sur71

В последние дни СМИ и социальные сети сделали известным активиста Майдана Сашко Билого. Я не знал о нем раньше, да и не надо мне знать о нем много. Не надо быть врачом, чтобы увидеть, что этот парень страдает посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

За жизнь я навидался таких людей. Я сразу узнал в Сашко своего дядю Лазаря. Тот мальчишкой сбежал из гетто, перешел фронт, стал сыном полка и дошел с ними до Германии. Он разговаривал точно так же, держался так в кабинетах разных начальников, за праздничным столом и дома в семье. Тогда еще никто не знал о пост-травматическом стрессе.

На войне в Ливане я встречал десятки таких израильских парней, как Сашко. Они возвращались на гражданку, и там продолжали вести себя так же. Наука уже знала про ПТСР, но армия отказывалась давать им инвалидность. Я видел эти симптому у палестинцев, участвовавших в акциях протеста против израильской оккупации. Им тоже никто не помогал. Считалось, что надо быть мужественным. Я видел точно такое же поведение у советских ветеранов-афганцев.

Когда я смотрел видеоролик с Сашко, я вспомнил американского ветерана войны в Ираке или Афганистане, отчаявшегося получить ответ в одном правительственном ведомстве, предназначенном помочь ему. Каждый четвёртый военный, вернувшийся из Ирака страдает ПТСР.

Я видел и страдавших ПТСР ветеранов анти-глобалистских демонстраций в Сиэтле и Европе. Очень похож был на поведение Сашко, но ещё отягощённое реактивным психоза я наблюдал у журналиста-блогера, освещавшего события с Майдана в течение двух месяцев. В подобных ситуациях посттравматические состояния и психозы отягощаются суицидальными настроениями, а если там ещё присутствует алкоголь, то это ещё больше отягощает ситуацию.

Я не сомневаюсь. Что Украина сейчас полна такими вот парнями, стоявшими с обеих сторон баррикад. Их много не только среди бойцов, но и среди сочувствовавших, без подготовки неожиданно брошенных в самое пекло. Их должно быть немало и среди так называемых титушек, и среди силовиков, беркутовцев. ПТСР не мог не затронуть и журналистов и других людей, выполнявших на Майдане свой профессиональный долг. или  участвовавших в действиях, сопровождавшихся насилием в других точках.

Все имеет темную сторону. Любая, даже самая благородная война обязательно сопровождается жертвами среди гражданских лиц, авариями, «дружественным» огнем по своим. Где есть война – обязательно есть военные преступления, как там, где есть финансы – обязательно будут финансовые, а где есть транспорт на дороге, будут дорожно-транспортные. Профессиональные штабисты принимают индексы и коэффициенты всего этого для планирования любой операции. Среди необученных гражданских всего этого будет еще больше. Поэтому всем таким сашкам билым срочно необходима помощь.

Одним из первых шагов любой власти в Киеве и на местах должно быть создание службы реабилитации для участников боевых действий. Лидерам майданов и анимайданов необходимо запретить употребление алкоголя среди своих людей. Реабилитация важна, если граждане Украины не хотят увеличить количество опасных, агрессивных и психически неустойчивых людей в на своих улицах. Это тёмная, обратная сторона, которая всегда сопутствует героизму.