В цикле статей о стратегии Кремля на Ближнем Востоке, которая была обозначена во время визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Доху, была прослежена цепь заявлений и дан прогноз дальнейших шагов Путина.

Подробней читайте в статьях Катарская заготовка Кремля и путинская многоходовка и Катарская заготовка Кремля: продать сирийскую «козу» и отвлечь от Украины и «Боинга»

Собственно говоря, дальнейшие события оказались полностью предсказуемы и вписались в предыдущие прогнозы. Сейчас настало время констатировать и проанализировать некоторые факты, которые зададут канву дальнейших событий.

Генеральная ассамблея без сюрпризов

Как и было предсказано, вся программа Путина на Генеральной Ассамблее была полностью посвящена теме участия России в «крестовом походе» против ИГИЛ. Ожидаемо, что Запад и арабский мир отказались встать под путинские знамена.

И по факту Путин возглавил не широкую международную коалицию против терроризма, а присоединился к шиитской коалиции, возглавляемой Ираном, во имя спасения режима Башара Асада. Все остальные – это чисто иранские прокси, включая ливанскую террористическую группу «Хизбулла» и правительство Ирака, которое почти полностью контролируется Тегераном. Хотя вполне возможно, что результатом деятельности «Клуба спасителей Башара Асада» окажется не спасение его власти, а мучительное и кровавое продление агонии.

Триумф Путина в ООН явно не состоялся. Однако своих ограниченных целей он сумел добиться. Первое – полностью закрыть на Генассамблее вопрос малазийского Боинга. Нидерланды, которые возглавляют «Коалицию рейса МН17», решили отложить обнародование отчета по результатам расследования трагедии на середину октября. Всемирная экзекуция России в Нью-Йорке не состоялась. Также Путину удалось отвлечь внимание от Украины.

Сирийская стратегия России

Сразу после выступления Путина и его отъезда домой, Совет Федерации дал право на использование ВС РФ за пределами России, российским войскам в Сирии был отдан приказ начать бомбовые удары, а кремлевским пропагандистам обеспечить максимальный информационный фон «новой героической эпопеи российского народа».

Еще во время развертывания российского контингента в Сирии было сомнительно, что российская армия и авиация смогут бороться с декларируемым Путиным и Лавровым главным противником – ИГИЛ. Подробней читайте в статье Россия и ИГИЛ: как Путин сражается со своей тенью

Российская армия высадилась и развернулась на западе страны в Латакии и нескольких других местах, в то время как ИГИЛ находится на ровно противоположном конце страны. Между ними находятся повстанческие группировки сирийской оппозиции от умеренной до радикальной, которые составляют главную угрозу войскам и режиму Асада.

Российское военное командование ничуть не позаботилось о том, чтоб бомбовый дебют российских ВВС совпал с декларациями их же верховного главнокомандующего и министра иностранных дел. Вместо позиций ИГИЛ русские летчики отбомбились именно по позициям умеренной Сирийской Свободной Армии, убив за компанию и десятки гражданских.

Запад имел бы повод окончательно умыть руки от недавнего путинского предложения о коалиции по борьбе с террористами ИГИЛ, если бы не тот факт, что «соколы» Путина уничтожают именно группировки, которые этот Запад и поддерживает.

Популярні новини зараз

Виплати добігають кінця: що відбувається з фінансуванням пенсій, субсидій та лікарняних

Українці щодня демонструють свій незламний дух - Трюдо

Залужний сказав, коли Росія вдарить із новою силою

Ціни на пальне знову злетять: названо причини та терміни подорожчання

Показати ще

Очевидная цель – унизить Обаму и подорвать остатки доверия сирийцев к Западу, и еще больше радикализировать оппозицию и сдвинуть ее к эктремистам. И Запад только что осознал, что не может этому ничего противопоставить, кроме прямого военного столкновения. Путин на этот случай тоже перестраховался, и потому первым делом развернул в Сирии самые последние системы ПВО и истребители перехватчики, для которых по определению не может быть других мишеней, кроме авиации НАТО и Израиля.

Но при всем при этом у русских недостаточно сил для наземных действий. Присланные в Сирию сухопутные подразделения ВС РФ могут выполнять задачи только по охране периметра своих воздушных и морских баз. Наземные наступательные операции будут вести иранцы со всеми своими шиитскими прокси из Ливана и Ирака. И главной целью опять-таки будет не ИГИЛ, а умеренная оппозиция, зажатая между Асадом на западе и ИГИЛ на востоке, как между молотом и наковальней.

В этом очевидном построении есть одно узкое место – оперативный цейтнот. У русской авиации и сирийско-иранских сухопутных сил есть очень узкое временное окно – до сезона осенних и зимних дождей, которые начнутся самое позднее в ноябре, но обычно в октябре. В сезон дождей русским летчикам придется дожидаться «окон» хорошей погоды как для ведения воздушной разведки, так и нанесения бомбовых ударов. Так что оппозиции не остается ничего иного, как пытаться выжить и уцелеть, и дождаться защиты сирийского Генерала Дождя.

Дебют российской авиации в целом оказался унылым зрелищем. Это полное дежа-вю советской войны в Афганистане – те же старые самолеты Су-24, те же звезды на крыльях и те же старые чугунные бомбы.

Если вы не поленитесь поискать старые фотографии с афганской войны, то единственную разницу, которые вы увидите, будет разница в качестве снимков между профессиональными цифровыми фото официальной пропаганды и зернистыми черно-белыми любительскими снимками советских летчиков и технарей на шосткинскую пленку «Свема-65».

«Умные» бомбы и ракеты, которые стали главной опцией авиации НАТО и Израиля в 21 веке, по-прежнему остаются непозволительной роскошью для путинских ВВС даже на 15 году его правления. Точно так же, как это и было очень дорогим удовольствием и для советского командования в 80-х.

Впрочем, в том время ровно аналогичная ситуация была и у американцев, включительно с «Бурей в пустыне», когда только несколько типов самолетов могли нести и применять управляемое оружие. Но российская авиация так и осталась в советском периоде, которой хватило только на закупку Су-34 – переделки из советского же Су-27.

В целом русский воздушный дебют в Сирии в шиитской упряжке определенно не станет ни хорошей рекламой российскому ВПК, ни тем более российскому государству и его политике во всем арабском мире. Россия полностью повторит путь СССР в 80-х годах, когда от советской авантюры в Афганистане дистанцировались даже Саддам Хусейн, Муаммар Каддафи и Хафез Асад.

Однако ключевая разница между СССР в Афганистане и Россией в Сирии – это поведение американцев. Барак Обама сейчас определенно не ведет себя как Картер или Рейган, который грубо троллил Кремль, пел оды душманам, поставлял им горы оружия и заказывал в Голливуде антисоветские боевики о Рэмбо в Афганистане.

Американцы пытаются установить диалог на уровне военных и пока что проявляют добрую волю к очевидному противнику, который уже успел ощетиниться в Сирии зенитными ракетами. Однако на турецкую базу Диярбакыр у сирийской границы уже переброшены вертолеты HH-60G Pave Hawk и самолеты HC-130s вместе с 300 военнослужащими ВВС США.

У этой техники только одно главное боевое применение – поиск и спасение сбитых летчиков в глубине вражеской территории. То есть, американцы либо готовятся подбирать либо своих летчиков, которые будут бомбить ИГИЛ, и значит, следует ждать эскалации американского участия, либо русских, если они начнут летать над территорией ИГИЛ. Тем более учитывая тот факт, что у русских такой спасательной техники просто нет и не предвидится.

Рождественская стратегия Европы

Европа никогда не рвалась на сирийский фронт. Как мы все помним, все европейские страны отказались присоединиться к Обаме после применения Башаром Асадом боевого химического оружия и принять участие в военной кампании против Дамаска. Результатом этого тогда стало публичное унижение Белого дома, который согласился на договор с Асадом передать химическое оружие для уничтожения, что, впрочем, не было полностью выполнено. А сейчас – бесконечное продолжение сирийской бойни и полмиллиона сирийских беженцев, высадившихся на берега Европы, как американские солдаты в 1944 в Нормандии.

Однако Европа в этом контексте пытается пережать этот кислый лимон в сладкий лимонад и разработать нешаблонный ответ на провокацию с беженцами. Несмотря на то, что в самой Шенгенской зоне снова вдруг вспомнили о когда то существовавших границах между странами, в Западной Европе беженцы встречают такой прием, о котором можно было только читать в сказках о добрых феях и чудесах на Рождество. Европе не впервой сталкиваться с массовой миграцией. Не считая двух мировых войн и потоков беженцев, Европа успешно переварила и венгров в 1956, и албанцев в 1991, и боснийцев в 90-е, и миллионы украинцев, которые приехали как туристы и остались навсегда.

В случае с арабами Европа своим теплым приемом решает несколько задач.

Во-первых, будут сбиты агрессивные антизападные настроения как среди беженцев, так и в арабском мире вообще. Даже если среди беженцев и окажутся боевики ИГИЛ и сотрудники сирийских спецслужб, засланные с толпой беженцев для организации провокаций и террористических актов, то их действия не найдут сочувствия и одобрения на любой арабской улице хоть в Европе, хоть в Каире. Разве что только в официальной российской прессе.

Во-вторых, в Европе понимают, что все равно скоро зима, и им кажется проще пустить беженцев зимовать к себе в теплые дома, чем завозить тысячи тонн палаток и продовольствия на необорудованные площадки в Турции или Иордании.

В этом контексте Евросоюз не забывает и об Украине. Евросоюз взял на себя роль доброго полицейского, и разговаривает с Москвой в подчеркнуто примиренческом ключе, оставив резкую риторику Саудовской Аравии, которая требует безусловного отстранения Башара Асада от власти. И в это время Евросоюз добился подписания контракта от «Газпрома» на поставки газа для Украины и даже оплатил его стоимость. Делать резкие заявления в адрес Путина Европа сможет снова делать не ранее весны следующего года, после отопительного сезона.

Украинская стратегия Путина

Военная машина РФ на Донбассе под руководством Шойгу и российских спецслужб за полтора года не смогла добиться никаких значимых успехов даже после взятия Дебальцево. Россия так и не решилась развернуть дальнейшие стратегические наступления, опасаясь новых западных санкций. Хотя и усиленно завозила горы оружия в Донецк и Луганск, количество которого технически позволяло ударить по ВСУ по всей линии и на всех направлениях одновременно.

Вместо наступления на Донбассе Путин принял решение разыграть другую партию и перебросить свои силы в Сирию. Даже клоун Моторола нацепил на себя шеврон с Башаром Асадом, хотя физически остался в Донецке. Его в Сирию не взяли, наверное, по той причине, чтоб он не полез штурмовать российскую авиабазу в Латакии, перепутав ее по старой памяти с Донецким аэропортом.

Очевидно, что свои украинские надежды Путин теперь возлагает не на свою армию на Донбасском передке, а «политическую пятую колону» прямо в Киеве, условную «партию мира», состоящую из перекрашенных и разбросанных по разным проектам бывших членов Партии Регионов, которые на октябрьских местных выборах, по замыслу Кремля, должны восстановить свое влияние. А весной – добиться проведения досрочных выборов в Верховную Раду.

Они ожидают повторить реванш ПР 2005-2006 гг., попутно став для Петра Порошенко «черной вдовой», которая сожрет в своих объятиях остатки рейтинга Президента среди электората Майдана. Эта ПР-2 в любом случае будет добиваться замирения с Кремлем и оставит Украину в российской орбите.

Поэтому любые военные провокации на Донбассе могут испортить эту политическую игру. Реванш ПР-2 должен четко ассоциироваться с наступлением мира. А если бывшие регионалы проиграют, то кровопускания будут продолжены, пока весь украинский народ не смирится с необходимостью и неизбежностью возвращения власти этим «крепким хозяйственникам».

Но до этого времени, Путин пока побудет «миротворцем» на Донбассе и «борцем» с мировым терроризмом, попутно расшатывая Украину изнутри.