На протяжении почти месяца фондовый рынок Китая обвалился на треть. Последствия этого ощутит каждая страна мира, включая Украину.
Как пишет Financial Times, падение китайского фондового рынка началось сегодня во время четвертой сессии. Индекс Шанхайской биржи сократился на 1,3%, в то время как Шэньчжэнь потерял 5,3%. Таким образом, рост обеих китайских бирж в этом году составляет 36%, хотя еще месяц назад этот показатель составлял 122%. Таким образом, за период с 12 июня Шанхай и Шэньчжэнь вместе обвалились на треть. Это наиболее масштабное сокращение в Китае с 1992 года.
В общем-то, ничего непредсказуемого. Просто начинается третий этап мирового кризиса. Он ведь не заканчивался, как писали некоторые дурачки экономисты,которые следили за восстановлением экономики США и наивно полагали, что все уже позади. Он не заканчивался, но трансформировался.
Мир является единой системой и если голова перестает болеть, то это не означает, что метастазы не появились в почках или легких.
Первый этап глобального кризиса начался в США в 2007 году.
Второй этап кризиса начался в ЕС в 2008-2009, а сейчас мы видим углубление и развитие на примере Греции и последующих громких падений на юге еврозоны.
Третий этап стартовал с обвала фондового рынка в Китае.
О том, что Китай неизбежно столкнется с кризисом в своей экономике говорили многие эксперты. Ручир Шарма писал в своей книге «Прорывные экономики в поисках следующего экономического чуда» в 2011 году, что после того, как в 2008 году в США разразился финансовый кризис, Пекин приказал банкам раздать кредиты практически без ограничений. В итоге в следующие два года в Китае было выдано новых кредитов на сумму в 2,7 трлн. Долларов — более 4% мирового ВВП, — что равно общей сумме кредитов, выданных в СШ за весь бум на рынке недвижимости в 2003-2007 годах. «Сегодня в Китае в обращении больше денег, чем в США (10 и 8 трлн. долларов соответственно)», — писал Шарма.
Значительная часть этих денег была вложена в недвижимость. Только в 2010 году в Китае было продано 800 млн. квадратных метров недвижимости — больше, чем во всех странах вместе взятых. Надулся огромный пузырь, когда в китайских крупных городах (Пекин, Шанхай и т. д.) цены на недвижимость превысили уровень, достигнутый Японией в конце 80-х годов прошлого века, когда участок под императорским дворцом в Токио стоил дороже всей земли в Калифорнии.
В Японии гигантский мыльный пузырь 80-х закончился рецессией из которой Япония выбирается уже более 20 лет.
К чему же приведет обвал на фондовом рынке Китая?
На протяжении последних лет КНР была драйвером высоких цен на сырье, подерживая на плаву многие страны третьего мира которые специализируются на поставках одного -двух-трех видов сырьевой продукции. Пекин не смог компенсировать потерю внешних рынков внутренним спросом. Когда я в 2013 году был в Китае, то все бизнесмены с которыми удалось пообщаться из самых различных сфер ( начиная от металлургии и заканчивая фармацевтикой) говорили, что объемы падения поставок на внешние рынки составили 40-50%, потому особый акцент делали на развитии внутреннего рынка.
Маск назвав Шольца "некомпетентним дурнем" після теракту у Німеччині
Ваші банківські дані під загрозою: де не можна використовувати Wi-Fi
Українцям загрожують штрафи за валюту: хто може втратити 20% заощаджень
Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України
Реализация Китаем огромных инфраструктурных проектов и бурное строительство недвижимости породили у многих внешних инвесторов завышенные ожидания, что КНР будет динамично развиваться следующие несколько десятков лет. Многие указывали на огромный профицит платежного баланса Китая. На конец 2014 года ЗВР КНР составляли 3, 88 трлн. долларов! Это, а также гигантские долги США Китаю под трлн. долларов, отвернули многих от того факта, что Китай вместе с государственными долгами (30%) с задолжностью корпораций и домохозяйств общий долг Китая составляет около 130% от ВВП. Кроме того, из-за того, что из страны проблематично вывезти капитал, то возник огромный теневой рынок заимствований, которые Центробанк Китая называет «социальное финансирование». Его суть заключается в кредитовании отдельными физическими лицами или корпорациями друг друга. Вышеупомянутый Ручир Шарма еще в 2011 году предположил, что вместе с этим рынком общий долг Китая может достигать запредельные 200% ВВП.
Эти и другие факторы (дисбалансы в развитии регионов, огромное неравенство, зависимость от внешних рынков сбыта продукции и т. д.) вывели китайское экономическое чудо на зыбкую почву. Конечно, говорить о том, что Китай рухнул будет неправильно, потому что у него значительный запас прочности, а руководство готов идти на жесткие меры, чтобы не допустить неуправляемых процессов. Однако, серьезные последствия для мировой экономики и самого Китая после падения его фондового рынка очевидны.
Хорошая новость для нас. Особые ожидания России от Китая, например, на создание военно-политического союза с ним, сегодня горят в топке фондового рынка в Шанхае. Во-первых, КНР еще до обвала предупредила Россию, что не намерена создавать такой альянс. Во-вторых, Пекин теперь будет еще более осторожен в своей внешней политике, чтобы она не создавала проблем в разбалансированной экономике. Это означает, что Китай будет предельно осторожен с Западом, чтобы не допустить ненужной конфронтации. Он будет действовать по формуле «улыбаться в следующие 50 лет», которую озвучил Ли Кван Ю за пару лет до своей смерти.
При этом, если Китай наверняка будет более уступчив в отношении Запада с одной строны, но может стать более агрессивным, чтобы попытаться переложить внутренние противоречия на внешние площадки в регионе. Это повысит вероятность региональных конфликтов, что чревато ростом национализма в самом Китае. Для России в этом нет ничего хорошего. Она остается в гордом одиночестве, без азиатской альтернативы, которая нужна как костыль, чтобы поддержать падающую экономику РФ.
Плохая новость для нас. Проблемы Китая потянут вниз цены на сырье, а за ними спрос на товары, которые мы производим. При этом спрос на нашу сельскохозяйственную продукцию вряд ли упадет, хотя цены на продовольствие могут снизиться и, наверняка, снизятся. А вот металлургия, различное сырье, машиностроение могут серьезно просесть.
Кроме того, инвесторы будут опасаться рисковать лишний раз и такие рисковые рынки как Украина останутся без денег. Следовательно, произойдет обострение конкуренции, которое потребует быстрой и четкой реакции бизнеса и государства. Рост конкуренции будет увеличивать риск региональных конфликтов и общей турбулентности мировой системы.
Очень, очень жаль, что в эту новую волну мирового кризиса мы входим на утлом суденышке украинской государственности с безумной командой и неадекватными пассажирами.