Истинная цель Владимира Путина — создать новый Евразийский союз, то есть новый СССР. Поэтому, аннексия Крыма только первый шаг на пути реализации этой стратегии.

Интересный вопрос для историка: когда в Кремле было принято решение присоединить Крым к РФ? Вплоть до крымского референдума большинство наблюдателей считало, что Кремль расширяет российское присутствие в Крыму, не собираясь разрушать целостность Украины. Считалось, что В. Путин просто формирует «сильную переговорную позицию» с Западом. Или — мстит украинскому обществу за Евромайдан, создавая тяжелые проблемы для временных властей в Киеве. Или, если смотреть с тем сочувствием к Путину, с каким смотрят такие европейские эксперты, как Александр Рар, то, например, цель действий в Крыму — включить в повестку дня тему «федерализации Украины» (с целью расширения прав так называемой Левобережной Украины). И так далее. Иначе говоря, действия в Крыму рассматривались в логике усиления политической угрозы. Но не аннексии. Очевидно, что даже политические круги Вашингтона, Берлина, Брюсселя были уверены, что речь идет об агрессивном торге. Но не более. А оказалось — не так. И вот теперь «крымский сценарий» развертывается и для нескольких территорий на Юго-Востоке. И раздаются голоса экспертов, которые аргументируют, почему Путин не будет захватывать Донецк, Луганск и Харьков.

И в то же время совершенно очевидно, что реакция российского общества на «взятие Крыма» в качестве своего смыслового ядра содержит вовсе не сам Крым как таковой и даже не Юго-Восток, а очень широкий и глубокий реваншистский восторг, направленный на ключевое слово «СССР», на переигрывание итогов 1991 года. Коротко говоря, в сознании большинства населения РФ 1991 год просто исчез, растворился. Это открывает для Путина колоссальные перспективы по созданию нового государства в Евразии. Не только население РФ, но и социологически значимые контингенты соседних государств легко и радостно поддержат новый курс Путина. А сводится он к тому, чтобы создать Евразийский союз не путем медленного и унылого торга, а с помощью быстрой и крайне агрессивной политики. Нас ожидает «силовое решение евразийского вопроса». Это и есть содержание «третьего срока» Путина. Мы видим, что и снизу (от инициативников), и сверху (от политических менеджеров Кремля) зазвучали все темы, которые ранее были табуированы: Северный Казахстан, Приднестровье, гагаузы и проч. В московских политических кулуарах сегодня можно услышать: цель Путина — быстро и ломая любое сопротивление загнать Казахстан, Белоруссию, Молдавию, часть Украины и, возможно, Киргизию в рублевую зону с центром эмиссии в Москве. После этого вопрос о политическом суверенитете этих государств совершенно изменится. Де-факто это будет новое государство. Если не получится загнать их целиком — достаточно будет присоединить к РФ любые территории, население которых проголосует за вступление в РФ. Причем речь идет не только о «русскоязычных» территориях. Стимул вступить в РФ может оказаться и у этнически совсем иных групп. Разве мы не знаем, насколько привлекательно российское гражданство для миллионов киргизов, молдаван и даже армян. Совершенно неочевидно, например: а какую позицию займут нынешний армянский истеблишмент и нынешнее армянское общество в отношении вступления в новый СССР вместе с Карабахом? С одной стороны, эта фантастическая идея добровольного отказа от суверенитета кажется нелепой и невозможной. А с другой стороны: если Кремль гарантирует максимально широкую и выгодную автономию вступившим, разве не видны для армян выгоды от вступления вместе с Карабахом в новое государственное образование?

Цель Путина — быстро и ломая любое сопротивление — загнать Казахстан, Белоруссию, Молдавию, часть Украины и, возможно, Киргизию в рублевую зону с центром эмиссии в Москве.

Путин рассчитывает — и не без оснований — сильно качнуть общества ряда государств бывшего СССР. Россия привлекательна сейчас. Тут высокий уровень жизнь по сравнению с соседями. И — заметим — многим соседям политический режим в РФ кажется гораздо более либеральным, чем их собственные режимы.

Иначе говоря, Крым для Кремля важен не сам по себе. Это просто жест распаковывания колоссального исторического процесса: Путин в очень резкой форме предлагает соседним народам самоопределиться в отношении проекта воссоздания СССР. Разумеется, это будет «новый СССР». В новом составе. Какой уж получится. Делать он это собирается, используя весь инструментарий, продемонстрированный уже на Украине: военное давление, покупка местной олигархии и военного руководства, угрозы создания «управляемого хаоса», использование пророссийских активистов внутри стран, экспорт «революции» с помощью специальных российских «общественных» организаций, массированные пропагандистские атаки с помощью телеканалов, работающих на всем пространстве Евразии. Заблуждаются те, кто, как Татьяна Становая, пишет, что — в отличие от Крыма — Кремль не будет присоединять Донецк и Луганск. Якобы потому, что это окончательно углубит конфликт с Западом. Ничего подобного! Кремль собирается присоединить не только Донецк и Луганск — а вообще все, что может быть присоединено. Путин хочет создать новое государство на территории Евразии. У него будет новая конституция. С 16 марта 2014 года для всех народов, живущих по эту сторону «римского вала» — то есть по эту сторону границы с НАТО, — больше нет старой географической карты. Открыт всеобщий тендер на присоединение. И отдельно взятым русинам — да, придется самоопределяться. Хотят ли они перейти в Венгрию? Под Кремль? Или остаться в неизвестном пока по своим пределам украинском государстве? Думаю, что белорусскому и казахстанскому политическим сообществам надо основательно подумать над своими перспективами.

В новой версии конституции в преамбуле — по предложению Милонова и Мизулиной, конечно, — будет слово «Бог».

Это может показаться слишком фантасмагорической картиной. Возможно, старым «партнерам» В. Путина в разных влиятельных странах мира кажется невозможным, чтобы Кремль — игнорируя любые международные договоры и возможные санкции, не робея перед изоляцией (и самоизоляцией) — повел такую игру. Эта новая стратегия Кремля кажется опасной, дестабилизирующей и нереалистичной. Но тем не менее контуры этого неожиданного поворота 2014 года видны уже довольно отчетливо. Они видны и в том, как ведет себя российский МИД, и в том, какую роль начинает играть новое «силовое лобби» в Кремле, блестяще справившееся с «взятием Крыма», и в том, как работает пропаганда. Да и видно после Крыма, насколько российское общество готово далеко пойти по пути мобилизации ради этого «нового СССР» и новой конституции. Мы видим, как быстро формируется и риторика готовности к жертвам («лучше жить в нищете, но с великой мечтой»), и риторика реваншистского триумфа (которую так воодушевленно воспроизводят молодые литераторы Прилепин, Ольшанский и Просвирнин), и военный ажиотаж вокруг «национал-предателей». Сам я не очень понимаю, зачем нам этот «новый СССР» в формате «Евразии». Я слышу голоса добрых знакомых, которые считают, что в горниле этой «войны за СССР» наконец-то сформируется русская гражданская нация… По-моему, они заблуждаются. По-моему, военно-политическая группировка «третьего срока», которая все это затевает, доведет нынешнюю «нацию РФ» до неизбежной и жадно ею ожидаемой жертвенности, создаст в мозгах миллионов мощную, но искаженную оптику восприятия мира, а потом… Трудно сказать, что именно будет потом. Рискованная игра! Меня многие окружающие убеждают: Рим настолько ослаб, что «мы» — русские — можем легко установить новые порядки по эту сторону «римского вала» и заново учредить новый союз племен Евразии. Переубедить таких людей невозможно. Ведь это политический миф о «нас» и о «Риме». Вот, например, государство даков, как писали у нас вчера в Barbarische Beobachter, находится в состоянии дефолта, оно не состоялось. Оно 25 лет висит между Римом и нами. Хватит мучиться, дорогие даки! Вступайте в наш новый Галльский союз. Ведь римляне жадны, коварны и беспощадны. А у нас вы будете пировать, петь и вместе с нами ритуально несколько раз в год ходить и плевать на «римский вал». И вы — племена Карпатских гор, и вы — трудолюбивые степные народы. И даже вы — мирные старцы горы Афон… И помните: Кремль уже подтвердил, что будет платить половину стоимости авиабилетов за полет Москва—Крым.

Будут и другие бонусы. А в Риме нет никаких бонусов — там царят уныние, разврат и тяжкий труд для вам подобных.

Но если без шуток, то, конечно, новая путинская конституция будет довольно сложным испытанием для нас — стариков. Ведь одно дело не соглашаться с конкретным политическим решением. Например, с аннексией отдельного взятого Крыма. Да, я против. Но я не один. Против и всемирно известный режиссер Сокуров. Да и самый переводимый русский писатель Пелевин не одобрил. И еще много достойных людей.

А вот с конституцией сложнее будет. Нелепо не голосовать за конституцию государства, в котором живешь. Тем более если 99,9% граждан восторженно за нее проголосовали. Тем более в новой версии конституции в преамбуле — по предложению Милонова и Мизулиной, конечно, — будет слово «Бог». Как это и у многих других народов. «Мы — народ Евразии — перед Богом и совестью…» и т.д. Перед лицом Бога нелепо же не голосовать вместе со всем народом. К тому времени, когда эта конституционная реформа завершится (а это будет через два года), Крым и Донецк — как сегодняшние события — будут уже исторически так далеко, как примерно сегодня нами воспринимается вхождение Тувы в СССР.

Глядя сквозь толстые стекла старческих очков, я могу только сказать: в добрый путь, варвары!

Источник: Colta

Популярні новини зараз

Укренерго оголосило про оновлений графік відключень на 22 листопада

В ISW зафіксували високий рівень дезертирства окупантів

В Україні назвали умову для відкриття аеропортів: 45-50 днів

США сильніші за Путіна: Зеленський розкрив ключ до завершення війни в Україні

Показати ще