В том, что оно — человеческое. Конечно, вешать лапшу на уши уже не так легко.
Когда корреспонденты наших гостелеканалов стоят на Крещатике, чтобы записать синхроны к своим репортажам, их окружают простые киевляне и требуют говорить правду. Так прямо и кричат в камеру: «Правду говори!» Но все равно потом, вечером, мне звонят киевские друзья и спрашивают, как можно так вдохновенно врать, показывая каких-то алкоголиков и бомжей на майдане, и почему я по этому поводу ничего не делаю.
«А что можно сделать?» — отвечаю я им. Возможно, корреспонденты получили такое задание или же лгут от чистого сердца — так тоже бывает. Однако мои друзья, которые хорошо относятся к России и ни в коем случае не хотят ее потерять, терпеливо объясняют мне, что украинцы, которые традиционно любят российское телевидение, смотрят на все это и подспудно начинают ощущать Россию врагом…
Я ничего на это не отвечаю, но иду гулять на Крещатик.
Море народа, флаги, левые и правые политики, пункты питания, требования «стоять, пока не отпустят в Европу», самозахват зданий, студенты, щеки и лбы которых раскрашены цветами флага Украины.
И ни слова злобы или порицания России.
Понимаете, ни слова!
Если и есть плакат с упоминанием России, то он звучит так: «Россия, отпусти!».
Весь этот «антироссийский шабаш», как описывают киевские события наши официальные СМИ, — и есть главная ложь, потому что украинская нация выставляется как бы врагом русской.
Нет этого и близко!
Нет на майдане порицания России, нет осуждения Путина. А есть вопрос Януковичу: почему обманул?
Почему обещал, что ассоциация с Европой будет подписана?
Почему задолго до вильнюсского саммита не предупредил, что подписание категорически невозможно, что экономическая ситуация в стране катастрофическая?
Vodafone виявився не готовим до відключень світла: знайдено "слабкі місця" оператора
"Ми зрадили Україну": конгресмен Маккол назвав головну умову для переговорів з Росією
Висунули дві жорсткі умови: поляки знову розпочали страйк на кордоні з Україною
Водіям пояснили, що означає нова розмітка у вигляді білих кіл
Почему было совсем другое: бесконечные переговоры с Западом и Россией, потом улыбки, шампанское, интервью главным телеканалам — и везде заверения в том, что европейский выбор однозначный, что «воля народна будет выполнена»?
В результате — обман.
И сейчас, когда в Киеве бушует Майдан, а в стенах Рады шел парламентский бой за отставку правительства, Янукович отправился в Китай. С «плановым визитом». Он что, мебельный тур в Китай Гуанчжоу, мебель из Китая возит?
Можно ли сомневаться, что общество воспринимает это как новое оскорбление, как жест высокомерия по отношению к собственному народу?
Понимаете, украинцы к этому не привыкли. Украина — не Россия. Она прошла Майдан и «оранжевую революцию». Упоминая эти вехи, я просто говорю о том, что украинцы как-то привыкли выходить на площади, чтобы высказывать свое мнение. Более того, они привыкли, что это мнение властью учитывается. Поэтому злобный кровавый разгон милицейским «Беркутом» участников Майдана по-настоящему шокировал страну. Вот тогда-то как раз вспомнили Россию. Но не в том смысле, что демонстрантов бил российский ОМОН, а просто разглядели во власти украинской чужое лицо — с его глухотой и нежеланием разговаривать с народом.
Не более.
Но опять же это были вопросы к Януковичу. Почему, когда побили до крови мирных людей, он молчал и не появлялся перед людьми?
Почему потом появился, с улыбкой заявил, что «аплодирует Майдану», но виновных в побоище не уволил; а сейчас, когда решается судьба страны, спокойно отбыл в Китай?
Не вяжется в голове у украинца подобное. Это почерк другой страны, считает он. Понимаете, я не о политике сейчас пишу. Действительно, Украина не Россия, и вот в каком смысле. В России любой политический шаг — это действие политтехнологов, политологов, тайные замыслы Кремля или Госдепа… У украинцев все проще, все искренней, даже простодушнее — так можно сказать. Конечно, и на Украине власть плетет интриги, оппозиция тайно встречается на загородных виллах, а олигархи делают многомиллионные ставки в политической игре. Но главный тут — все равно народ. Не пророссийский, не прозападный, а свой, проукраинский.
Они, украинцы, ни к кому не имеют претензий, они просто хотят постепенно продвигаться на Запад. Это может кому-то не нравиться, но, удерживая Украину грубо, «за грудки», можно только дискредитировать Россию, поскольку именно с ней украинцы сейчас связывают все самое имперское и советское. И называют это «движением в никуда».
Возможно, они ошибаются. Возможно. Но они имеют право на СВОЮ ошибку.
А россиян тут любят. На Майдане полно наших граждан: это корреспонденты; россияне, набежавшие «поддержать революцию»; туристы, приехавшие на события как на шоу. С ними все говорят по-русски — приветливо, с восхищением, что приехали поддержать.
Россияне украинцам как были, так и остаются, — друзья. И поверьте журналисту, пребывающему в Украине уже много месяцев по работе: украинец россиянину лучший друг, самый надежный и преданный. Просто он украинец, понимаете? Просто он чуть другой. Он живет ближе к Европе, в его венах течет кровь предков, практически не знавших рабства, но закаленных в европейских войнах.
Да, украинский язык очень похож на русский, но это другой язык. Да, украинская история очень похожа на российскую, но это уже 22 года, с обретения независимости, другая, не российская история. Российский народ, как кажется, в большинстве своем давно это понял. Не очень поняли российские власти.
И вот сейчас, когда я пишу эту заметку, Рада не проголосовала против отставки правительства Николая Азарова. Голосование провалили, как и ожидалось, партия власти и пугливые коммунисты.
Чисто российское голосование, не так ли? А что же люди на улицах?
А перед ними правительство, которое не желает отвечать за кровавое избиение на майдане; Рада, которая отказалась убрать это правительство; президент, который, не считаясь с Майданом, едет в Китай.
Вы спросите: а при чем тут Россия?
Так вот, я и говорю: Россия тут абсолютно ни при чем. Как ни при чем Госдеп, Грузия, Замбия и антарктические пингвины.
Когда мы с вами пытаемся найти закулисье в выходе людей на майдан, мы забываем такое словосочетание, как «человеческое достоинство». Просто давно привыкли, что власть топчет его, но даже при этом случились Болотная и Сахарова — когда люди не выдержали массового обмана.
В Украине же ощущение человеческого достоинства — это норма жизни.
«Шануймося, браття, бо ми того вартi» — это старинный клич украинских козаков.
Переводится он так: «Давайте себя уважать, потому что мы этого достойны!»
По этому лозунгу и живет Майдан. Вот почему Украина — не Россия.
Источник: Московский комсомолец