Делай, что должен, — и будь, что будет. Увы, этот старый рыцарский девиз, исполненный благородства, имеет мало общего с продуманными стратегией и тактикой ведения информационной войны. А ведь сегодня на войне, как минимум информационной, находится каждый украинец.

Причина столь печального положения дел заключается в беспечности строителей украинского государства в период новейшей истории. Очевидно, что слуг народа всегда больше занимал собственный кошелек, нежели держава, и, судя по результатам, только собственный кошелек. Иначе объяснить картину, которую мы все сегодня наблюдаем, невозможно.

Сайт Государственного комитета теле- и радиовещания Украины фиксирует «неподдельный» интерес государства к информационной защите: «…частка недержавного сектора телебачення і радіомовлення в телерадіоінформаційному просторі України перевищує 96%, і тільки 4% належать державним мовникам».

Для сравнения в России есть 9 общероссийских обязательных общедоступных телеканалов (кроме того, в каждом субъекте РФ в первом мультиплексе будет транслироваться один местный телеканал).

 

Состав каналов первого цифрового мультиплекса. Источник: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2013/tv_in_Russia.html

А тепер давайте обратим внимание на собственников большинства общедоступных каналов:

При этом «Первый канал» согласно открытым источникам принадлежит Российской федерации на 75%, а 25% — ЗАО «Национальная Медиа Группа», акционерами которой являются Банк «Россия», «Северсталь-групп», «Сургутнефтегаз» и «Согаз».

В общем, как не крути, российская информационная машина под любым углом выдает мантру: Россия-нефть-газ. И давайте учитывать, что российские каналы смотрят и за пределами России.

А смотрят ли украинские каналы в России? Увы…

Симптоматична также пятерка самых рейтинговых программ 2012 года (данные из отраслевого доклада «Телевидение в России 2013»).

Вот такой у нас противник крупными мазками.

И, что важнее всего, у нас есть внутренний фронт, то есть украинцы, на которых воздействует пропагандистская машина враждебного государства, и внешний, то есть россияне, которые накачиваются агрессией из своих родимых источников. Нельзя также забывать про мировое сообщество, которое должно получать в лучшем случае объективную и ни в коем случае не «российскую» картинку. К счастью, провести Европу и США российскими агитками не так уж просто.

Популярні новини зараз

США не повелися на "схему" українських енергетичних аферистів, - Куртєв

Алкоголь, сигарети та пальне продаватимуть за новими правилами

Літні канікули у школах України пройдуть за новим графіком

Водіїв попередили про зміни у правил дорожнього руху: що не потрібно робити з 1 травня

Показати ще

Тем не менее на сегодняшний день лобовое сражение между Украиной и Россией в информационном плане невозможно, у нас нет такой мощи и управляемости, зато на помощь приходят технологии и энтузиазм.

Давайте рассмотрим несколько примеров.

В течение всех событий Майдана российские СМИ эксплуатируют пугалки на тему юдофобства бандеровцев.

Прекрасным ответом на это становится совместная акция главного раввина Одессы и Юга Украины Авраама Вольфа и представителя «Правого сектора» Валерия Загороднего, которые вместе закрашивают антисемитские надписи в Одессе утром 10 апреля 2014 г.

Еще одна тема — западенцы ненавидят русский язык.

В ответ 26 февраля Львов разговаривает на русском.

20 апреля МИД России заявил, что на блокпост в Славянске напали «боевики так называемого «Правого сектора», обнаружив в сгоревшей! машине визитку Яроша.

Реакция на это заявления стала народной и вирусной. Если бы ее не последовало, на руках у российских СМИ оказался бы новый пример «зверств бандеровцев». В реальности они подавились хештегом ВизиткаЯроша.

Подобного рода «реактивные» и «креативные» действия помогают противостоять «медийному» давлению любой, даже самой мощной, машины. Действует тот же принцип, что в «мирной» рекламе: даже среднее сообщение будет работать, если «добрать» медиа-весов, иными словами увеличить частоту показа.

Это и есть стратегия России: давить, сеять свои «сообщения», накачивать ими целевую аудиторию до автоматизма. Когда мы слышим: «вы – бандеровцы; чего добился майдан; нужно работать, а не митинговать; заниматься нужно экономикой; следовало действовать легитимно; главное – стабильность», то мы, по сути, сталкиваемся с хорошо интегрированными в сознание людей и прокачанными российскими каналами реакциями.

Но есть и другая стратегия: меньше инвестиций в медиа, больше – в креатив. Не раз доказано, что креативная реклама лучше запоминается и эффективнее работает (по некоторым данным в 6-8 раз). И это абсолютно наш путь: пробивать информационную блокаду России «креативными» поводами, контентом, акциями.

При этом, я бы очертил список актуальных задач для нашей партизанской войны следующим способом:

Внутренний фронт:

  1. Качественная проверка любой информации и борьба с фейками.
  2. Генерирование контента и информационных поводов, которые работают на объединение максимального количества украинцев.
  3. Агитация и пропаганда, обличающая истинные намерения агрессоров и коррупционеров.
  4. Настрой на строительство нового украинского государства.

Внешний фронт:

  1. Демонстрация всему миру, западному сообществу истинного лица украинцев и истинного лица агрессоров. Резонансные разоблачения, расследования. Правда против технологий.
  2. Прорыв блокады с помощью знаменитостей и контента, который популярен в России (рейтинговые группы, клипы Ляписа Трубецкого, заявления российских звезд и прочее).
  3. Партизанские вылазки, подрывающие эффективность российской машины. Например, представьте себе эффект, которого можно было бы добиться, если бы Макаревич или Гребенщиков приняли украинское гражданство!

Сегодня каждый грамотный украинец становится средством массовой информации, блог, страница в социальной сети, местная газета, местный канал становятся рупором народа. Растет ответственность, растут ставки, но, очевидно, именно так и рождается народ в 21-м информационном веке.

Нам нужно учиться быть государством и народом во всех смыслах. Те решения и победы, которых мы добьемся сейчас, лягут в основу новой модели украинского общества, станут нашими мифами и легендами.

Сегодня мы отвечаем на агрессию пассионарностью, завтра мы сможем трансформировать пассионарность в созидательную энергию государства по имени Украина.

Сокращенная версия была опубликована на Forbes.ua