На днях я участвовал во встрече с одним высокопоставленным чиновником-дипломатом, который обрисовал ход внешних переговоров с Западом и Россией. Встреча была во всех смыслах интересной, потому что чиновник демонстрировал хорошее понимание реалий и владел материалом.

Что меня поразило, так это убогость мыслей наших некоторых экспертов, участвовавших во встрече, а вот чиновник оказался очень на высоте.

Например, такие эксперты говорят: А почему мы до сих пор не ввели состояние войны с Россией. Ну, хотя бы там формально, закрыли посольства, прекратили все отношения и так далее.

Чиновник им вежливо объясняет какой баланс сил на Западе и что делается, чтобы его держать в нашу пользу. А они опять за свое: Но мы же должны показать, что мы боремся с Россией.

Тут я не выдержал и говорю где-то так: Скажите, вы понимаете, что ни США, ни Европа не настроены играть в конфронтацию с Россией, потому что это не соответствует ИХ интересам сегодня. При этом НАША зависимость от западной помощи определяет ПАРАМЕТРЫ И ГЛУБИНУ НАШЕГО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО МАНЕВРА, и если мы начинаем играть в радикальную конфронтацию с Россией, ТО ТЕМ САМЫМ, мы ВТЯГИВАЕМ США и Европу в нее, тогда как они спешат ее избежать любой ценой ( в том числе, за счет Украины — прим. автора) .
При этом мы НЕСПОСОБНЫ УСТОЯТЬ В ЛОБОВОМ КОНФЛИКТЕ С РУССКИМИ, потому что наша экономическая система на грани коллапса, как следствие, наша политическая система может рухнуть из-за перенапряжения в любой момент.

В этой ситуации Западу проще не дать ресурс Украине, чтобы она рухнула от перенапряжения, чтобы снизить риск неуправляемой конфронтации с Россией, чем пойти на ее глубокую поддержку и втянуться в конфронтацию с непредсказуемыми последствиями. Проще говоря, пока мы не проведем полноценные реформы и мобилизацию экономики, то Запад не имеет рациональных мотивов играть на полноценную поддержку в нашу пользу, поскольку такая игра и Украину не спасет, и собственные интересы Запада не защитит, а только создаст дополнительные издержки, которые будут создавать перенапряжение для него самого Запада. Особенно, для Европы.

Думаете, что это их как то вразумило? Нет. Они продолжали задавать вопрос в духе национального провинционализма. Особенно меня вставил вопрос о том, напоминаем ли мы о Дебальцево в контексте Минских соглашений….. В общем, такая себе жизнь инфузорий в своем одноклеточном мире фантазий.

Самое страшное, что некоторые из них еще и преподают свои заблуждения будущим дипломатам, политологам и еще Бог весть кому.

Резюме: Неадекватность представлений об интересах внешних игроков порождает неадекватность представлений о наших возможностях. В условиях максимальной слабости государства это приводит к перенапряжению и углублению дисбалансов, которые опрокидывают нашу политическую систему. Если мы посмотрим на нашу историю, то увидим, что это происходит с пугающей периодичностью. Нужно реалистично смотреть на самих себя, чтобы не стать жертвой тех, кто реалистично смотрит на нас.