К такому выводу пришли специалисты Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Для любого из соседних государств издержки в случае направления войск в Киргизию окажутся слишком велики. Существование системы сдержек и противовесов между державами ограничивает прямое участие государств, включая Россию, в киргизском конфликте. Правительства постараются найти компромиссную фигуру, способную взять под контроль ситуацию в республике. Но дальнейшее развитие социально-политического кризиса в Киргизии может привести к военной интервенции.
Обвинения тех или иных иностранных держав в провоцировании беспорядков на юге Киргизии недостаточно обоснованны. «Причину кровавых столкновений в Оше стоит искать скорее во внутренней, чем во внешней политике Киргизии. Экономические проблемы, вызвавшие восстание в апреле, так и не разрешены. Различные местные группировки стараются перенаправить народное недовольство в русло межнациональных конфликтов», — полагает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Соседние с Киргизией государства, Россия и США заинтересованы в консервации ситуации в регионе. Они не хотят как радикальных социально-экономических преобразований в стране, так и превращения Киргизии в зону непрерывных волнений.
Направление воинских контингентов на подавление беспорядков на юге Киргизии было бы связано со слишком большими издержками для любой из заинтересованных держав. Реакция киргизского населения была бы негативной. Одновременно быстро принять решение об интервенции мешает система сдержек и противовесов, установившаяся в региональной политике. «Именно с этим фактором связана выжидательная позиция наиболее влиятельных в регионе держав в отношении беспорядков на юге Киргизии, несмотря на просьбы о военной поддержке со стороны киргизских властей», — считает Михаил Нейжмаков, руководитель Центра анализа международной политики ИГСО. Заинтересованные державы постараются ограничить свое прямое участие в конфликте. Любые масштабные военные операции в Киргизии лишь после нахождения консенсуса. В ближайшее время страны постараются найти компромиссную фигуру, которая смогла бы обеспечить стабилизацию в республике. В руках данной фигуры могут со временем сосредоточиться заметные полномочия.
Если бы Узбекистан провел собственную военную операцию на юге Киргизии, это вызвало бы неприятие России и Казахстана, в поддержке которых Ташкент нуждается для решения водных конфликтов в регионе. Однако несанкционированное появление войск Казахстана и России у границ наиболее проблемных узбекских областей также вызвало бы неоднозначную реакцию Ташкента. К тому же, у любой из данных держав есть свои причины, делающие невыгодным эскалацию данного конфликта, либо вмешательство в него. Так, поток беженцев из Киргизии в Узбекистан означает дестабилизацию обстановки в ряде областей, подчиненных Ташкенту. Введение на юг Киргизии узбекских военных сил означало бы рост межнациональной напряженности в регионе. Для США дестабилизация обстановки в Киргизии означает перебои в обеспечении тылового снабжения своего воинского контингента в Афганистане.
11 июня 2010 года временное правительство Киргизии официально признало факт межэтнических столкновений на юге республики. Временное правительство Кыргызстана официально обратилось к руководству России с просьбой ввести в зону межнационального конфликта в Оше «третьи силы». 13 июня американское интернет-издание FOREIGN POLICY упомянуло, что представители временного правительства Киргизии несколько раз обращались к властям США за военной помощью, но получали отказ. Осторожной была и реакция властей Казахстана. «Пока полномасштабное вмешательство третьей силы в лице миротворческих войск ОДКБ не нужно. Киргизы просто обязаны сами выйти из этой сложнейшей ситуации», — сказал советник президента Казахстана по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев в интервью агентству «Интерфакс-Казахстан». МИД Узбекистана ограничился опубликованием официального заявления с выражением «глубокой озабоченности» в связи с событиями на юге Киргизии. 14 июня в результате консультаций секретарей Советов безопасности государств ОДКБ было принято решение оказать властям Киргизии помощь в предоставлении специальной техники, авиации и военного транспорта.
«Хвиля»