Война анонимных троллей, ботов и однодневных персонажей переросла в войну лидеров мнений и прокачанных политических брендов еще летом прошлого года. При этом остаются в скобках ребята из риал политики, которые и так известны всеми своими потрохами – спонсорами, методами, сельхозинструментами или базарным прошлым.
Интернет как отражение и проводник процессов реальной жизни не только порождает новые инструменты коммуникации с гражданами, но и служит средой рождения экспертов, героев, предателей и огромного числа сообществ, объединенных однородными ценностями, идеями, героями и врагами. При этом эти самые эксперты или враги в информационной войне могут выполнять на самом деле совершенно другую функцию – например, быть личными киллерами темы или общественного деятеля. Известны и другие яркие случаи, когда реальные должностные лица, отсутствуя в интернете, фактически не известны гражданам и выпадают из политического процесса. Или, что еще страшнее, за них говорят другие, формируя образы плохих или хороших героев.
Если набрать в гугле «украинские генералы», то ничего хорошего мировой лидер поиска вам не предложит: только негативные ассоциации запросов и соответствующие им ссылки. Главные предложенные ассоциации будут «Слили, воруют, некомпетентность или предательство». Известно, что результаты поиска базируются на запросах народа. Откуда берется народный мазохизм в отношении руководства украинской армии – мы и попытаемся разобраться.
Лично для автора странности начались в один прекрасный четверг конца мая 2014 года – именно в тот обычный день в «Фейсбуке» появились похожие сообщения про трех действующих генералов украинской армии. Сделаны сообщения были по одинаковому шаблону: официальный портрет, официальная биография и искусно вставленные в текст свидетельства патриотического окружения об ужасах воровства и предательства засвеченных особ. Надо ли говорить, что все патриоты «Фейсбука» тут же подхватили волны негатива и отправились в плавание. Как оказалось – в длительное.
Конечно же, методы анализа интернет-среды показывали искусственность ситуации и полгода назад. Но именно сейчас, когда ситуация застыла и происходят выборы сценария дальнейшего хода войны, есть смысл успокоиться, посмотреть на ситуацию сверху и выработать план. Личный план каждому гражданину, политическому/общественному деятелю или чиновнику своего участия в противодействии информационным атакам на Украину.
Действительно ли в мае исполняется год информационной операции по дискредитации руководства украинской армии? Воспользуемся методами анализа контента и выявления информационных операций, ранее описанными в марте 2014 года – «Дело в шляпе» . Строим график упоминаний украинских генералов в системе «Инфострим» с 1 января 2014 года по простому запросу «украинские генералы», который уже стал устоявшимся мемом.
Напомним матчасть. Для того чтобы обнаружить в информационном шуме спланированные искусственные информационные операции, применяется обработка данных с целью обнаружения определенных закономерностей. Информоперации, как правило, имеют форму кривой с амплитудными колебаниями определенной формы (В. П. Горбулін, О. Г. Додонов, Д. В. Ланде. Інформаційні операції та безпека суспільства: загрози, протидія, моделювання: монографія. – К.: Інтертехнологія, 2009. – 164 с.). Такую форму ближе всего передает так называемый вейвлет Морле, который используется как шаблон для выявления в статистических данных аналогичных кривых.
Процесс обработки данных состоит из нескольких стадий: сглаживание данных (нормирование по рабочим и выходным дням, вычеркивание повторных тестов и т. п. – первая диаграмма), применение вейвлет-анализа для идентификации возможных информационных операций (средний рисунок) и определение локальных максимумов (скелетонов) на нижней диаграмме.
Максимумы показывают, на какой день, начиная с 1 января 2014 года, попадают пики информопераций, при этом чем светлее область средней диаграммы – тем более динамика информационного процесса соответствует форме выбранного нами вейвлета, т. е. вероятна информатака на просторах Интернета. Зная даты, мы можем проверить, какие события в реальной жизни происходили в эти дни.
75-й день (26 февраля): первая информоперация после Майдана ознаменовалась материалом «Война впотьмах». Основная тема – отставные украинские генералы координируют действия неофашистов. Т. е. шла подготовка крымских событий: подготовка населения к понятиям производных от фашизма с одной стороны, и запуск мема «украинские генералы» – с другой.
150-й день (1 июля): возобновление наступления на Востоке Украины, прекращение перемирия. Первый материал – «Украинские генералы проверяют солдат на живучесть: военные боятся нападений».
Аналітик пояснив, чому Європа "обере" Молдову замість України
CNN спрогнозували дії Путіна у разі перемоги Трампа
Електроенергія знову дорожчає: як це вплине на тарифи на світ для українців
Ультиматум для Путіна: що пропонує опозиція Німеччини
180-й день (1 августа): масса публикаций о прибыльном бизнесе украинских генералов. О чем же говорить в затишье, если не о деньгах? Тема зависти и раздражения вприкуску с воровством – один из лучших способов заронить подозрения даже у самых адекватных личностей. Практически одновременно с гибелью малазийского Боинга широко распространяется версия коварного плана украинских генералов по уничтожению гражданского самолета.
220–250-й день (август – сентябрь 2014): Иловайск. Здесь самое интересное то, с какой завидной синхронностью мочат украинских генералов украинские эксперты и ресурсы – и все ресурсные солдаты Московии. Причем для гиперболизации описаний Иловайского котла масса материалов запускается с описанием трех котлов, сколько стоят генеральские погоны и т. п. Фактически именно в этот период к мему «украинских генералов» привязывается начальник Генерального Штаба Виктор Муженко.
330–350-й день (декабрь 2014): Донецкий аэропорт. Все, что может быть плохого, – от «украинских генералов», которые не могут воевать, договариваться и занимаются контрабандой.
380–420-й день (январь – февраль 2015): Дебальцево. Сопровождающий фон – «Звезды украинского крепостного театра». Говорят, украинские генералы нынче становятся долларовыми миллионерами за пару недель. Прожорливы, что кадавры. Заинтересованы слить фронт, солдат, страну. И, конечно же, опять трагический котел с гибелью тысяч людей. В эти даты особенно интригующе выглядит то, что формулировка «котел Дебальцево» возникла задолго до каких-либо реальных военных операций в этом районе. Ничто не мешает исследовать вопрос отдельно – делаем запрос «Дебальцево Котел».
Даже без особой обработки видно, что проверочный вброс был еще 12 января, затем два пика ярко выраженной информационной операции: первый – подготовка, второй – разворачивание паники, подкрепленной действиями по «окружению».
Вейвлет Морле выявляет два максимума операции. Собственно информационно суть операции выглядит вполне по-шариковски: мы их окружали-окружали, окружали-окружали… Зачем так долго и однообразно? Потому что готовили сильные переговорные позиции в Минске, применяя как информационную обработку, так и локальные военные действия и операции.
Параллельно с информационными операциями по обезличенным «украинским генералам» происходят и спецоперации по конкретным должностным лицам. Так, начальник генерального штаба Виктор Муженко живет в интернете своей виртуальной жизнью – образ формируется со слов экспертов, очевидцев, очень «военных» журналистов. Только в этом году регистрируется четыре максимума неестественных информационного шума.
Кроме обезличенных сайтов и неизвестных авторов, волн перепечаток негативных материалов, можно также проанализировать известных спикеров, говорящих и пишущих о войне. Для сравнения можно сопоставить количество упоминаний в материалах об украинской армии и двух ее генералах.
Это как раз тот случай, когда размер имеет значение и в процентах, и в отношении к цифрам коллег. Как по мне, когда есть что-то бОльшее, чем 30 %, то это уже смычка, а не сводки, журналистика или анализ. А если и тональность однобока – то слово «заказ» получает свою красивую визуализацию.
Какие цели реализуются с помощью расшифрованных информационных операций?Кроме очевидных – тотальное неверие граждан Украины в боеспособность нашей армии, единство руководства и рядовых, – формируется равнодушие «ничегонемогусделать» и единственный выход – «третий майдан». Но есть и более глубокие результаты – например, появились эксперты, которые, ссылаясь на недоверие народа и солдат к руководству армии, объясняют, что именно поэтому Украина не получает оружие от США: дескать продадут, потеряют, поломают. Такие информволны также используются политическими партиями на выборах: на уже расшатанном психологически электорате намного легче «продавать» необходимость смены власти и руководства. Можно также устраивать кампании по смене руководства армии в пользу различных влиятельных группировок, в том числе бывалых распильщиков.
Роль каждого сознательного гражданина очень высока и ценна – именно за наши умы и настроение сражается пропагандистская машина агрессора. И это только кажется, что бетонный забор в интернете хорошо виден и осязаем. Технологии разрушающего патриотизма отлично работают с «полезными идиотами» (полезные идиоты – это такие невинные дебилы, которые поддаются манипуляциям на основе эмоциональных информационных воздействий). Подхватывая негатив, сомнительный компромат или отвлекаясь на искусственно раздутое сострадание, мы перестаем заниматься конструктивными делами, теряем вдохновение, четкие и понятные цели растворяются в тумане войны. И уж по крайне мере – не надо перепечатывать и ссылать на источники, попавшие в рейтинги участников информационных операций.
Готовьтесь – к прочно сформированному мему «третий майдан» добавляется война с волонтерами
Таким образом, мы в очередной раз убедились, что внутренние и внешние враги вполне сознательно уже полтора года занимаются целенаправленной дискредитацией руководства украинской армии. Методы статистического анализа указывают на искусственность происходящего и эффективное сочетание наземных и информационных операций. Эти операции не всегда идут синхронно и про одно и тоже – психологически иногда очень эффективно вбросить негатив на фоне героизма, заранее настроить наблюдателей на поражение и, конечно же, внедрить рефрен «всепропало». Украинцы уже победили, пропаганда русского мира не прошла. Осталось только не подставляться под псевдопатриотические акции, в основе которых лежат генетическое недоверие к власти, комплексы неполноценности и отсутствие механизмов эффективного участия в жизни страны гражданского общества.
Внимание! Мы должны отойти от пропасти нигилизма всего, что построено за этот год. Готовьтесь – к прочно сформированному мему «третий майдан» добавляется война с волонтерами, особенно с теми, кто занимается реформами. Пока писался этот материал, информвойна с волонтерским движением начинала набирать обороты.
И напоследок, топ-50 ресурсов по странам, проявивших себя в операциях по «украинским генералам». Рейтинг – по количеству публикаций.
Топ-50 ресурсов, задействованных в информоперации «Дебальцево.Котел»:
Ист
Источник: hi-Tech.ua