Из «камней», брошенных в Минские соглашения, можно насыпать вторые Карпаты на границе с РФ, закрыться от ее холодных ветров, и превратить всю Украину в сплошное Закарпатье. Заодно подтвердить теорию Москвы, что горы Кавказа насыпали древние украинцы, когда копали Черное море.
Год после подписания в сентябре первого Минского соглашения ясно показал: это был единственно разумный шаг в ситуации, когда большая и боеспособная армия отсутствует. Как сказал бы Лесь Поддеревянский: «Яка розумна є тому альтернатива?». ‒ «Жодної», ‒ призыв о немедленном наступлении Гриценко, Ляшко, Тимошенко и других настоящих полковников был не альтернативой, а глупостью, личным пиаром или провокацией. Мы подписали их под давлением силы, но заложили ими под Кремль мину замедленного действия и она все активней срабатывает.
Что эти соглашения не будут выполняться, знали все подписанты. Кремль не собирался выводить свои войска, дипломатично замаскированные в слове «иностранные», а ДНР и ЛНР, именуемые в соглашении «незаконными вооруженными формированиями», и не помышляли разоружаться. Соглашения навесили на нас обязательство провести выборы в оккупированных РФ районах, – это по замыслу Кремля должно было легализации его марионеток. Мы такие выборы на территориях, где отсутствуют политическая жизнь как таковая и элементарная демократия, ни провести, ни признать честными, если их там проведет РФ, не можем и не хотим.
Задачей соглашений был выигрыш времени. Это было нужно нам, но и РФ, как это не парадоксально. После наступления на Иловайск и захвата Приазовья, Кремль оказался в цейтноте, как и мы. Он не мог двигать войска дальше, без риска развязать мировую войну, в которой ядерный удар по Москве отрезвит императора РФ быстрее, чем императора Японии в 1945 году.
Быстрее, так как Японию предстояло оккупировать, а оккупировать и кормить РФ не планирует даже НАТО, сколько бы об этом не мечтали в России. Но и 160 миллионов поляков, украинцев и немцев тоже не планируют гоняться за 140 миллионами россиян, несмотря на уверенность РФ и Дэлэнерии, что они воюют именно с немцами и поляками, у которых хохлы лишь марионетки. Вообще, Россия это единственное государство, где история регулярно имеет сослагательное наклонение: то НАТО вошло в 1968 г. в Прагу, то США в 1979 г. оккупировали Афганистан, то нацист Яценюк вот-вот до субботы вырежет русских, а заодно и евреев.
Обеспокоенность ООН, НАТО, США и ЕС многое значат, даже если не воплощается через неделю в высадку эстонско-финско-британского десанта в Москве. Это искусство дипломатии – остановить врага бряцанием оружия, а не его применением. Осенью 2014 г. это вполне удалось – Кремль даже не рискнул признать «выборами» фикцию выборов в Дэлэнерии из «партий», созданных за одну ночь. Для этого понадобилось убедительно пообещать отключить РФ от SWIFT. Впечатлило.
Зимние бои ясно показали: «армия свободного Донбасса» – это фикция Кремля, и без бурятов, «донского войска» и прочих она потерпит поражение. Бои за Донецкий аэропорт и Дебальцево подтвердили: «дорога на Крым» и другие проекты завоеваний невозможны без массового участия армии РФ, но его уже сложно продолжать маскировать под бурят-добровольцев.
Поэтому перед Кремлем встали две задачи: собрать «армию свободного Донбасса» и добиться де-юре или де-факто признания «ДНР» и «ЛНР» субъектами международного права. Поэтому Лавров пытался и пытается завести Дэлэнерию в зал переговоров, но ему это не удается. Не удается, несмотря на замену им в феврале Захарченко и Плотницкого на Пушилина и Дейнегу, которые внешне не выглядят православными моджахедами и умеют говорить.
С целью выиграть время для реализации этих двух задач, Кремль и подписал повторное перемирие, имея смутный план легализации Дэлэнерии через федерализацию и выборы в Украине и наделение Дэлэнерии правом вето на решения Верховной Рады, что требует изменений в конституции Украины. План повторяет схему пребывания Приднестровья в Молдове, из которого РФ еще 20 лет назад обещала вывести войска. В феврале этот план еще не был детально проработан, но Кремль полагал, если в Молдове вышло, на Донбассе тем более выйдет. Украине пауза в войне тоже была нужна.
Настало время подвести первые итоги.
Военный аспект. Россия в нем проигрывает. В Украине появилась армия сдерживания, пусть сейчас и выясняется, что ее надо вновь переформатировать по другим принципам. Военкоматы восстановили призывные списки, уничтоженные при Януковиче, а заодно воссоздались и сами. Выяснили, что сразу призвать 100 тысяч человек способны, но одеть их в форму, и научить воевать, еще нет. Поэтому всем, требующим наступления, следует запастись терпением, так как воюем не с мифической Новороссией, а с реальной Эрэфией.
При всех своих недостатках украинская армия уже реальный факт, с которым Кремль вынужден считаться. Поэтому и передислоцирует в Белгородскую и Курскую области 20-ую армию РФ. Надеется закончить к 1 декабря. Переброска вызвана тем, что на Донбассе появилась украинская линия Маннергейма, и Кремль надеется ее обойти, повторив обход Гитлером линии Мажино и вторжение во Францию из Бельгии. Прорыв наших трех линий обороны на Донбассе труден, а силами «ДНР» и «ЛНР» нереален. Армию РФ придется ярко «светить», а игра в «русских войск на Донбассе нет» утратит всякий смысл. Поэтому Кремль планирует вторжение в Сумскую и Харьковскую область из Белгородского и Курского «субъектов федерации». В его оправдание Лавров что-то сочинит про кровавую хунту в Киеве.
20-ой армии отведена роль ударной силы вторжения. Роль других скромней. Так как мобилизационные возможности «ДНР» и «ЛНР» исчерпаны и им отведена почетная роль героически погибнуть в начале наступления, то дополнительный ввод российских частей на Донбассе неизбежен для поддержки 20-ой армии. Задача воинства Дэленерии ‒ начать бои, спецназа ГРУ – не допустить, чтобы воинство разбежалось, армейских частей РФ ‒ не допустить разгрома воинства и сковать боями ВСУ, а 20-ой армии ‒ ударить в этот момент с севера и развить наступление на Киев. Армия из Крыма начнет выползать на 3-ий ‒ 4-ый день после ввода 20-ой армией, если не позже. Чтобы выйти из Крыма, ей надо пробомбить эту сторону Перекопа, а затем навести мосты, находясь под бомбежкой. Это, учитывая узость перешейка, удовольствие ниже среднего. Поэтому она вылезет только в случае успеха 20-ой армии. Так как российская группировка в Приднестровье – не армия, а сильно раздутая диверсионная группа, то ее задействуют лишь в финале, если вторжение пойдет по сценарию Кремля.
В ISW зафіксували високий рівень дезертирства окупантів
На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса
Зеленський підписав закон про позбавлення держнагород за пропаганду країни-агресора
Українцям оприлюднили тариф на газ з 1 грудня: скільки коштуватиме один кубометр
Таков рабочий военный сценарий Кремля. Но что все пойдет по сценарию, подозреваю, не верят даже в Генштабе РФ, как и не уверены, что смогут его вообще запустить. Мешает не только НАТО. Мешают военная неготовность, слабая международная поддержка РФ и выборы в Украине. Если начать наступление до 25 октября, то Порошенко и Верховная Рада заменят выборы военным положением, нужные законы всю длину согласований уже прошли. Но тогда сыпется план просачивания промосковских партий в рады и вторжение придется начать без уверенности, что фракции регионалов и коммунистов в радах смогут заявить какие-нибудь хутора-республики. Поэтому 20-ой армии и приказано развернуться к 1 декабря, – в Кремле знают, что в Украине голоса считают не так быстро, как в РФ, но обычно за месяц сосчитать удается.
Поэтому Кремль до 1 декабря обречен заниматься терактами, взрывами, поджогами, саботажем в энергетике руками Ахметова, и информационным давлением. Отпуск и совещания актера Путина в Крыму – примитивный троллинг в этом сериале, как и заезды европейских друзей Путина в Крым. Похоже, что осенью траты РФ на выборы в Украине, Польше, Беларуси, Испании и Греции ударят по ее бюджету не слабее падающей цены нефти. Поэтому слишком затратные выборы в Венесуэле Кремль уступил Китаю.
В этой ситуации у нас есть возможность начать наступление на фронте дипломатии, используя Минское соглашение. Судя по визиту Порошенко в День Независимости в Берлин для встречи с Меркель и Олландом, а оттуда в Брюссель на встречу с главами ЕС ‒ Туском и Юнкером, наше наступление начинается с 24 августа. Цель его – принуждение РФ к миру, к выполнению Минского соглашения и выводу войск с Донбасса. Средство ‒ миротворческие войска ЕС по решению ООН, которые начнут вытеснять оккупантов приблизительно по схеме: с 1 января Россия уходит из Приазовья, затем из Донецкого региона, потом и из Луганского. Инициатива Франции в ООН по отказу членов Совета безопасности от права вето, которая будет голосоваться на Генассамблее ООН в сентябре, открывает такую возможность.
В перспективе будет поднята и тема нарушения РФ суверенитета Украины, которая еще не звучала. Наглые требования Лаврова от Украины изменить Конституцию и т.д. нельзя назвать иначе, как вмешательством во внутренние дела суверенного государства. Мы это требование приняли, и 29 августа Верховная Рада планирует начать процесс правки конституции. Приняв его, Украина тем самым создала прецедент, позволяющий ей требовать и от РФ изменить свою конституцию. В частности, стать реально, а не фиктивно федерацией, признать украинский и татарский языки государственными, обеспечить права украинцев, живущих в РФ, и многое другое. Глобальная революция продолжается. Путин и дальше может загорать на дне Черного моря, а кремлевские СМИ ныть, что в правках к конституции Украины вето для Дэлэнерии и она сама не предусмотрены.
Изображение: Travellers Daydream