Пока не настал четверг, и нам не объявили об очередном «договорняке» наших островов власти, важно понять какие места и какие группы они представляют. Конкуренция двух талантливых трудоголиков – Премьера и Президента – это шанс для нашей демократии. А где шанс, там и риск. Какой?
Бесспорно, Яценюк самый талантливый государственный деятель нынешнего переходного периода. Выстроенная атмосфера принуждения местных исполнительных органов власти слушать любое распоряжение премьера, собранный из «лоскутов» Кабмин, и политическая поддержка при этом парламенте могут войти в историю. Как впрочем, и речь связанная с отставкой.
Но желанием войти в историю по-настоящему обладает именно Президент Порошенко. Украинский Петр І, по иронии судьбы – тоже Алексеевич, хочет построить режим мягкой просвещенной автократии. Обладая вкусом и любовью к красивым жестам (хотя красивых слов – больше – «восстановлю брусчатку за один день»), талант договориться со всеми, выстраивание очень долгих и умных коалиций. Одна связка Порошенко-Фирташ-Роттенберг (А.)-Путин чего стоит. Пусть она и не привела к изменению политики РФ. Но и не могла – Порошенко не способен, как и большинство украинских политиков, порождать общественные тренды – только следовать им. А когда Петр Алексеевич пытался играть против общественных тенденций – он проигрывал. Что и показали заочные «переговоры» с Путиным (времена Ющенка тоже еще помнят). Ведь в РФ другой тренд.
Арсений Петрович конечно подставил Президента. Только-только должен был заработать Национальный Совет Реформ – еще одна декорация для расширения роли Президента. В него вошел весь состав Кабмина. Это – копия совета по реформам Януковича. И как В.Ф. – Порошенко хотел еженедельно (вначале — ежемесячно) сидеть во главе стола, и руководить им, когда там сидит Кабмин и Яценюк и послушно записывает все поручения Президента.
Будучи политиком Яценюк видит все по-другому. Он – лицо коалиции. Сразу после избрания он старался избегать совместных поездок с Порошенко. Фракция Удар в свою очередь голосовала только половиной своего состава, проваливая первое рассмотрение важнейших правительственных законопроектов. Это видно по голосованию, например закона «о введении чрезвычайного режима в энергетике». Потом договаривались – и законы принимались.
В четверг должно было быть тоже самое. Удар наконец входит в правительство полноценно, Яценюк избавляется от бездельников и самодуров (с его точки зрения), законы принимаются. Но какова же игра? И что случилось? Почему Порошенко взял на себя ответственность за развал коалиции (принял решение), но не хочет отпускать Яценюка? Потому что рано. П.А. еще не достиг того уровня влияния. Потому попробуем выразить наше мнение тезисно.
Порошенко
Пожалуй, только Украина могла выбрать Президента Мира во время войны. Именно в мире проявляются лучшие таланты П.А. – договариваться, придумывать красивые картинки со своим именем (Рошен, План Порошенко и т.д.), быть лицом своей семейной группы.
Цель – установление мягкой автократии в условиях красивого соблюдения демократии + от 60% поддержки населением. В принципе, нормальная роль при старой Конституции.
Метод – хорошая медиа-картинка, красивые жесты, светиться во всем, что хочет народ, красивые же назначения, лояльная команда, про-президентское большинство в Парламенте, международные отношения.
Сильные стороны – умение договариваться, быть отстраненным когда нужно, научился ждать своего часа, пользоваться возможностями, умение хорошо «зарисоваться», пунктуальность, самостоятельность мышления, определенный вкус (инаугурация, винницкий фонтан). Не злопамятный надолго. Не сильно доверяет людям.
Слабые стороны – стиль управления (заседания в 3.40 ночи как Сталин, наезды на подчиненных, поведение как «Король»), жесткость в избранной позиции (их не так много, но Президента трудно переубедить если он уже что-то для себя решил), громкие слова, которые не исполняются, зависимость от общественного мнения и команда.
В Україну увірветься тепло до +20, але є нюанс: Діденко розповіла про погоду на початку листопада
Червоний Хрест розпочав виплати допомоги до зими: хто може отримати до 21 000 гривень
Помер народний депутат України
7 гривень за кіловат та 20 за куб газу: Попенко попередив про різке зростання комунальних тарифів
N.B. Команда Президента. Те, кто крутиться возле Президента делятся на две группы. Старые «рвачи» которых он никогда не назначит по причине понимания такой вещи как «рейтинг» — например умнейший Левочкин. И молодые (тоже рвачи) которые ничего не знают, хотят столько же. Он их тоже никогда не назначит – т.к. хочет нормальную команду. Вот и приходится садиться на телефон и упрашивать экс-бизнес партнеров – что и удается. Но хватит ли бизнесменов на все должности? Неизбежно от «команды Порошенко» пройдут такие люди, пусть и на второй эшелон, что лучше бы уж российских или казахских менеджеров нанимал.
Возможности – страна хочет мира, покоя, победы и много чего еще. По чуть-чуть можно все это давать, сохраняя и развивая рейтинг и шаг за шагом подчиняя новые структуры. А еще страна до сих пор ментально думает что главный – Президент.
Риски – на самом деле при этой Конституции главный орган власти – это искаженное нами Народное Представительство, т.е. Парламент. Именно там центр силы. До общества это еще не дошло, иначе действительно – мы бы забросали звонками и письмами наших депутатов и партии. По крайней мере, у каждого из нас есть свой мажоритарщик (пусть за него мы и не голосовали, но представляет в ВР он именно нас) – крови можно попить у них изрядно.
Самый главный риск – что Порошенко, со всей своей энергией, талантом и умом не способен управлять всем. Конечно, можно быть Цезарем, но упустишь только деталь – и все, ступени Сената и кровь. Откуда это видно? Хоть по обмену пленными. Желая разобраться во всем, Порошенко и его команда реально замедляют процесс. Но при этом есть шанс, что когда разберутся, найдут и более классное решение. В ущерб другим задачам конечно. Это как уроборос – змея, кусающая себя за хвост и постепенно себя поглощающая. Пытаешься успеть, а пространство ,которое контролируешь, реально становиться меньше.
Яценюк – лишь лицо этих рисков. Таких лиц много – жесткий Фирташ, не менее энергичный, но более контролирующий себя Ахметов, и гений Коломойский.
Идеальный вариант – Конституция 1996 года
Оптимальный вариант – слабый зависимый Кабмин, популистская поддержка парламентом и своя крупная (30-40%) фракция там. Закон о выборах не меняется.
Худший вариант – Парламент находит себе место под солнцем и без Президента. Кабмин договаривается с Порошенко о реальном разделе полномочий и ответственности. Премьер (кто угодно) не как Азаров при Януковиче, т.е. громоотвод, а главное лицо исполнительной власти.
Яценюк
Определенно гений государственной работы. Удерживает под контролем даже то, о чем не спрашивает. С нуля заставил подчиняться себе кучу людей. Знает все «схемы». Часть народа искренне его зауважала за то, что говорит «жесткую неприглядную правду». Это премьер Войны.
Цели – окончательное установление парламентской демократии Израильского образца. Геополитическая игра в регионе – союзы, наращивание военной и экономической мощи (искренне верит в то, что было написано на счет геополитики в президентской программе «Фронта Змин» — новая индустриализация, военные союзы с соседями, милитаризация).
Метод – установление мобилизационной демократии (это мы попытаемся предугадать в другой статье). Но продукты по талонам – это уже одно из наших реальных будущих (хотя бы потому, что у нас есть разрыв между мутными богатыми и бюджетно-частными бедными; надо их уровнять войной и мобилизацией).
Сильные стороны – также как и Порошенко – трудоголик. Более жесткий, последовательный, чем Порошенко. Умеет подчиняться. Знает где достать деньги. Не боится жестких, непопулярных решений, ответственности (даже за свою политическую смерть). Более гибкий в договоренностях, но при договоре исполняет их до точки. Педант
Слабые стороны – больше доверяет людям (пример – Табаловы, Свобода; или доверял – сейчас не понятно), верит в документы. Стиль управление подчиненными – страх, давление, ультиматумы. Overqualified – был на всех постах, сейчас высший из возможных в Украине – ниже опускаться не хочет. Плохой политик с точки зрения налаживания отношений с избирателями. Не умеет создавать красивую картинку. Педант.
Возможности – невозможность Порошенко договориться со всеми. Именно Кабмин Яценюка стал площадкой договоренностей и балансиром между коллективными «Фирташем-Левочкиным», «Коломойскими» и «Ахметовым». Уравновешивает систему оперативного управления страной, потому очень нужен. Часть народа и батальонов при обострении ситуации готовы даже с оружием установить власть украинского Кромвеля.
Риски – без Яценюка могут обойтись. Вообще. Потому игра в ва-банк (стиль Яценюка) может привести к разным результатам. Также развал фракции Батькивщина, отсутствие нормальной пиар-кампании, на налаженные отношения с избирателями. Бренд интересный, но не «красивый», что важно для украинского электората.
Идеальный вариант – быть лицом четкой твердой парламентской коалиции условных «соц.-либов».
Оптимальный вариант — Порошенко отходит в сторону, говорит только про армию и АТО (будучи одним из таких спикеров).
Худший вариант – полный проигрыш, вынужденное начало строительства собственной партии.
Что случилось в четверг 24 июля?
Порошенко хотел слабый Кабмин.
Яценюк в ответ его просто обезглавил. А чтобы ни у кого не оставалось сомнений – уговорил Гройсмана взять бразды правления в свои руки. Большинство политикума и бизнеса воспринимает бывшего винницкого мэра как «человека Порошенка», «группировку винницких» — хотя это и не совсем так. (Конечно, еще год назад мы предполагали, что «винницкие», будучи талантливыми руководителями переходного периода, все же возьмут власть, так и случилось.)
Таким образом, Порошенко потерял близкого многолетнего партнера – Гройсмана, и приобрел «союзника на час» — Свободу.
Яценюк потерял ситуативного партнера, но возможно получил в условную «команду Яценюка» в придачу к таким людям как Пышный, Коболев, Петренко еще и административного танка – Владимира Борисовича. К этому с энтузиазмом отнеслась и сросшаяся симбиозом с Яценюком условная команда Турчинова – Ярема, Аваков, Парубий. Почему мы считаем что Гройсман слегка поменял дистанцию и стал ближе к Яценюку и дальше от Президента? Потому что Гройсман твердо согласился на план Яценюка по временному руководству Кабмином. Хотя законодательно это было сделано не совсем чисто, но мы же знаем, сколько противоречивых законов эта страна накопила.
Если все, или даже часть этих людей свалят из правительства или хотя бы ослабят административную хватку, управляемость страной снизится существенно, критически. Тогда России можно будет и танки вводить.
Дальнейшее развитие ситуации.
Вариант 1. Базовый. «Договорняк»
Порошенко таки переломает себя (точнее уже переломал) чтобы идти договариваться с Яценюком. В такой ситуации Порошенко в лучшем случае останется при том же, что он бы и так получил, если бы Ложкин бы по его поручению не развалил коалицию. Скорее всего Яценюк захочет больше – как компенсацию. Порошенко вынужден на это пойти, опасаясь раскола в их общем с Яценюком электорате – а это пол-страны. И никакой новой партии кроме «Блока Порошенка» Президенту не нужно.
Вариант 2. Политическая война.
Яценюк не способен удержать парламентские договоренности. Батькивщина хитро советуем ему идти в отставку по-настоящему. Следствие – либо полное отстранение Тимошенко от всех партийных дел, либо создание новой партии (использование другой, существующей) Турчиновым и Яценюком.
Вариант 3. Установление Премьерско-коалицинной вертикали.
Это возможно только в случае договоренности Яценюка с Фирташем. Тогда Яценюк может повести определенную игру на свое усиление.
N.B. Коллективному Коломойскому было выгодно поддержать временную отставку правительства – чтобы потом оно вернулось с большими полномочиями и было «меньше Порошенко». В противном случае тоже выгода – т.к. формируется некое «пустое место» в управлении, который несуществующий «Приват» заполнит как вездесущий украинский газ, а «конфетники» не смогут так быстро заполнить по определению (чит. Выше про «команду Порошенко») . Не обязательно Премьер – но по нашим данным в Днепропетровске и Киеве много талантливых людей, про которых страна пока знает плохо, но они легко займут ряд должностей чтобы проводить политику «Коломойский-стайл» (без закапывания под городом конечно).
Теперь, собственно главный вопрос – а что лучше для страны и для свободы людей? Для ее будущего и безопасности?
С нашей точки зрения Яценюк сейчас должен получить полный карт-бланш и строить мобилизационную экономику. Влияние на Кабмин олигархических групп надо свести к минимуму – пусть влияют на Президента. «Коалиция Яценюка» должна постоянно ощущать давление активных общественных групп (даже тех же батальонов, волонтерских организаций) на своих депутатов и фракции, чтобы поддерживать курс Кабмина. Такое общественное ядро «За мобилизацию и реформы!» только еще предстоит сформировать.
Президент в свою очередь должен увлекать народ стратегией, культурой и образованием. Печься о базовых потенциалах страны. В этом с нашей точки зрения состоит его усиление.
Тогда Президент будет давать больше свободы людям там, где умеет – разрабатывая ясные перспективы, обороняя страну на международной арене, быть ее лицом. А Кабмин – заниматься освобождением людей от бюрократической волокиты в экономических и социальных вопросах. Главное, от чего этот тандем может реально освободить страну – это от неопределенности.
В любом случае, Арсений Петрович зол на «Свободу», с которой действительно 2,5 года исполнял свой договор буква в букву – а она его подвела. На Порошенко он может быть и гневается, но в конце концов – они не враги. А Кривецкого со Швайкой Яценюк запишет в «блокнотик», где уже много вычеркнутых имен (тот же Кожа напр.). Таким образом, если гонор Премьера и любовь к единоличному «разруливанию ситуации» Президента найдут компромисс и слегка уступят друг другу мы получим один из самых эффективных альянсов либералов-конкурентов в истории мира.
В противном случае – основой будущей коалиции будет Ляшко. И тогда от Кабмина будут требовать непродуманных и необоснованных средствами решений.
P.S. Конечно, все это только авторский взгляд. Он базируется на наших предположениях, они – на ряде фактов. В политике нет стойких теорий и отношений, как в физике. Диктуют будущее не законы политологии, и даже не логика общества или власти. Работает т.н. топическая логика, когда всем источником закона политики является только текущая ситуация. Она меняется – и мы имеем новые законы и следствия. «В политике нет точек, одни запятые».
Что касается наших олигархов, то это – лишь название условных групп. Коломойский сейчас чиновник, а не бизнесмен. Поэтому его именем, например, мы называем только ту группу политиков и бизнесменов, которых пресса записывает в его пул (ради справедливости – все это очень независимые люди, которые соглашаются со многими идеями Игоря Валерьевича только потому что они здравы – как и народ соглашается тоже, кстати). И в принципе – идеи авторства не имеют. Стену еще китайцы и римляне от варваров придумали.
Изображение: http://thekievtimes.ua