Более десяти лет назад, Федерация Ученых Америки оценила китайскую ракетную программу очень высоко, на фоне, в целом, проблемной военной индустрии. В 2010 китайские военные объявили, что начали испытания своей наиболее амбициозной ракетной программы DF-21A, противокорабельных баллистических ракет. В 2013 году прозвучало несколько заявлений, что ракеты были размещены в небольшом количестве в южном Китае. DF-21A создан как “убийца авианосцев”, нацеленный на сдерживание авианосных групп США в случае конфликта вокруг Тайваня или спорных территорий южного китайского моря.
Решение Китая использовать баллистические противокорабельные ракеты необычно, учитывая, что нацеливание на двигающиеся корабли ракетой с баллистической траекторией гораздо сложнее и требует более сложной навигации, чем крылатые ракеты. Решение Народной Освободительной Армии Китая (НОАК) сделать ставку на этот вид вооружения (ASBM) отображает растущую самоуверенность и развитие военной индустрии.
Аналитики расходятся во мнениях относительно последствий внедрения новой системы для вооруженных сил США. Некоторые, что не удивительно, провозгласили это решающим фактором, склоняющим чашу весов и угрозой силам США в регионе. Другие аналитики полагают, что есть несколько вариантов, благодаря которым можно свести на нет ASBM, создавая ложные цели или нацеливаясь на поддержку и коммуникацию системы. Хотя обе стороны высказывают правильные аргументы, нужно рассматривать ASBM не изолировано, а как часть большого процесса военной модернизации и изменении военной доктрины НОАК.
Китайские военные стратеги тысячелетиями были очарованы ассиметричными подходами к методам ведения войны. Китай не имеет иллюзий относительно своей военной неготовности к войне против Соединенных Штатов и знает что в таком положении он пробудет еще минимум два десятилетия.
Поэтому НОАК разрабатывает целый спектр ассиметричных стратегий для сдерживания США до тех пор, пока их военная сила созреет до возможности полноценного противостояния.
Учитывая зависимость США от космических и спутниковых коммуникаций для проведения даже самых элементарных военных операций, НОАК инвестировал значительные суммы для развития противоспутникового вооружения.
В январе 2007 Китай запустил свою первую противоспутниковую ракету уничтожив свой старый спутник в космосе. В мае 2013 года Китай запустил ракету без полезной нагрузки на 10 000 километров в космос, самый дальний запуск с середины 1970-х. Отсутствие нагрузки в виде спутника, говорит о том, что ракета создана как противоспутниковое оружие.
В дополнение к своим ракетам, Китай также экспериментировал с зеленым и голубым лазерным вооружением, что сопровождалось обвинениями со стороны военных США в запуске нескольких лазерных лучей по их спутникам. Лазерные импульсы могут нарушить коммуникацию спутников, и, в зависимости от силы, даже уничтожить их.
Китайская ракетная программа также стабильно развивается и в части повышения их точности и быстро совершенствуется в дальности. Прогресс в ракетном проекте, который был ожидаем в свете продвижения космической программы Китая, наглядно заметен в растущем количестве запущенных спутников и все большем усложнении программы. Лунная программа — следующее явное выражения приоритета космоса для Китая.
Ассиметричная военная стратегия НОАК не ограничена областью космоса, но простирается к другим сферам — земле, морю, воздуху и киберпростанству.
Взять, к примеру, море, Китайский морской флот не сфокусирован на том, чтобы противопоставлять американскому авианосцу свой авианосец, а кораблю корабль, как некоторые могут подумать. Китай разворачивает растущее количеству наступательных подлодок, вооруженных обычным и ядерным оружием, и численность бойцов на субмаринах — 45% всего флота, что является наивысшим процентов среди всех крупных флотов.
Кроме субмарин, китайский флот размещает тысячи ракет наземного базирования, крылатых и баллистических. Флот также развивает десятки скрытных быстрых ракето-несущих лодок и корветов, наподобие катамарана класса Hubei. В узких водах и прибрежных территориях эти судна могут быть очень эффективны против больших противников, особенно если используется тактика пчелиного роя.
Другая сфера, которая превращается для НОАК в передовую — это кибервойна. С 2000 года китайские военные обсудили концепцию тотальной войны или неограниченной войны, в которой НОАК будет использовать асимметричную тактику во всех областях театра военных действий.
Зеленський зустрівся з головою ЦРУ Бернсом: війна закінчиться
Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина
40 тисяч гривень в місяць та понад рік на лікарняному: названі ключові зміни у соціальному страхуванні
Паспорт та ID-картка більше не діють: українцям підказали вихід
Наиболее популярная в Китая работа относительно асимметричных военных действий написана двумя полковниками НОАК в 1999 году, которая названа как “Неограниченная война”,” или 超限战., что буквально означает войну без границ.
Недавние кибар-атаки и вторжения в чувствительные для США и других продвинутых стран целей демонстрируют растущую силу китайского кибер-оружия.
В последние годы, китайские образовательные институты, такие как Академия Военных Наук, Национальный Институт Обороны и Институт Военного Флота посвящают значительное время изучению военных кампаний стран Запада.
Арабо-Израильские конфликты, включая вторую войну в Ливане, предоставляет Китаю бесчисленное количество примеров, в которых размещенные на море ракеты могут нанести серьезный ущерб передовому флоту.
Хотя преданность асимметричной войне для китайцев не нова, эта концепция быстро движется от теории к практике, быстро становится доминирующим подходом. Не стоит считать, что НОАК будет полагаться только на асимметричные стратегии. В реальности, когда Китай сократит технологическое отставание, многие его стратегии будут походить на общепринятые. Учитывая тысячелетнее увлечение, асимметричный элемент вероятно останется доминирующей стратегией. США, напротив, смотрят на асимметричную войну и другие нестандартные формы военных действий c малым интересом. Так называемый американский стиль военных действий сфокусирован на наступательный огневой мощи и пренебрегает оборонительными элементами.
Вопрос не в том смогут США справиться с отдельной системой, а будут ли они способны понять природу ассиметричной стратегии во всех сферах театра военных действий. Как заметил Капитан Скотт Джаспар, обладающий более чем 30-летним опытом и специализирующийся на противо-подлодочных военных действиях
“Комбинация баллистических и крылатых ракет в сочетании с субмаринами и быстрыми ракето-несущими лодками может стать смертельной для авианосца. Большое количество ракет с современными контр-мерами против радио-помех может свести на нет наши самые передовые системы, как Aegis. “
В самом деле, во время воны 2006 года против Израиля, Хезболла выпустила сделанную в Китае ракету, поставленную Ираном, по израильскому корвету класса Eliat, убив четырех матросов. Корветы этого класса считаются самыми продвинутыми кораблями такого рода в мире.
Пока США будут поддерживать свое военное превосходство в обозримом будущем, Китай имеет возможности ослабить это преимущество. Это может иметь позитивный эффект для обоих сторон, учитывая что обе сверхдержавы будут сдерживать одна другую. Китай и США становятся все более взаимозависимыми и разделяют многие интересы. Эти выгодные отношения могут снизить риски конфликта. Однако, стоит помнить, в обоих мировых войнах предыдущего столетия Германия была главным торговым партером Британии.
Автор- выпускник Национального университета обороны Национально Освободительной Армии Китая, также закончил US Naval Post Graduate School and the US National Defense University. Автор нескольких работ по вопросам безопасности в Азии.
Источник: The Whitney and Betty MacMillan Center for International and Area Studies at Yale