На протяжении последних полутора лет я настойчиво проводил линию относительно Донбасса. Многие критики воспринимают ее как пораженческую, поскольку я считаю, что Украина должна отказаться от попыток вернуть оккупированные территории на данном этапе.
Почему Украина должна сосредоточиться на себе, а не на Донбассе мы писали на «Хвиле» доступно практически во всех последних текстах. «Почему Украина не может пойти по пути США в Гражданской войне”, Тарас Возняк: Конституційний демонтаж України, Зрада, или зачем снова думать, говоря о войне России и Украины, Бритва Меркель: как Украину загоняют в финальный коллапс, Что знают и чего боятся те, кто отказался голосовать за «особый статус» Донбасса
Однако, я вижу, что до многих по-прежнему не доходит, потому рассмотрим перспективы возвращения оккупированных территорий с точки зрения изменений в будущем.
Логика всех моих текстов проста — Украина должна сосредоточиться на расширении пространства своей субъектности. Стабильность государственных институтов приведет к росту экономической мощи, это увеличит военно-политическую мощь и расширит пространство для маневра во внешней политике. Когда внешние партнеры будут уверены, что Украина способна реализовать то, о чем говорит, то появятся возможности отыграть потери по Донбассу и Крыму, если в тот момент будут рациональные мотивы для этого.
Если Киев будет видеть, что выгоды возврата потерянных территорий будут превышать издержки, то он сможет применить несколько методов их возврата.
Вариант первый: война за Донбасс и Крым с помощью модернизированной армии. При этом Украина должна быть уверена, что РФ не нанесет тактический ядерный удар по ее территории или армии. Для этого она должна либо иметь в союзниках США, или должна иметь ядерное оружие плюс систему ПРО. Все это потребует десятков, а то и сотен миллиардов долларов, которые сможет сгенерировать только мощная экономика без последствий изъять из себя ресурсы на такую политику, Это значит, что к этому моменту должны быть проведены реформы, они должны быть успешными и страна успела накопить “жирок”. Ах, да, забыл в войне нужно будет победить, а для этого нужно будет иметь агрессивную и современную армию под руководством агрессивных, современных командиров, которых нужно будет соответствующим образом подготовить.
Вариант второй: сформировать международную коалицию, которая посредством санкций, изоляции принудит Россию вернуть Украине захваченные территории. Если вследствие таких действий, а также внутренних проблем Россия провалится в коллапс, то тогда появляется возможность используя хаос в Москве вернуть территории сравнительно мирным путем. Если же РФ будет сопротивляться, то опять возвращаемся к варианту один.
Что нужно сделать, чтобы сформировать такую коалицию? Время и деньги.
Время, чтобы ее сформировать путем убеждения, что стратегические мотивы членов коалиции совпадают.
Деньги для того, чтобы купить партнеров. Если выгоды от сотрудничества с Украиной будут больше, чем с Россией, то тем сильнее будет мотивация поддерживать Украину. Это означает, что опять-таки нужна мощная экономика, которая будет вовлекать внешних партнеров в в экономический обмен с нами. Это опять-таки потребует времени и стратегического подхода в рефомах.
Таким образом, ключевым ресурсом возврата утерянных территорий есть время, деньги и стратегия, положенная на видение перспектив развития страны.
Наконец, есть третий вариант, который имеет большее количество фанатов среди многих украинцев. Он заключается в том, что можно в течение ближайшего времени опираясь на разваливашуюся экономику и прогнивший государственный аппарат каким то чудом отбить у ядерной России потерянные территории, опираясь на лозунги «Наше дело правое, мы победим!». В финале этого сценария наиболее прозревшие произнесут сакраментальную фразу Петлюры: «Мы все про*бали».