Группа глобальной разведки Geostrategy продолжает изучать возможные последствия срыва подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, а также последствия нарушений украинскими властями прав человека. События 30 ноября и 1 декабря 2013 года, когда мирные акции протеста в Киеве были грубейшим образом разогнаны украинскими правоохранительными органами, всколыхнули весь мир. После этих событий в лексике американских и европейских чиновником часто начало звучать слово «санкции».
Чтобы разобраться в том, какие же реально санкции могут быть применены к представителям украинской власти, аналитики группы Geostrategy вместе с партнерами из консалтинговой компании AbbottPM дали оценку возможного масштаба и эффективности экономических санкций по отношению к ряду украинских государственных деятелей и членов их «семей», а так же связанных с ними бизнесс-структур.
Вопрос введения международных санкций активно начал обсуждаться Государственным департаментом США в начале декабря 2013 года, о чем свидетельствует как заявления Госсекретаря Джона КЕРРИ, появление соответствующих материалов ВВС, а также приезд в Киев американского сенатора Джона МакКЕЙНА. В этой связи аналитики рассматривают два наиболее вероятных сценария применения санкций в отношении украинских чиновников и руководителей бизнесс-сруктур, аффилированных с этими чиновниками:
• введение визовых ограничений и замораживание активов только для группы чиновников (возможно членов их семей), связанных с тем, что они грубо нарушили права и свободы украинских граждан;
• введение торговых ограничений и замораживание активов в отношении более широкой группы экспертно ориентированных предприятий, которые связаны с госсектором, и проправительственными парламентскими фракциями (по примеру соседней Республики Беларусь).
Следует отметить, что введение санкций против чиновников, препятствующих развитию демократии или нарушающим права человека, имеет длинную историю.
Так, США в свое время вводили санкции против Хусейна, Мумабека, Какдафи, Боты, Маркоса, Милошивеча. Санкции и теперь действую по отношению к сирийскому лидеру Башару АСАДУ и белорусскому президенту Александру ЛУКАШЕНКО.
В каждом из этих случаев экономические меры имели разный масштаб, скорость имплементации, и могли включать в себя
а) визовые запреты
б) «замораживание» (в некоторых случаях арест) личных активов и счетов чиновников
в) введение торговых ограничений на рынки США и ЕС для бизнес-структур, подконтрольных или имеющих рычаги влияния на режим.
Основным законодательным рычагом влияния в ЕС являються следующие документы
Директива 2005/60/ЕС Европейского Парламента и Совета от 25 октября 2005 о предотвращении использования финансовой системы с целью отмывания средств и финансирования терроризма (файл ПДФ)
Україна викрила фінансові мотиви Словаччини у газовому конфлікті
Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина
Українцям доведеться реєструвати домашніх тварин: що зміниться з нового року
Банки України посилять контроль: клієнтам доведеться розкрити джерела доходів
Директива Комиссии 2006/70/ЕС от 1 августа 2006 устанавливающая меры по имплементации Директивы 2005/60/ЕС Европейского Парламента и Совета относительно определения «политический деятель» и технические критерии для упрощенных процедур надлежащей проверки клиентов и исключения из этой процедуры на основе финансовой деятельности, проводимой время от времени или очень ограниченно (файл ПДФ)
В этих документах присутствует такой термин как политически значимые лица (PEP politically exposed person). Термин, описывающий людей, на которых были возложены видные общественные функции а также лиц, которые тесно связанны с такими людьми.
Для справки: обозначение «политически значимые лица» происходит с конца 1990-х годов. Нигерийский диктатор Сани Абача (Sani Abacha), организовал (вместе с членами семьи и близким окружением) массовые кражи и вывод активов со счетов правительства Нигерии. Несколько миллиардов долларов были украдены, и средства были переведены на банковские счета в Великобритании и Швейцарии.
В 2001 году правительство Нигерии попыталось вернуть деньги, и им это удалось благодаря жалобам в несколько европейских учреждений, включая Федеральне управление полиции в Швейцарии, которое, в свою очередь, провело расследование в шестидесяти швейцарских банках. В этом расследовании, фигурировало понятие «политически значимые лица», которое в 2003 году было включено в Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции.
Согласно действующему законодательству эврозоны, любой банк, открывая счет любой фирме, обязан удостовериться, нет ли среди ее реальных собственников представителей PEPа. Такая практика существует и в украинских представительствах международных банков.
Но возникает главный вопрос, насколько эффективно работает это законодательство?
Так, на примере Сирии санкции были применены США, Европейским Союзом и рядом других стран (например, Швейцарией), где были арестованы счета 129 особ и 49 фирм по подозрению в незаконном отмывании денег. Надо отметить, что в случаи с Башаром АСАДОМ основной «костяк» зарубежных инвестиций составляли активы, связанные с Хафизом МАХЛЮФОМ – кузеном президента, включали как наложение ареста на собственность во Франции, корпоративные счета и активы (в форме депозитов, бондов и других высоколиквидных бумаг) в Великобритании Швейцарии и Люксембурге.
Рассматривая ситуацию, сложившуюся вокруг ареста счетов Башара АСАДА, не стоит забывать, что санкции последовали после значительной эскалацией вооруженного конфликта и соответствующей резолюциями ООН.
В случаи же экономических санкций, примененных Европейским Союзом и США по отношению к Республике Беларусь, следует отметит, что они коснулись 243 особ и 32 компаний и были прежде всего направлены на ограничение экспортного потенциала компаний, связанных с Александром ЛУКАШЕНКО лично, а так же с работой государственных компаний («Белнефтехимом» и «Белорусскилий»), которые формируют до 30% экспорта Белоруссии.
Аналитики Geostrategy и AbbottPM отмечают, что механизм внедрения экономических санкций предполагает:
а) расследование деталей связи бизнес кругов с должностными лицами,
б) расследование движения средств, выявление коррупционных компонентов,
в) правовая оценка со стороны экспертов,
г) анализ портфеля активов и доказательств его связи с коррупционными действиями,
д) принятие соответствующих резолюций и поправок к законам о регулировании инвестиций и торговли,
е) реализация на практике комплекса мероприятий по заморозке активов и ограничению экспорта.
Изучив более внимательно структуру компаний «МАКО холдинга», а так же другие активы, приписываемые «Семье» (то есть структурам, близким к президенту Украины Виктору ЯНУКОВИЧУ), аналитики не увидели каких либо значительных международных компонентов бизнеса, кроме формального владения украинскими активами через Голанские, Австрийские, Швейцарские и Кипрские компании. Это значительно уменьшает количество реальных механизмов реализации США и Европейским Союзом финансовых санкций против таких бизнес структур, близких к нынешней украинской власти.
Исходя из этого, именно арест личных счетов может оказаться более эффективным. Однако учитывая вероятное размещение таких счетов в швейцарских банках, остается непонятным реальный механизм реализации такого решения. Так же следует учитывать то, что арест счетов может не иметь значительного эффекта, поскольку «бережливые» украинские чиновники, по имеющиеся у аналитиков Geostrategy информации, редко аккумулируют значительные суммы в зарубежных банках. Это прежде всего связанно с низкой доходностью такого рода инвестиций по сравнению с прибыльностью украинских проектов, связанных с тендерами и госсектором.
Угроза же «замораживания» личных и корпоративных счетов крупных экспортно ориентированных украинских холдингов, металлургического, химического и сельскохозяйственного секторов, совместно с санкциями против УкрСпецЭкспорта может привести к еще большему увеличению негативного сальдо торгового баланса и повлиять на финансовые показатели деятельности наибольшего холдинга Рината АХМЕТОВА СКМ (Метинвест, D.TEK), СМАРТ-груп Вадима НОВИНСКОГО, GDF Дмитрия ФИРТАША и Ferrexpo Константина ЖЕВАГО.
Поэтому аналитики считают, что в случае дальнейшей эскалации ситуации с нарушением прав и свобод украинских граждан,вектор деятельности США и Европейского Союза может сместиться на раскрытие фактов коррупции в украинской власти. В таком случае США в большей степени чем ЕС будут склонны применить ряд экономических санкций и прибегнуть к замораживанию активов украинских «олигархов», контролирующих экспортно ориентированные отрасли экономики, что, в свою очередь, усилит давление на украинскую экономику, бюджет, президента и правительство.
Источник: Geostrategy