Подписание Украиной, Молдовой и Грузией Соглашения об ассоциации с ЕС вынудили российское руководство использовать беспрецедентные меры давления на бывших сателлитов. В случае с Украиной принуждение к смене геополитического вектора вылилось в разжигание войны на востоке страны. В сентябре Киев и Брюссель пошли на уступки после предостережений Москвы о значительных осложнениях в торговле между Россией и Украиной в случае имплементации углубленной и всеобъемлющей зоны торговли с Евросоюзом (DCFTA). Аналогичная практика используется Кремлем и в отношении Молдовы. Во время недавнего саммита СНГ в Минске Президент РФ Владимир Путин открыто призвал своего молдавского vis-a-vis приостановить выполнение экономической части Соглашения об ассоциации.
В ситуации же с Грузией казалось, что гнев «большого соседа» обходит ее стороной. В отличие от грубых попыток сорвать евроинтеграцию Украины и Молдовы, в Москве ясно давали понять, что не будут вмешиваться в процесс ассоциации Грузии с Евросоюзом. Грузинское руководство объясняло подобное отношение своей конструктивной политикой в отношении России, которую официальный Тбилиси стал проводить после ухода главного раздражающего фактора в лице экс-президента Михаила Саакашвили.
В целом у правительства Ираклия Гарибашвили были поводы для оптимизма на российском направлении. Несмотря на отсутствие двусторонних дипломатических отношений после войны в августе 2008 года, Грузия предприняла попытки возобновить контакты с Москвой путем восстановления прерванных экономических связей. В результате год назад Россия разрешила возобновить экспорт грузинского вина и сельскохозяйственных продуктов после семилетнего перерыва.
Обе стороны выражали готовность обсуждать вопрос восстановления железнодорожного сообщения из России через Абхазию, что позволило бы возобновить коридор для поставок грузов в Армению. А недавно в СМИ появились сообщения о том, что Россия заинтересована в строительстве Аваро-Кахетинской автодороги, которая свяжет горные районы Дагестана с Восточной Грузией.
Желание удержать тренд на потепление отношений повлияло на позицию грузинского руководства и в ситуации вокруг конфликта в Украине. Последние умеренные заявления главы МИД Грузии Майи Панджикидзе в связи с аннексией Крыма и войной на востоке Украины, а также попытки дистанцироваться от жестких оценок украинского кризиса со стороны грузинской оппозиции, можно объяснить лишь нежеланием раздражать Москву.
Но учитывая modus operandi российского руководства на Южном Кавказе, оттепель в грузино-российских отношениях сменилась очередным витком напряженности. 15 октября Госдума РФ предложила на обсуждение парламенту Абхазии проект договора о союзничестве и интеграции. Статья 5 договора предполагает «создание объединенной группировки войск Вооруженных сил РФ и Абхазии для отражения агрессии (вооруженного нападения)». Фактически речь идет о создании совестной армии.
Грузинские политики раскритиковали данную инициативу, указав на нарушение норм международного права. Ясность в ситуацию внесла встреча в Праге между спецпредставителем премьер-министра Грузии по связям с Россией Зурабом Абашидзе и замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным, в ходе которой было заявлено, что Россия не собирается отказываться от подписания договора. Вдобавок замглавы российского внешнеполитического ведомства посоветовал грузинской стороне сменить риторику. В итоге сторонам даже не удалось согласовать дату следующей встречи.
Вполне вероятно, что Кремль сменил пряник на кнут после недавнего заявления министра обороны Грузии о планах разместить в стране военную инфраструктуру НАТО. Глава оборонного ведомства Ираклий Аласания, не скрывал, что такая договоренность была достигнута на последнем саммите Североатлантического альянса в Уэльсе, а позже назвал Россию главным источником военной угрозы в регионе. Российский МИД посчитал размещение в Грузии военной инфраструктуры НАТО угрозой стабильности в Закавказском регионе. После чего последовала инициатива Госдумы РФ о заключении союзнического договора с Абхазией, где на данный момент уже расположен пятитысячный контингент российских вооруженных сил.
Однако за откровением Аласания последовало разъяснение со стороны альянса. Как выяснилось, соглашение предусматривает помощь в создании учебно-тренировочного центра, который будет подконтролен грузинскому министерству обороны. То есть ни о какой военной угрозе или присуствии НАТО на Южном Кавказе речи быть не может.
Правительству Грузии, пожалуй, пришло время сделать для себя главный вывод из последних событий: Кремль будет прилагать максимум усилий с целью помешать евроинтеграционным процессам на территории бывшего СССР путем инспирирования как внутриполитических, так и вооруженных конфликтов в регионе от Балтии до Черного моря. И Грузия здесь не будет исключением.
Очевидно, что интеграция Грузии в западные структуры только усиливает мотивацию России подпитывать очаг нестабильности путем поддержки сепаратизма в Абхазии и Южной Осетии. Двадцать три раунда переговоров по урегулированию конфликтов, которые традиционно проходили в Женеве при участии ООН, ЕС, ОБСЕ, США, Грузии, России так и не принесли никаких результатов. Война в августе 2008 года позволила России существенно нарастить военное присутствие на оккупированных территориях. Российские военные продолжают провокации с расширением контролируемых ими участков вглубь территории Грузии, несмотря на то, что мониторинг административной границы с Южной Осетией уже пять лет осуществляет Миссия наблюдателей Евросоюза (EUMM).
Попытки налаживания двустороннего диалога в формате Карасин-Абашидзе тоже не принесли ожидаемого прорыва. Пожалуй единственным достижением этих контактов стало возвращение на российский рынок грузинской сельхоз продукции. Однако зависимость грузинского бизнеса от российского рынка, о чем так любят рассуждать в Грузии сторонники дружбы с Москвой, теперь выглядит старым заезженным мифом. По данным Еврокомиссии первая тройка внешнеторговых партнеров Грузии на сегодня выглядит следующим образом: ЕС – 27%, Турция – 15% и Азербайджан – 12,3%. Доля России не превышает 7%. Очевидно, что Грузия давно диверсифицировала экспортные рынки и возобновление эмбарго со стороны России не станет катастрофой.
Трамп запропонував Путіну "угоду" щодо припинення війни в Україні: текст заяви
Шахрайство навколо пенсій: експерт викрив 3 нові схеми
Міноборони встановило нові правила проходження ВЛК: штраф сягає 25 тисяч
Як відрізнити підробку: головні ознаки фальшивої 100-доларової купюри
При безоговорочной поддержке курса на евроинтеграцию, правящая коалиция «Грузинская мечта» с приходом во власть не уставала декларировать важность восстановления контактов с Москвой. Но на фоне разжигания Кремлем войны на востоке Украины, давления на Молдову и страны Балтии вместе с агрессивной внешней политикой в отношении ЕС и США, у Тбилиси не остается пространства для маневров. «Мечтателям» пора наконец стать реалистами в отношениях с Россией.