Азербайджан официально объявил персонами нон-грата 335 человек. Основанием для такого решения послужил тот факт, что эти люди посещали непризнанную Нагорно-Карабахскую республику. Значительная часть участников списка принимали активное участие в наблюдении за выборами различного уровня, которые проходили на территории НКР. Почему данный список появился именно сейчас и как он может повлиять на украинские выборы?
Признание иностранцев персонами нон-грата за посещение НКР не новый ход для азербайджанской дипломатии. Под горячую руку азербайджанского МИД в 2012 попадали даже астронавты Чарльзе Дюке и Клоде Николье. В 2010 году в Баку в списки персон нон-грата включали несколько депутатов Госдумы РФ, присутствовавших на выборах в Карабахе в качестве наблюдателей Некоторые международные наблюдатели были объявлены, как, например, Константин Затулин персоной нон-грата и в 2010 и в 2013 годах. Но никогда еще «черный список» азербайджанского МИД не был столь многочисленным и интернациональным.
Выбирая способы борьбы, в том числе и с международными наблюдателями, которые своей деятельностью как-бы легитимизируют органы власти самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики, Азербайджан пока не пошел по пути Грузии. Согласно грузинским законам, все посетившие, без санкции грузинских властей, непризнанные республики Южную Осетию и Абхазию автоматически считаются преступниками и подлежат тюремному заключению.
Очевидно, что руководство Азербайджана ужесточает подходы к лицам посещающим НКР. При анализе списка становятся очевидными следующие моменты:
— список предельно провокативен и направлен на страны ЕС и Россию (включение певца Аль Бано и испанской певицы Монсеррат Кабалье в персоны нон-грата, явный политический демарш);
— список готовился в крайней спешке. В списке дублируется ряд имен. Например, Владимир Александрович Захаров (№ 4, 247), Алексей Мартынов(№№ 101 и 129), директор Международного института новейших государств и некоторые другие персоны.
— азербайджанский подход к определению персон нон-грата из числа международных наблюдателей достаточно избирателен. Например, не смотря на активное участие израильской организации Международный экспертный Центр Избирательных Систем /ICES/ в избирательных процессах в Нагорном Карабахе, ее руководитель Александр Цинкер не был объявлен персоной нон-грата. Является ли это результатом стратегического партнерства спецслужб Израиля и Азербайджана, или просто оплошность клерков, но факт остается фактом — на определенную группу международных наблюдателей жесткие меры азербайджанского МИД не распространяются. Нельзя также исключать, что подготовка и принятие списка в существующем виде готовилась различными противоборствующими группировками в окружении действующего Президента, в результате чего пострадал имидж страны, в целом.
С высокой долей уверенности можно сказать, что появление списка связано с двумя важными для Азербайджана событиями, которые определят его геополитическое будущее. Это выборы Президента Азербайджана, которые будут проходить 9 октября 2013 года и подписание соглашение об ассоциации ЕС с Азербайджаном и Арменией навильнюсском саммите стран «Восточного партнерства» в ноябре 2013 года.
Вопрос борьбы Азербайджана за территорию непризнанной НКР может стать аргументом в предвыборной президентской гонке и «головной болью» «Восточного партнерства». Объявление политических, культурных и общественных деятелей из разных стран, которые посещали Нагорный Карабах персонами нон-грата, еще один шаг в дипломатической борьбе Азербайджана. По информации азербайджанских СМИ, заместитель министра иностранных дел Азербайджана Махмуд Мамедгулиев заявил, что ЕС поставил вопрос исключения из действия армяно-европейской зоны свободной торговли, которая будет создана в связи с соглашением, азербайджанских территорий, оккупированных Арменией.ЕС не готов включать в режим свободной торговли с собой непризнанное территориальное образование,Нагорный Карабах и 7 районов вокруг него, которые были отторгнуты от Азербайджана.
«Восточное партнерство», протянувшееся вдоль юго-западных границ Российской федерации, от Каспийского моря до стран Балтии объединило кроме Молдовы, Украины, Грузии и Азербайджана также Беларусь и Армению. В мае 2008 году Швеция и Польша инициировали на Совете ЕС по общим вопросам и внешним связям создание международного проевропейского объединения на юго-восточных границах РФ.
Предыдущая версия подобного объединения Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова) также постоянно сталкивалась с проблемой непризнанных республик на территориях стран-участниц.
Грузия, Азербайджан и Молдова имеют на своих территориях неурегулированные конфликты и непризнанные или «полупризнанные» республики — Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах.
За время своего существования, с 1997 года ГУАМ не раз поднимал вопрос о замороженных региональных конфликтах. Вершиной дипломатии руководства стран, входящих в ГУАМ, было вынесение в 2006 году на 61 сессию Генеральной ассамблеи ООН, вопрос о непризнанных республиках на территории бывшего СССР, несмотря на активное сопротивление России.
Виплати добігають кінця: що відбувається з фінансуванням пенсій, субсидій та лікарняних
Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі
Ціни на пальне знову злетять: названо причини та терміни подорожчання
“Помру у боротьбі за свободу”: Хав'єр Мілей про радикальні реформи в Аргентині, війну з соціалізмом та надії на Трампа
После затухания интереса к ГУАМ после 2007 года, появилась ее расширенная «восточная версия». Именно теперь, особую роль играет легитимация процесса выборов. Для многих постсоветских политических режимов не столь важно проведение честных выборов и отношение к ним граждан, сколько официальное признание результатов выборов, внешними акторами. И, желательно, из когорты мировых держав и стран ЕС.
Международные наблюдатели своей деятельностью легитимизируют органы власти непризнанных республик. Страны ГУАМ, за время существования этого объединения, не выработали единого подхода к противодействию наблюдателям, которые за деньги различных государственных структур, регулярно признавали выборы в непризнанных республиках демократичными и соответствующих международным нормам. Признание выборов демократичными происходило даже тогда, когда выборы были явно сфальсифицированными и вызывали массовые протесты у населения. Ярким примером может служить заявления международных наблюдателей, о демократичности выборов и свободном волеизъявлении жителей Республики Южная Осетия во время второго тура выборов Президента 27 ноября 2011 года. Правда, потом начались народные волнения, в связи с фальсификацией выборов в пользу прокремлевского кандидата Анатолия Бибилова, но это уже детали, которые к мониторингу выборов не имели никакого отношения.
Необходимость адекватной реакции на деятельность «независимых» международных наблюдателей, с предсказуемыми результатами своих миссий, важный шаг на пути к реальным, а не заказным мониторинговым миссиям. Эта проблема касается не только Азербайджана, но и других постсоветских стран.
Значительная часть «международных наблюдателей», упомянутых в списке азербайджанского МИД, активно принимали участие не только на выборах в непризнанных республиках. Хорошо известный в Украине Алексей Кочетков со своей организацией CIS-EMO, активно участвовал в «обеспечении демократичности выборов» не только в Южной Осетии, Нагорном Карабахе и Приднестровье, где представлял интересы прокремлевских партий и кандидатов. Он проявил себя и на выборах в Молдове и Украине, где он также отрабатывал деньги Администрации президента РФ. Его руками кремлевские политтехнологи привозили в Украину «независимых» европарламентариев, общественных деятелей и специалистов по выборным технологиям, которые озвучивали необходимые заказчику месседжи. Потеряв, после смены Президентов в РФ источник финансирования в Кремле, Кочетков стал подрабатывать на ниве мониторинга уже за деньги украинских властей. Он активно обеспечивал «легитимность» Президентских и региональных выборов в Украине в 2010 году и парламентских выборов в 2012 году.
Азербайджанские власти прекрасно понимают, что подобные наблюдатели могут стать фактором дестабилизации во время выборов Президента. Их «видение» демократичности выборов 2013 года, будет напрямую зависеть от сумм, которые им заплатят заинтересованные страны. Именно поэтому «черный список» так важен именно сейчас и не только для Азербайджана. В рамках «Восточного партнерства» странам-участницам необходимо выработать единый список подобных наблюдателей и обеспечить адекватное реагирование на деятельность гастарбайтеров от наблюдения.