Во вчерашнем эфире «Свобода слова» на IСTV, т.е. авторитетный источник информации, известный немецкий политолог Александр Рар высказал позицию немецкого руководства по разрешению кризиса в Украине на геополитическом уровне. И там были очень интересные моменты.
Во-первых, он сообщил, что в Германии осознали, что первоначальный вариант соглашения об ассоциации ЕС с Украиной был ошибочен. Потому как предлагал нашей стране дилемму: или Евросоюз, или Таможенный союз.
Во-вторых, сегодня в Германии пришли к пониманию, что соглашение должно быть переработано таким образом, чтобы Украина имела бы возможность работы и с ЕС, и с ТС. И разрешение этой коллизии – дело юристов.
В-третьих, в Германии понимают, что это соглашение должно учитывать интересы России, а не игнорировать их. И Берлин готов в этом ключе продолжить процесс наработки текста соглашения с Киевом.
К сожалению тезисы господина Рара не вызвали интереса у экспертов и политиков, которые собрались в студии. Обсуждения и оценок они не получили.
Напрасно. Ведь речь о возможности реального выхода из пике политического кризиса в Украине, начало которому положил отказ Виктора Януковича подписывать соглашение с ЕС в Вильнюсе.
Страну и политикум Украины раскололо именно это решение. Которое многие, и вполне справедливо, связывали с встречей Виктора Януковича и Владимира Путина накануне вильнюсского саммита.
Что же изменилось с тех пор? Выскажу свои предположения. Итак, вполне очевидно, что сближение с Западной Европой и вхождение в ЕС бывших соцстран, включая и республики распавшегося СССР, шло по одному алгоритму: на противопоставлении России. По принципу или-или. Фактически это было продолжением «холодной войны» и строительством новой берлинской стены. Последняя, по замыслу «архитекторов», должна была быть переносной и, в идеале, совпасть с западной границей России.
Возможно, Украина, станет первой страной, где эта геополитическая технология рухнет. Совместными усилиями Парижа, Берлина, Варшавы, Киева и Москвы. Вопреки интересам Вашингтона, который очевидно заинтересован в ее сохранении.
Возможно. Хотя и не исключено, что Белому Дому удастся нейтрализовать позицию Берлина. Дальнейшие события покажут. Ведь, если то, что озвучил Александр Рар материализуется, то это будет означать создание новой реальности на евразийском материке. Реальности, которая навсегда упразднит «холодную войну» и окончательно демонтирует берлинскую стену во всех ее формах между восточной и западной Европой. Если соглашение ЕС с Украиной на тех основах, что высказал немецкий эксперт, станет возможным, то оно будет возможным и для любой страны, включая членов ТС.
Не исключено, что подобный подход озвучивался немцами и ранее. Кулуарно. Однако до кризиса в Украине достичь единодушия среди всех членов ЕС было непросто. Особенно проамериканских. Возможно, наступил перелом, благодаря пониманию тех рисков, которые влечет гражданская война в Украине и потенциал проблем для соседей, в случае ее распада.
То, что на переговоры с Виктором Януковичем прилетели министры иностранных дел стран «веймарского треугольника» косвенно говорит о том, что проамериканская Польша могла согласиться с таким вариантом соглашения Украины с ЕС именно под воздействием понимания собственных угроз, в случае развития украинского кризиса. В этом же контексте важно наличие французского министра. Это свидетельство того, что в украинском вопросе Париж и Берлин достигли полного взаимопонимания. А это уже полдела для продвижения новой редакции соглашения с ЕС. И то, что все министры, после объявления о включении в переговоры с Януковичем представителя России не улетели домой, а остались ночевать в Киеве, говорит о том, что подобный ход одобрен в четырех столицах: Берлине, Париже, Варшаве и Москве. Однако насколько далеко согласованы позиции четырех стран в отношении Украины покажут дальнейшие события.
Тем не менее, именно кризис в нашей стране создал возможность консолидации позиций в ЕС таким образом, что Россия признана полноценным участником переговоров в отношении судьбы Украины. Хотя еще осенью прошлого года все европейские политики такую возможность исключали. Если процесс пойдет в позитивном русле, то вероятно, российского омбудсмена Владимира Лукина в переговорах сменит более высокопоставленный чиновник. И это будет также показателем либо роста взаимопонимания между Россией и ЕС по украинскому вопросу. Либо его отсутствия. В случае отзыва представителя Москвы с переговоров.
АЗС показали ціни на пальне на початку тижня: скільки коштують бензин, дизель та автогаз
Українців хочуть позбавити виплат по інвалідністі: що готує Кабмін
В Україні заборонили рибалку: що загрожує порушникам із 1 листопада
Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів
Огромным риском в этом процессе является позиция США. То, что в момент обострения кризиса Янукович не отвечал на звонок Меркель, но тут же отозвался на вызов от вице-президента США Байдена, может говорить о некой собственной игре украинского президента на противоречиях между Вашингтоном, Москвой и Берлином. Но, едва ли он в ней самостоятелен настолько, чтобы игнорировать мнение Владимира Путина.
Не исключено, что уступчивость Вашингтона Москве в украинском вопросе будет напрямую связана с позицией Кремля по Сирии. Едва ли является случайным заявление Барака Обамы в Мехико, в котором он обвинил Путина в пренебрежении основными свободами людей в Украине и Сирии. При желании список стран мог бы быть существенно расширен. Тем не менее, прозвучали Украина и Сирия. Подобные совпадения редко бывают случайными.
Не вдаваясь в более глубокий анализ геополитических игр вокруг Украины, можно констатировать, что в случае реализации модели соглашения ЕС с Украиной, озвученной Александром Раром, наша страна может стать новой точкой отсчета взаимоотношений между западной и восточной Европой.
Политическая судьба Виктора Януковича, вероятней всего, останется за скобками этого уравнения.
Николай Песецкий, социальный психолог
Валерий Песецкий, заместитель директора Украинского центра социальной аналитики