Последние дни мы стали свидетелями активной раскачки Крыма, как детонатора внешнего вмешательства в украинский кризис с непредсказуемыми последствиями.
Первый «ласточкой» стал Севастополь, отказавшийся признавать решения нынешней ВР Украины. Далее пошли уличные требования к крымскому парламенту: отделиться от Украины, обратиться к РФ с просьбой ввести войска и принять Крым в состав Российской Федерации и т.д. и т.п. После вчерашнего силового противостояния под стенами местного парламента стало очевидно, что его дальнейшие заседания могут привести к эскалации конфликта и попытке «улицей» вынудить местных парламентариев принять неосмотрительное решение.
Вполне очевидно, что в случае официального обращения ВР полуострова к руководству РФ о помощи, последнему нужно было бы реагировать. Но как? С одной стороны росруководству нужно сохранить доверие и уважение своих избирателей. А последние, по преимуществу, уверены в принадлежности Крыма РФ и необходимости вернуть «исконные» российские земли. С другой, всяческое жесткое участие РФ в крымских делах вызовет ответную и не менее жесткую реакцию Запада. Кто сегодня из крупных геополитических игроков заинтересован спор об Украине перевести в силовую плоскость? Никто. Уверен, что и крымская элита, при всей пророссийской риторике, не желает войны на полуострове. И уж тем более не мечтает о реальном переходе Крыма под юрисдикцию РФ. Как выйти из этого тупика с минимальными имиджевыми потерями для всех участников?
Выход один: лишить крымский парламент физической возможности собираться и принимать решения. Так возникает план по захвату здания ВР АРК. Кто его реализовал неважно. «Захватчики» не имеют опознавательных знаков. Главное в том, что авторы «захвата» отдают себе отчет в том, крымский парламент нужно красиво и временно вывести из игры. А вместе с этим и всю Украину из-под риска военного противостояния на ее территории.
Николай Песецкий, социальный психолог.
Валерий Песецкий, заместитель директора Украинского центра социальной аналитики