Естественно со стороны властей были попытки успокоить население. Как показывает практика, в Украине есть несколько человек, у которых это получается успешнее всего. Это Борис Филатов, Семен Семенченко и Антон Геращенко. То есть люди, которые представляют Днепропетровскую ОГА, батальон территориальной обороны «Донбасс» и МВД. Напротив, действия пресс-центра АТО и других представителей не так эффективны. Призывы не поддаваться панике действуют очень слабо. Представьте себе самолет, летящий из Нью-Йорка в Варшаву, у которого отказывают шасси. Если бы вы узнали об этом, будучи пассажиром самолёта, из интернета? Это легко. А если бы от командира воздушного судна? Да еще и с планом действий. «Да, отказало шасси. Будет аварийная посадка. Варшава готовит взлётно-посадочную полосу. Шансы на спасение велики. Мы, пилоты, тренируем такие ситуации». Реальная ситуация, между прочим.

В ситуации с паникой нужно работать на опережение.

По моему мнению, формат действий по предотвращению паники у населения нужно совершенствовать. Один пример для понимания, с каким противником мы имеем дело. В 2007 году известный российский писатель Сергей Минаев выпустил роман «Media Sapiens. Повесть о третьем сроке». Один из сюжетов этого романа рассказывает об «информационном теракте» в московском метро. Ранним утром возле метро раздаётся небольшой мощности взрыв. Тут же подъезжают фейковые скорые, забирают фейковых раненых под объективами заранее предупреждённых СМИ. То есть, по сути теракт фейковый, но картинка в СМИ пошла. Результат – на пресс-конференции представители власти вынуждены оправдываться, но им никто не верит и журналисты обвиняют их в замалчивании события, в том, что они прячут жертв (в моргах и больницах никаких пострадавших, естественно, нет) и скрывают факт случившегося. Проходила информация, что первую помощь для публикации своих произведений Минаеву оказывал Константин Рыков, который является одним из идеологов информационной войны против Украины в интернет.

То о чем писал в свое время Сергей Минаев, российская сторона воплощает сейчас в той сфере войны, которая называется информационной.

Я уже писал о том, какой должна быть информационная стратегия Украины. Применительно к информационной войне предлагается следующее.

Создать при Президенте Украины (именно при нём) информационную группу, которая будет заниматься вопросами информационной войны. Возглавлять ее должен такой себе Chief Media Officer, который будет курировать работу таких групп:

  • группа мониторинга соцсетей по Украине;
  • группа мониторинга соцсетей по России;
  • группа мониторинга мирового (англоязычного и других) сегмента соцсетей;
  • группа мониторинга интернет-порталов (Украина, Россия, англоязычный и другие сегменты);
  • группа мониторинга телевизионных медиа (Украина, Россия, англоязычный и другие сегменты)
  • группа генерации информационных сообщений;
  • группа аналитики (через некоторое время).

Задачи, которые должна решать информационная группа:

  1. Вылавливание информационных вбросов, способных сформировать панические настроения на начальной стадии. Пока что наши спикеры и в целом украинское информационное пространство реагирует на уже прорвавшиеся симптомы паники. Иными словами – лучше сделать профилактику, чем лечить запущенную болезнь.
  2. Формирование информационных сообщений. Здесь главное быстрота. По поводу захвата Новоазовска паника ползла вчера целый вечер, многие ждали обращения президента, которое последовало только к обеду. Это больше 12 часов времени. Даже если не выработана позиция по вопросу, все равно должно быть сообщение в президентском твиттере.
  3. Здесь многие возмутятся, но в условиях фактической войны нужна частичная модерация телевизионного пространства. Беглое переключение по разным каналам в течении нескольких вечеров показало огромное количество ток-шоу, на которые приходит множество «п..даболов». Так вчера на одном из каналов, представители двух политических партий, которые, наверное, еще не поняли, что идёт война, всерьёз требовали введения военного положения. Речь здесь не о том, нужно его вводить или нет. Речь о том, что люди повели избирательную кампанию. Кроме того, если военное положение нельзя ввести «де-юре» (из-за закрытия доступа к получению вооружений и кредитов МВФ), то его нужно вводить «де-факто». Частичная модерация телевизионного эфира нужна. Иначе потеряем страну и «п..деть» будет не о чем. Вспомните уроки УНР.

По мере набора доверия со стороны широких слоёв населения Украины, информационная группа при Президенте Украины будет аккумулировать и модерировать также качественную аналитику.

Также, одним из элементов перенаправления стрессовой энергии общества, является массовая занятость населения в анонсированном Семёном Семенченко партизанском движении. Этому процессу нужно также обеспечить профессиональную информационную поддержку. Но это требует отдельного описания проекта.

 

И самое важное. Информационная война – это только часть большой войны. Еще есть экономическая часть, дипломатическая часть и вооружённое противостояние. Если не будет всех этих эффективных составляющих, то информационные усилия не помогут.