3 августа 1492 года вышел в море во главе трех суден испанский адмирал моря Океана Христофор Колумб. Куда он направился и что было дальше известно всем. Нас же интересует другой вопрос: почему? Почему в 1492 году, почему адмирал, и, наконец, почему Васко да Гама, уже после успеха экспедиции Колумба, все таки решил огибать Африку и идти на восток? Ну что ж, по-порядку, или как получится.
О Колумбе нам известно, что по молодости он увлекался пиратством и картографией. Благодаря своему первому хобби, он наслушался историй о чудесном острове рядом с Китаем, где наивные аборигены кроют крыши домов золотом. Вопреки устоявшемуся мнению, более вероятным представляется то, что он, в отличие от Васко да Гамы, который был торговым представителем португальской короны, все же искал не торговый путь в Индию, а Японию, без явного намерения с ней торговать. Благодаря второму хобби, в его руки попала карта флорентийского астронома Паоло Тосканелли 1474 года, на основании которой он и планировал свое первое путешествие.
Колумб представил свой проект испанским монархам в 1486 году, после того, как получил отказы, по меньшей мере, от английской и португальской корон, а также ряда купцов. Испанцы собрали комиссию из ученых мужей того времени, которые, внимательно изучив предложения Колумба, были солидарны с португальскими коллегами, что его оценка расстояния от Канарских островов до Японии в 3700 кмсущественно занижена и астрономические данные показывают, что расстояние раза в три больше (ок.12500 км). Тосканелли существенно просчитался в своей оценке радиуса земли, на что и указали придворные астрономы португальского короля Альфонса V, покровительством которого пытался вначале заручиться итальянский астроном. Таким образом, причиной отказов был целиком логичный вывод, что, даже не принимая во внимание колоссальный риск прохождения 12 тыс. км в открытом океане, судна того времени просто не способны были вместить необходимое количество припасов для такого путешествия, что делало такую экспедицию обреченной на смерть от голода и жажды. А португальская корона продолжила исследовать торговый путь вокруг Африки, вполне обоснованно принимая во внимание данные исследований, которые показывали, что путь на восток существенно короче. Этот торговый путь, как мы знаем, открыл Васко да Гама в 1498 году.
Но год 1492 все изменил. Уже второй день этого года ознаменовался падением Гранады, последнего арабского города на Иберийском полуострове, что довело реконкисту (восстановление территориальной целостности Испании) до логичного конца. Конец войны обнажил новую проблему, устранить которую Изабелла Кастильская решила с помощью надоедливого авантюриста Христофора Колумба. Проблема эта — добровольческие батальоны. Содержать регулярную армию испанская корона не могла ни после, ни во время войны. Единственное, что могли предложить монархи своей армии в качестве оплаты, был грабеж захваченных городов, а сама военная компания состояла из серии сезонных набегов. Эмир Гранады, ослабленной внутренним конфликтом, видя безнадежность ситуации и не желая оставлять щедрую добычу католикам, погрузил все ценное на корабли и направил в более теплые края, а сам подписал капитуляцию. Завершив историческую миссию, вояки Изабеллы и Фердинанда явно чувствовали себя обделенными, т.к. остались без обещанных богатств Эмирата Гранады, и стали основной проблемой послевоенного развития и строительства. Безусловно, были славные и благородные воины, воспитанные на «Песне о моем Сиде», точно так же, как и отпетые негодяи, которых желто-красные ленточки, как аксессуар, ни к чему не обязывали. Последним и суждено было стать моряками.
У Колумба явно были проблемы с подбором команды для своего путешествия. Бравые пираты предпочитали грабить в известных водах, поближе от места, где можно потратить добычу, чем оказаться на краю земли. Представление о том, что земля плоская, бытовало среди простого люда, в отличие от аристократов и богачей. Профессиональные моряки для такой миссии не подходили. Ему нужны были люди, которых влекла жажда наживы, и чье воображение Колумб будоражил рассказами о несметных богатствах заморских островов, визуализируя свои слова картой. Вчерашние солдаты наспех переобучались в моряков, а Христофор Колумб, с целью формализации военной иерархии, получил титул адмирала, командующего военно-морского флота, и право управлять всеми захваченными островами от имени испанской короны. 3 августа 1492 года он вышел в море…
Чем эта история поучительна для нас? А тем, что правильное понимание проблемы и своевременное решение, может принести выгоды, о которых даже нельзя было и мечтать. Увы, Изабеллу Кастильскую никак не поставить в один ряд с Петром Винницким, провинциальность которого не только не позволит завершить реконкисту, но и ставит под сомнение способность адекватно реагировать на похожую проблематику. Единственное, что не оставляет сомнений — это то, что враг не упустит возможности обратить наше оружие против нас самих, и реализация этого плана может начаться быстрее, чем мы ожидаем.
Может как раз для этого в Луганске нагнетается паника по поводу готовящегося наступления украинских войск на город, а международный благотворительный фонд Небесне сузір’я «Айдар» обильно размещает своих подопечных в Киеве и, наверняка, в других городах. И, когда ЛНР, под предлогом смертельной опасности, нанесет сокрушительный удар по позициям славного батальона, а Генеральный штаб, под предлогом перемирия, благополучно его сольет, на улицах столицы, под крики «зрада», «наших слили», зажгутся шины, что будет делать Верховный Главнокомандующий? Взывать к патриотизму? Как вы считаете, думала ли Изабелла, что всех ее подданных беспокоило завоевание арабами королевства визиготов в VIII веке. Или все же на войне бывают люди, основной мотивацией которых является улучшение собственного материального положения? Самое время возвращаться из Нарнии, у нас тут все намного тривиальней.