тем сильнее люди хотят знать, что ожидает их в будущем. Кто-то обращается к гадалкам, к астрологам, кто-то вопреки всякому здравому смыслу продолжает верить политикам, а кто-то обращается к экспертам. К сожалению, следует признать, что любые прогнозы на будущее, сделанные сегодня, не сильно будут отличаться от гадания на кофейной гуще. Поскольку мир вступил в турбулентную фазу и события могут развиваться непредсказуемо. При этом, делать прогнозы относительно будущего Украины проще, чем о будущем мира в целом, ведь она в достаточной мере зациклена на самой себе и своих внутренних, как мифических, так и реальных проблемах.

Один из самых распространенных мифов в Украине такой: принято считать, что кризис у нас начался в 2008 году вместе с обвалом курса гривны, резким ростом цен, безработицей и т.д. В действительности же кризис в Украине начался с момента ее образования в качестве независимого государства, поскольку независимость свалилась украинцам, как снег на голову в средине лета. В 1991 году ее практически никто не ожидал, за нее мало кто боролся. Ни малейшего представления о том, что же делать после ее обретения, не имели украинские диссиденты-шестидесятники (которые всю жизнь привыкли бороться, но за это время утратили способность к созидательному труду), или более молодая поросль приверженцев самостоятельного пути развития. Ни те, ни другие не смогли предложить обществу ни цели, ни пути ее достижения.

Привыкнув за десятилетия советской власти к постоянной опеке со стороны государства, украинцы до сих пор продолжают верить в мифы: что за них кто-то побеспокоиться, по собственной инициативе их накормит, даст работу, обеспечит стабильность и процветание. Несмотря на все индустриальные достижения и фактически рабский труд в СССР, советская власть сформировала у своих граждан психологию иждивенцев: именно поэтому украинцы абсолютно спокойно отдали в руки бывших партаппаратчиков (а также бандитов и мошенников всех мастей), власть и полномочия, чтобы те распоряжались всеми ресурсами страны, настоящим и будущим государства.

Для обоснования собственной гражданской безответственности была придумана «замечательная» формула, очередной миф: «Политика – дело грязное, порядочному человеку там делать нечего». Дошло до того, что по данным различных социологических исследований, до 90% старшеклассников и студентов ВУЗов не только никак не связывают свою будущую жизнь с активной политической деятельностью или работой в госструктурах, но и откровенно презирают тех, кто собирается посвятить этому время и силы. В результате такого массового «психоза», имеем вполне закономерную картину: в политику идут сплошные негодяи, потому, что общество уверенно — именно там им самое место. Хуже того, придя в политику, любой порядочный человек через некоторое время становится негодяем – именно потому, что от него этого ждут. Нет, исключения, конечно, бывают, но они лишь подтверждают общее правило.

Этот миф о политике очень тщательно культивируется и самими политиками, потому что это существенно снижает конкуренцию и способствует подготовке кадрового резерва с такими же качествами, как у действующих политиков. Сила этого мифа настолько велика, что вызывает массовые приступы отупения даже у достаточно образованных и грамотных людей.

Замечательным примером такого отупения является недавние протесты предпринимателей против нового Налогового кодекса. Казалось бы, люди с высшим образованием, а таковых в малом и среднем бизнесе большинство, должны четко понимать, что невозможно вести правозащитную деятельность или требовать изменения экономической политики государства, заявляя при этом, что они действуют вне политики. Мало того, многие из тех, кто вышли на улицы в ноябре 2010 года, должны были вспомнить слова Владимира Ильича, о том, что выдвижение чисто экономических требований всегда ведет к конформизму и соглашательству, тем самым уничтожая само протестное движение.

Отсутствие же политических требований свидетельствует и о том, что одна из самых активных и самостоятельных в принятии решений частей украинского общества, не хочет брать на себя ответственность за свое будущее и будущее своих детей, предпочитая что-то просить (пусть даже и в виде требований) у государства.

А вот следующий миф: если кто-то думает, что молодежь более самостоятельна, или способна внести некую новые идеи, бороться за свои права — должен его разочаровать, ничего подобного не произойдет. Дети сгорбленных вырастают горбатыми, а значит, при отсутствии системы воспитания и образования, направленной на развитие личности, постоянного стремления к самосовершенствованию, принятию на себя ответственности за собственные поступки и будущее, патриотизма, да- да, именно ПАТРИОТИЗМА — эти качества сами по себе не появятся! И не воспитаются. Следовательно, ожидать каких-то «прорывов» от молодежи бесполезно. Тем более, что окружающая действительность никак не способствует ни самосовершенствованию, ни более ответственному поведению.

За годы независимости Украину покинуло почти 7 млн. человек. Эти люди уехали навсегда и сюда они больше не вернутся. И во многом не потому, что экономические условия здесь хуже, сложнее жить, а потому что здесь они никому не нужны, их знания, опыт, возможности в украинском обществе не востребованы и не будет востребованы до тех пор, пока иждивенческая психология не перестанет давлеть над украинским обществом. К счастью, кризис может помочь в формировании более рациональной модели поведения, как у молодежи, так и представителей старшего поколения, просто в силу того, что люди будут поставлены в ситуацию: изменись, или умри.

Уже сейчас очевидно, что никому в мире украинцы не нужны. Они вообще никому не нужны кроме самих себя, что бы они о себе не воображали, и что бы им не рассказывали политики. Вслед за Австралией, Европа и США последовательно закрывают свои границы для выходцев из стран бывшего СССР, отбирая только тех, чьи знания, навыки или способности требуются для их собственных экономик.

 

Так называемый миф о «евроинтеграции» не может быть реализован: потому что «миф», и потому, что натолкнется на традиционные национальные препоны: неспособность перестроить законодательство, острейший характер внутренней борьбы, мешающий выполнить все европейские условия, нежелание односторонних уступок, наконец.

Популярні новини зараз

В Україну йдуть морози до -9: Діденко розповіла, де похолодає найбільше та пройде сніг

"Укренерого "оголосило два періоди відключень світла на 26 листопада

Українці щодня демонструють свій незламний дух - Трюдо

Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі

Показати ще

Украине вообще не светит перспектива попасть в ЕС в ближайшие лет двадцать, если не больше. А значит, нас ожидает ожесточение визового режима: начиная от проверки экономической «благонадежности», (а вскоре украинец не сможет попасть в Европу даже по туристической визе), и заканчивая комплексом неких «антитеррористических» мер, когда от каждого желающего выехать за территорию Украины могут потребовать такие характеристики, что пресловутые проверки КГБ покажутся просто мелким недоразумением.

Возможно, кто-то сочтет это негативным моментом – я же считаю, что в этом есть несомненный плюс, который заключается в том, что у украинцев наконец-то появится шанс честно посмотреть друг другу в глаза и понять, что так дальше жить нельзя. Что нужно все менять. И перейти от «разговоров на кухне» к конкретным действиям. А для начала – научиться уважать себя, своих соседей, жителей своего района, города, страны. Потому что без уважения к себе, к своей истории нации не бывает. Если человек не уважает себя, то и окружающим уважать его не за что. Это в полной мере относится и к государствам.

К сожалению, сегодня большинство украинцев вынуждены думать о более «приземленной» проблеме – о деньгах. С одной стороны, в этом нет ничего плохого. Но вот с другой… Когда человек постоянно сосредоточен на выживании – он перестает жить. Перестает радоваться жизни. За последние годы, как показывают социологические исследования, ощущение счастья в нашей стране у людей постепенно исчезает. Данные социологической группы «Рейтинг» показывают, что по сравнению с прошлым годом в этом число людей, считающих себя в большей или меньшей степени счастливыми, уменьшилось (с 70 до 68%).

При этом число тех, кто считает себя «однозначно счастливыми», уменьшилось с 27 до 17%. Наиболее счастливой чувствует себя молодежь в возрасте 18–29 лет (70%), наименее счастливы пожилые люди (53%). Почти треть опрошенных в возрасте свыше 60 лет ощущают себя несчастными. При этом деньги – наиболее весомый фактор в ощущении счастья. Так, среди респондентов, совокупный доход которых превышает 3000 гривен на семью, чувствуют себя счастливыми 79%, а несчастливыми – лишь 10%. В свою очередь среди тех респондентов, семейные доходы которых составляют менее 1000 гривен, счастливых лишь 49%, а несчастливых – 37%.

Это закономерно. Но это же и страшно. Страшно потому, что привыкнув к постоянной погоне за деньгами, человек перестает замечать, что происходит вокруг него. И он обречен на то, чтобы стать жертвой более богатых соседей с более широким кругозором и пониманием происходящих в мире процессов. Что характерно, те же соцопросы показывают неутешительную картину: больше всего огорчают украинцев уровень их доходов (40% ответов), состояние их здоровья (31%), состояние здоровья их близких (25%) и неуверенность в будущем (21%), при этом лишь 1% опрошенных огорчает состояние их духовности и только 2% – уровень их знаний. Кроме того, украинцев огорчает отсутствие работы, которая приносила бы удовольствие (15%) – в 1,5 раза больше, чем отсутствие работы как таковой (9%).

Но при этом украинцы вообще никак не связывают низкий уровень доходов или отсутствие работы, которая бы приносила им удовольствие, ни с недостатком образования (знаний, навыков, опыта), ни с кризисом духовности!!!

Да, приехали. Попсовой культуре, наконец-то, удалось убедить украинцев в очередном мифе: деньги могут доставаться даром, и ни образование, ни работа тут ни причем! Главное – чтобы повезло, и жизнь воспринимается как лотерея. Правда, почему-то никто не задумывается над печальной мировой статистикой: все выигравшие в лотерею значительные суммы очень скоро (1–3 года) снова вернулись на ту же ступеньку на социальной лестнице, что занимали до выигрыша (если, конечно, не умерли от переедания или передозировки наркотиков). К сожалению, подрастает уже второе поколение молодежи, уверенное в том, что рост доходов и повышение благосостояния никак не связан с трудом. Если это станет в обществе доминантой, то такое общество обречено на скорый распад.

И здесь мы упираемся в уже набившую оскомину проблему отсутствия национальной идеи. Без которой у нации и страны нет будущего.

Марина Щербакова