Главная новость последних дней: операция по окружению Донецка практически завершена! Это в корне меняет всю оперативную обстановку на фронте. Давайте уже перестанем прикрываться фиговым листком – аббревиатурой АТО и будем называть войну – войной, а передовую – фронтом.

Многие спрашивают как на войне, которая по своему типу относится к типу маневренных, образуются фронтальные построения? Ведь в гражданских войнах не существует линии фронта. Что обозначают схемы, которые появляются в Интернете, где четко вырисована линия фронта?

Карта боевых действий в Украине на 3 августа 2014 года
Карта боевых действий в Украине на 3 августа 2014 года

Во-первых, на схемах отражен не фронт, а границы зон контроля. Обратите внимание: на схеме линия не сплошная, а пунктирная.

Во-вторых, в гражданских войнах ХХ века на ключевых участках образовывался сплошной фронт.

В-третьих, в эти дни мы отмечаем столетие начала Первой мировой войны. Это грандиозное побоище ознаменовалось тем, что война впервые в истории человечества стала чисто позиционной. На Западном фронте ряды окопов протянулись сплошной линей от Северного моря до Швейцарии. А до этого войны были маневренными. Однако основные принципы стратегии работают как в маневренных, так и в позиционных построениях. Поэтому окружение Донецка – сейчас решающий фактор, который предопределит весь последующий ход событий.

1919 год Разгром Деникина. Будущий маршал Егоров проводит совершенно фронтальную операцию при значительно более разряженных построениях, чем сейчас мы видим на Донбассе.

Но наиболее точной исторической аналогией того, что происходит на Востоке страны, является Гражданская война в Испании 1936-1939 годов, репетиция Второй мировой войны.

Еще три месяца назад, когда АТО только начиналось, мы с Юрием Романенко обсуждали, что это будет за операция с военной точки зрения, с чем ее можно сравнить? Испания! – еще тогда мы пришли к этому выводу. Одна сторона проводит последовательные наступательные операции против разрозненных ненасыщенных построений другой стороны, в итоге все сводится к борьбе за основные мегаполисы – Барселона и Мадрид в 1938-1939 годах, и за Донецк и Луганск в 2014 году. Мы видим, что и в ходе Гражданской войны в Испании зоны контроля тоже назывались – фронтами. Как и тогда, ведущая наступление сторона проводила последовательные наступательные операции на различных участках фронта. Генерал Франко не сразу пришел к подобной стратегии. Но она достаточно быстро доказала свою эффективность.

Еще один связующий фактор – и в Испании, и в Донбассе защищающаяся сторона имела и имеет возможность постоянно пополнять свои силы. Я имею в виду Интербригады в Испании и российских наемников в Донбассе. Только не надо проводить прямых аналогий и вспоминать Хемингуэя. Идеология, мораль и культура тут не при чем, только стратегический и военный опыт.

На основе изучения истории стратегических решений в ходе Гражданской войны в Испании. Генштаб Украины отказался от амбициозного, но совершенно неправильного, с точки зрения стратегии, плана окружения всей территории занимаемой противником. Для проведения подобной операции необходимо введение военного положения и полная мобилизация. Кризис в экономике – Украине необходимо жить и работать. Президент Украины Петр Порошенко потребовал найти менее радикальные решения. Генштаб стал разрабатывать частные операции против отдельных группировок противника. И сразу пришел успех!

Популярні новини зараз

Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території

Le Monde розкрила секретні переговори щодо європейської військової місії в Україні

Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі

Залужний сказав, коли Росія вдарить із новою силою

Показати ще

На сегодняшний день мы видим снижение боеспособности НВФ, поскольку они вынуждены действовать в разрозненных группировках. Действия террористов полностью диктуются оперативной обстановкой. С учетом того, что стратегическая инициатива полностью на стороне ВСУ, действия НВФ купированы, предсказуемы и могут контролироваться. Пока НВФ не решат проблемы с коммуникациями вокруг Донецка, у них нет возможности проводить значимые операции на других участках.

Стратегии маневренных войн можно сравнить с битвой в невесомости, когда один из противников, получив зубодробильный удар, получает шанс продолжить борьбу, лишь зацепившись за какую-то опору. В нашем случае такой опорой служат крупные мегаполисы. Потеряв стратегическую инициативу, НВФ вынуждены будут стягивать свои основные силы в Донецк и Луганск, что позволит ВСУ, при необходимости, провести операцию по закрытию границы с Россией. Всему свое время!