Нынешний кризис в Украине и его побочные эффекты в разных концах бывшего Советского Союза стимулировали аналитика по Евразии Евгения Чаусовского к рефлексии по поводу совершенного им путешествия по странам Балтии в конце 2011 года. Эти размышления, в сочетании и по сравнению с повышенной активностью в регионе в настоящее время, может предложить прогноз относительно того, чего мы можем ожидать в странах Балтии в ближайшие месяцы и годы.
Около двух с половиной лет назад, во время нахождения в Украине на протяжении нескольких месяцев, я уехал из Киева, чтобы предпринять путешествие по Прибалтике. В холодный зимний день в середине октября, я прилетел в Таллинн, столицу Эстонии. Оттуда я поехал на автобусе из Таллинна на Балтийском море в Тарту на юге Эстонии, а затем в Ригу, в Латвии, и, наконец, в Вильнюс на юге Литвы.
В то время, в странах Балтии было относительно спокойно. О странах Балтии, спрятанных в северо-восточном углу континентальной Европы, часто забывают когда дело доходит до основ европейской политики. Тот факт, что эти страны чаще всего именуются «странами Балтии» вполне красноречивое свидетельство о том, как мало известно об их индивидуальной истории и культуре. В конце концов, они крошечны и по размеру и по населению. Но именно их расположение в далекой периферии Европы, непосредственно примыкающей к России в месте нахождения одного их её важнейших центров — Санкт-Петербурга — придает Прибалтике значительное геополитическое значение.
Страны Балтии
Ощущение, которое я получил сразу же во время путешествия через страны Балтии – особенно с учётом пребывания и в других бывших советских республиках — страны Балтии являются на сегодняшний день наиболее экономически развитыми государствами бывшего Советского Союза. Они также являются наименее советскими. Каждый столица в странах Балтии имеет хорошо сохранившиеся старые города, наполненные средневековой архитектурой и выложенными булыжниками улицами. Таллинн и Рига, оба портовые города на побережье Балтийского моря, когда-то были важными торговыми площадками Ганзейского союза, в то время как Вильнюс был когда-то имперской столицей, сначала Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой. Российская Империя захватила регион только в 18-м веке, а страны Балтии не были включены в состав Советского Союза до середины Второй мировой войны.
Это отражено в т.ч. в современной архитектуре. Каждая из стран Балтии имеет небольшие, но вполне современные центральные деловые районы, с блестящими стеклами офисных зданий и новыми западными отелями. Скандинавские банки можно увидеть во всех городах Балтии — неудивительно, учитывая, что страны Северной Европы доминируют в банковском секторе каждой из стран. Страны Балтии чувствовали себя во многих аспектах миниатюрными версиями Финляндии или Швеции.
Хотя, разумеется, не во всех отношениях. Надо отметить, что страны Балтии являются более развитыми, чем большая часть остальной части бывшего Советского Союза, но они все еще ниже среднего показателя по ЕС по большинству экономических показателей. В этом смысле, они больше похожи на страны Центральной Европы, такие как Польша и Словакия, чем их более богатые соседи на севере, и самое главное, нельзя забывать о факторе России.
Влияние России все еще ощущается в странах Балтии во многих отношениях. Можно заметить посредством архитектуры; например, в центре Риги есть здание советской эпохи — Академия наук, которая, как и Эйфелева башня в Париже (разве что с менее эстетически привлекательным сталинским дизайном), кажется, видна практически из всех точек зрения по всему городу. А также в странах Балтии есть многочисленные православные храмы, такие как собор Александра Невского в центре города Таллинн, построенный в конце 19-го века в Российском стиле. Это менее очевидно в центре Вильнюса — у которого есть больше польского культурного и архитектурного влияния — но это более очевидно на окраинах этого города, где в советском стиле можно найти в изобилии многоквартирные дома.
Влияние России не только видно в странах Балтии — это также слышно. Гуляя по улицам Риги и Таллинна можно услышать удивительно много прохожих, говорящих по-русски. В конце концов, русское население в этих городах является существенным — 37 процентов в Таллинне и почти 40 процентов в Риге. Даже этнические эстонцы и латыши в этих городах, как правило, в состоянии говорить по-русски — все, с кем я лично столкнулся, могли говорить по-русски. Это особенно интересно, поскольку образование на русском языке больше не обязательно, как это было в советское время, и английский теперь гораздо более широко изучается. Тем не менее, многочисленное русское население, особенно в Таллинне и Риге, и в меньшей степени в Вильнюсе, продолжает делать русскую речь широко распространенной в этих областях. Есть также специализированные школы с русским языком и организации, такие как российские культурные центры (поддерживаемые Москвой) в этих городах, призванные сохранить русский язык и культуру.
Постоянные ключевые вопросы
Во время моей поездки я встретился с некоторыми политиками, работникам СМИ и интеллектуалами региона. В то время, было три основные проблемы, которые неизбежно обсуждались в каждом разговоре, и хотя это было задолго до нынешнего кризиса в Украине, все вопросы были так или иначе связаны с Россией.
Первой были попытки в странах Балтии добиться энергетической диверсификации. Каждая из стран Балтии почти полностью зависит от российских поставок природного газа, и каждая пыталась выйти из энергетической удавки России. Второй было укрепление экономической интеграции с Европейским Союзом в качестве средства уменьшения зависимости от России. Европейский кризис еще в 2008-2009 серьезно повлиял на эти страны, и они были первыми, кто был вынужден прибегнуть к массовым сокращениям расходов. Несмотря на это, страны Балтии проявили приверженность к укреплению экономических связей с Европейским Союзом; Эстония вступила в еврозону в начале 2011 года, а Латвия и Литва выразили желание также присоединиться к валютному союзу. Наконец, была проблема безопасности. Россия вторглась в Грузию только три года назад, и все три страны Балтии были обеспокоены возвышением России как региональной державы и это был вызов для их безопасности. Укрепление связей с НАТО, в дополнение к увеличению регионального военного сотрудничества в рамках формата Nordic-Baltic, всегда было на повестке дня правительств стран Балтии.
Нафтогаз звернувся до власників газових балонів: що наразі заборонено
У Нафтогазі назвали 3 причини для термінової заміни газового лічильника
ТЦК роз'яснив, як поступити з повісткою, якщо є бронь або відстрочка
Українцям загрожують штрафи за одяг: хто ризикує заплатити до 6800 гривень
Сейчас, почти три года спустя, интересно отметить, что изменилось в странах Балтии на всех этих фронтах. В направлении энергетической диверсификации виден значительный прогресс. В 2012 году Литва начала планировать постройку плавающей установки импорта сжиженного природного газа. Строительство ведется и, возможно, будет завершено в конце этого года. Эстония и Латвия не столь успешны в продвижении вперед со своими планами строительства терминалов сжиженного газа и не привлекали средства ЕС для финансирования таких проектов. Тем не менее, они надеются, что литовская установка, а также увеличение взаимосвязи между газопроводами в регионе, может помочь и им снизить свою зависимость от России.
В дополнение к экономической интеграции, Латвия присоединилась к Эстонии в еврозоне в начале этого года. Литва также подала заявку на вступление в еврозону, и 5 июня Европейская комиссия объявила, что Вильнюс был официально готов стать 19-м членом валютного блока 1-го января 2015 года. Россия все еще является основным торговым партнером для всей Прибалтики, но членство в еврозоне дает Балтии более надежную защиту от коммерческого влияния Москвы, как это было для не-членов еврозоны ЕС, таких как Венгрия и Румыния. Тем не менее, сохраняющиеся проблемы, такие как высокий уровень безработицы и высокая эмиграция до сих пор делают страны Балтии восприимчивыми к экономическому и политическому притяжению России.
На фронте безопасности, кризис в Украине лишь усилил опасения в странах Балтии о проекции силы российского государства. Аннексия Россией Крыма и поддержка пророссийских элементов в Восточной Украине усилили опасения в странах Балтии, что они могли бы быть следующими в агрессивных планах России. Действительно, пророссийские группы в Эстонии и Латвии устраивали демонстрации, но они были довольно маленькими и еще не предоставляющими существенной проблемы безопасности, хотя власти и предприняли превентивные меры.
Еще большее беспокойство в странах Балтии вызывает существенное наращивание военной мощи РФ вблизи своих границ, не только в западном военном округе России, но и в Беларуси, союзнике России. Из-за этого, страны Балтии призвали к большей поддержке со стороны НАТО и, в частности США, и это в последние месяцы стимулировало более активное участие обоих игроков в делах региона. Соединенные Штаты увеличили количество войск, которые посылаются в страны Балтии на ротационной основе, а количество воздушных патрулей НАТО в странах Балтии выросло в три раза, с четырех до 12 истребителей.
Напряженное будущее стран Балтии
Несмотря на более активное сотрудничество с НАТО и США, страны Балтии по-прежнему не уверены, достаточно ли этого. В то время как страны Балтии усилили темп военных учений и увеличили число войск НАТО, развернутых для таких упражнений, они желают большего. Действительно, Эстония призвала НАТО создать постоянное военное присутствие в странах Балтии, предлагая свою авиабазу Amari. Латвия и Литва вторят таким предложениям.
Такая инициатива, скорее всего, не сможет реализоваться в ближайшее время. Соединенные Штаты отдали приоритет усилению связей со своими союзниками в Центральной Европе, в частности, с Польшей и Румынией, которые будут иметь решающее значение для системы ПРО НАТО. Румыния также является ключевым игроком во всё более важном черноморском регионе. Вашингтон заявил, что стремится к ротации своих войск в Прибалтике на протяжении этого года, но кроме этого, неясен её размер и продолжительность, хотя страны Балтии могли бы выиграть от большего присутствия США в Польше и Румынии.
Не вызывает сомнений то, что Россия останется ключевым игроком в странах Балтии и в прилегающем регионе на долгие годы. Тем более, что Соединенные Штаты и Европейский союз продолжают проникновение на постсоветскую периферию России, стремясь приобрести более тесные связи с Украиной, Молдовой и Грузией (что находит полную поддержку Балтии), Россия будет продолжать принимать активное участие, чтобы попытаться предотвратить такие шаги. Поэтому российско-западная конкуренция станет ключевой особенностью региона в обозримом будущем. В свою очередь, это будет способствовать стремлению Прибалтики к дальнейшей интеграции с Западом — от безопасности, энергетики, до экономических вопросов — как средство держать Россию на расстоянии, в то же время, выстраивая прагматичные отношения с Москвой, чтобы и не провоцировать своего большого сосед на востоке. Это будет трудно и, скорее всего, закончится смешанными результатами, но страны Балтии могут, тем не менее, проводить такую стратегию в соответствии с их историческими национальными интересами.
Источник: Stratfor