В судебном процессе важно выслушать обе стороны конфликта. И, как это бывает весьма нередко, оказываются либо «неправы оба», либо «правы оба». Но тогда необходимо найти точку опоры, чтобы две правды примирить, а две неправды изжить. Для этого и нужно изучить вопрос «диалектически». Что мы и сделаем.

I. Первое, что бросается в глаза беспристрастному аналитику – это то, что ДНР и ЛНР «уселись» далеко не по всей территории Донбасса и Луганщины. Как бы ни пытались крикуны увести конфликт в сферу «идеологии» («русский язык», противостояние вымышленному «геноциду»), все это – мифологемы для отвода глаз. Реально обе области имеют свои как «шахтерские», так и «сельскохозяйственные» районы. Реально эскалация конфликта происходит исключительно в шахтерских районах (говорю на примере Луганщины): Краснодон, Свердловск, Антрацит, Ровеньки, Артемовск, Стаханов, Попасная, Лисичанск с Рубежным. Но при этом спокойными оказываются районы сельскохозяйственной направленности: Старобельск, Сватово, Беловодск, Меловое, Марковка, Новопсков, Троицкое, Белолуцк, Белокуракино и даже – к великому удивлению – Лутугино! «Даже» потому что этот район находится «в кольце» шахтерских районов, но в самом Лутугино нет шахт. Получается, что мы имеем дело с восстанием шахтеров. Это очень важный вывод!

Я долгое время не мог разгадать эту «загадку». Почему шахтеры поднялись? Был еще и второй вопрос (который, кстати, ставили перед собою и жители нашего сельскохозяйственного района) – почему «большинство» (читаем «шахтерские районы», самые густонаселенные) на своем «референдуме» проголосовали не за присоединение к России, а за образование этой аферной ЛНР? Ведь это заведомо и экономически, и политически проигрышный путь! А все дело в том, что голосовали именно шахтеры и голосовали они не мозгами, а углем, который у них заменяет и мозги, и культуру, и даже совесть. Так в чем же дело? Почему же они не проголосовали «за» Россию, к примеру, если так хотели жить в «русском мире»?

Для начала давайте озвучим зарплаты шахтеров. Самая маленькая шахтерская месячная зарплата – это 8 тыс. гривен. Это так, «наземное обслуживание шахты». А человек, который «спускается в глубину» получает от 10 до 20 (а некоторые на больших шахтах и того более) тысяч в месяц! Когда я 6 лет назад приехал сюда, тут местные девицы говорили, мол, поедем в Антрацит или в Ровеньки и выйдем замуж за шахтеров. На мой вопрос «зачем вам чумазые и грубые ребята», я получил ответ: «Так они в месяц зарабатывают столько, сколько наши папа с мамой вместе взятые едва за год получают». Эти местные девахи осуществили свою мечту. Они покинули наши села и вышли замуж за шахтеров, живут кто в Донецке, кто в Ровеньках, кто в Антраците. А сейчас их родители тут, в селах, плачут: «Будь прокляты эти деньги, хоть бы детей не потерять».

Но это еще не все! Коренные граждане шахтерских районов пристроились очень хорошо! К примеру, в молодости они получили шахтерское образование, пару-тройку лет поработали, ушли …приняли, к примеру, сан священства (уточнять имена и фамилии не станем – это смогут перепроверить и люстрировать соответствующие органы), но официально они остались на шахте и много лет получают шахтерскую зарплату, а потом выходят на «шахтерскую пенсию». Сам маститый протоиерей-блоггер в свое время мне эту схему первым и разрисовал. А затем более подробно мне рассказали об этой ситуации сотрудники Луганской областной государственной администрации еще пару лет тому назад. Почти все священники этих районов «числятся» на шахтах. Но если бы только священники! Вся родня не только «уважаемых во всем районе батюшек», но и «передовиков» шахты числится на той, или иной шахте – хоть уборщицей, но получает уже не простую зарплату. Вот куда бы капнуть прокуратуре! Вот куда Киеву нужно присылать свои ревизионные комиссии!

Мне могут задать вопрос: Так чего же испугались шахтеры, что решили – как в той сказке – спеть песенку «я от бабушки ушел, я от дедушки ушел» (в смысле, и Украину мы «послали», и Россию…)?

С Россией оказалась арифметика простейшая. В России шахты закрываются, а госдотации на угольную промышленность ежегодно сокращаются.

С Украиной все тоже прозрачно. Вступление в ЕС откроет для неё постиндустриальные (автоматизированные) технологии добычи угля. Что это значит? – Что в шахту будут спускаться роботы. Это сделает ненужным человеческий ресурс. Кому интересно – пусть по поисковику в Интернете наберет «современные технологии добычи угля в Польше и других странах ЕС». В итоге уголь станет в три раза (а то и более) дешевле, а шахтеры останутся без работы! Ну, разумеется, получай они там пару-тройку, ну, максимум – пятерку тысяч, никакого восстания бы не было. Но они в один день могут лишиться своих вышеуказанных окладов! А это немалые деньги. Вот и весь «секрет» успеха ЛНР у шахтеров. Но это еще не все! Все эти 22 года угольная промышленность на Востоке Украины была дотационной. «Плохой Киев» постоянно датировал образование, медицину и углепромысловые ресурсы. Надоело! Тем более при наличии современных технологий. Шахтеры почувствовали угрозу своему благополучию. Но смелости сказать, что воюем за бабло, не хватает. Вот и начинают обвинять Киев во всех смертных грехах. И когда массы шахтеров вливались в устроенный на волне шахтерских интересов «большой замес», они, видать, думали тем же, что добывают – углем. А поскольку в голове уголь (вместо мозгов), то понять, что вся жизнь области не сводится ни к углю, ни к Цареву-Болотову, им не судьба…

Кстати, про «геноцид» и «нациков». Разговариваю по телефону с одним шахтером из Ровеньков, он мне начинает «соловьем трещать» про геноцид и т.д. Я ему: «Подумай, у нас 4 месяца стоят войска Украины, но у нас нет ЛНРовцев, и потому у нас мирное население живет мирно. Если бы ты был прав, то украинская армия «нацистов» нас бы уже давно в асфальт укатала – ведь наши то районы как раз наиболее русифицированы». Он мне (срываясь на крик): «Да кому вы нужны? У вас же ни угля, ни газа, ни промышленности. Одна целина». Я ему: «А, вот ты, дружок, и проговорился, что воюете вы не за какую-то там идею, а чисто за ресурсы и бумажные фантики. И за это вы льете людскую кровь?». Мой собеседник бросил трубку и перестал со мной общаться! Точно так же со мной перестал общаться один «шахтерский духовник». А все почему? – А все потому, что я его другу и соратнику «по партийной борьбе», кричавшему, что «весь Восток Украины голосовал за ЛНР и ДНР», посмел возразить: В наших районах мало кто голосовал за ЛНР. Явка на президентские выборы была больше, чем явка на «референдум» 11 мая. Сей высокодуховный и высокоправдивый муж заблокировал мне доступ в свой Живой Журнал и перестал со мной общаться.

Кстати, здесь считаю необходимым сделать ремарку относительно церковной политики. Да, многие священники на Востоке Украины подпевают сепаратистам. Из этого на Западной Украине делают неверный вывод, считая это результатом принадлежности к Московскому Патриархату. Но множество священников как минимум стоят просто в стороне, а некоторые еще и активно поддерживают сегодня АТО, будучи клириками Московского Патриархата. Все дело в том, что эти священники – это «шахтерские» батюшки! Т.е. решающим фактором здесь является не принадлежность к Московскому Патриархату, а принадлежность к угледобывающей мафии!

II. Но с другой стороны – диалектика конфликта подразумевает и этот взгляд – власть должна учесть, что автоматизация шахт и закупка импортного угля породит новый виток безработицы. Трудоустройство в городах – не вариант. Именно в этой ситуации власть державы должна хорошенько проработать подъем села, чтобы туда вернуть 80 % горожан и промышленников (стряхнув их со своих бюджетных плеч), нужда в которых у постиндустриальной промышленности отпадает. Да, вчерашние шахтеры, химики, и прочие узко-профилированные специалисты, коими так богата наша земля, должны адаптироваться к новым условиям жизни, вернувшись к истокам – к аграрно-животноводческому укладу.

А раз уж пошла речь о сельской жизни, нарисую вам простейшую схему развития в селе. В марте покупается с десяток-полтора ягнят. Они стоят – после окота через месяц – где-то по 100 гривен штука. Всю позднюю весну, лето и раннюю осень они пасутся на естественных кормах – благо травы в селах хватает. К погодным условиям они не прихотливы. В 5 утра выгнал на выпас, а после 8 вечера – загнал под навес. Еще и удобрение для огорода производят (а навоз с соломой – кизяки, прекрасное топливо). Никакого зерна, никаких расходов! К ноябрю их стоимость «живым весом» от 800 гр., а если мясом, то выходит от 1000 гривен и выше. А если еще прикормить все-таки чуток пшеничкой, то можно получить и 1500 гривен со штуки. Вот вам 15-20 тыс. гривен за сезон! А еще шерсть и шкурка (выделать ее можно в домашних условиях, так же в домашних условиях можно «на коленке» сшить хороший тулуп)! А если вместе с ягнятами овцы купить еще и пару козочек, то к весне будет свое молоко. На полученные к ноябрю деньги спокойно можно закупить и топливо, и корма на зиму для оставшегося скота. Мелкое животноводство – достойный старт начинающего сельского жителя. А если наш начинающий селянин еще и в прошлом тот самый шахтер с нехилым окладом, то у него хватит средств, чтобы и мотоблок приобрести, и землю в аренду взять. Было бы желание.

Всем нам важно понять, что сидеть на шее государства – дело не слишком умное, а по нынешним временам еще и небезопасное. Подлинная же свобода и независимость – в том числе и от государства – состоит как раз в сельской жизни. Минимум 90 % самообеспечения, а значит – независимость. Это – прекрасный выход и для засидевшихся в городе оболтусов, и для недоученных горе-студентов (перебивающихся с двойки на тройку или получающих стабильные «пять баллов» после папиных взносов в карман преподавателя), и для потерявших свою работу промышленников. Тут важно вспомнить и библейскую парадигму труда: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт.3:19). Не сказал Бог, что ты будешь химиком или кибернетиком, но сказал, что ты будешь питаться от земли хлебом, выращенным твоими руками в поте лица. Многие из моих читателей считают себя христианами, а значит, библейская парадигма труда и культуры не должна быть для них пустым звуком. Ну, вот, вперед – исполняйте! Остановите процесс деградации, марширующий по городским квартирам и кварталам! Прекратите просиживать время в соцсетях и за «стрелялками» в Интернете. Оторвите своих детей от умственного отупения за Интернет-играми и физической деградации (ввиду отсутствия физического труда). Защитите будущие поколения от наркомании, пьянства и разврата. Вырвитесь из своих удушливых карцеров в многоэтажках. Обратитесь к природе, повернитесь лицом к свежему сельскому воздуху и живой душе птиц, домашнего скота и пресмыкающихся. И Творец природы, призвавший человека заботиться о природе, а не сидеть на 12-м этаже многоквартирной гробницы, будет с Вами! И не надо думать, что придет «добрый дядя» и благоустроит село! Помните, что наши с вами прадеды жили в селах и ни от кого ничего не ждали! А еще сами кормили город.

Популярні новини зараз

За кермо не можна: з якого віку водіям заборонили керувати авто

Україна викрила фінансові мотиви Словаччини у газовому конфлікті

Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина

Українцям загрожують штрафи за валюту: хто може втратити 20% заощаджень

Показати ще

P.S. Мне могут задать вопрос: «Батюшка, а ведь Вы были противником евроинтеграции? Вы изменили свои взгляды?» – Нет, нисколько! Напротив! Деурбанизация хотя бы 50 % городского населения делает ненужной и даже излишней евроинтеграцию. Но об этом – в одном из моих следующих очерков «Диалектика евроинтерагрции».

Автор — кандидат богословия Луганская Епархия УПЦ