Война в Сирии3

Я не являюсь специалистом по Ближнему Востоку, однако, как международник и исследователь глобализации вижу, как пульсирует этот эмбрион мировой войны, чьё развитие тормозится лошадиными дозами препаратов из арсенала внешней и внутренней, официальной и тайной политики.

В «старую добрую эпоху», как скоро будут именовать в этом регионе времена жестокого клоуна Каддафи, вороватого бен Али, непотопляемого Мубарака, лощеного офтальмолога Ассада и его папы-генерала – всё было понятно. Режимы военных, зиждившиеся на идеологиях-коктейлях, причудливой смеси традиционализма и социализма, либо традиционализма и модернизации, устраивали и сверхдержавы, и основную массу населения.

Но постепенно они устарели технологически и ослабли идеологически.

Это заметил покойный уже гарвардский профессор Хантингтон, автор теории «столкновения цивилизаций», назначив на 2010 год пик потрясений, проистекающих из совпадения в одной точке роста количества молодёжи и уровня образования с безработицей, и распространением общества потребления. США не боролись с этими режимами целенаправленно – также как и ЕС – но их кухонная оппозиция и эмиграция взяли на вооружение политические технологии сетей, а коррумпированность истеблишмента сделала его беспомощным перед лицом обновленной проповеди исламизма.

Где же совпали интересы Вашингтона и богатых суннитских монархий Залива?

Вообще, это до сих пор вопрос, над которым мучаются аналитики, додумывающиеся до того, что Барак – неспроста Хусейн.

Однако, некая логика всё же вырисовывается, хотя «бредовой невнятицей» политики США в регионе теперь встревожен и Збигнев Бжезинский. При всей раздутости мнения об истинном влиянии «деда» на холме и в Белом Доме, его филиппика, в которой он назвал сирийский курс правительства США деструктивным – многого стоит, это сигнал о мандраже или панике в соответствующих ведомствах.

Логика такая: во-первых, США стремятся отвязаться от вынужденной опоры на Израиль и Турцию в регионе, и с целью экономии, и с целью мягкого выхода из неразрешимого мирным путём арабо-израильского конфликта;

Во-вторых, Белый Дом компенсирует Заливу резкое снижение закупок у него нефти военно-политическим сотрудничеством;

В-третьих, Америка без особых инвестиций, воюя чужими руками, подтверждает свой статус «защитницы свободы в всём мире» и выдавливает остатки старого российского, нового китайского и традиционного иранского влияния в регионе – а расходы ложатся на Саудовскую Аравию, Катар, ОАЭ, Бахрейн, Иорданию и прочих.

Казалось бы, ситуация в Сирии развивалась по стандартной модели «арабской весны».

Но США сделали некоторые выводы из предыдущих эпопей. Вашингтон все же не стремится вооружать исламистов. «Демократов» вооружать смысла мало – у них оружие отберут исламисты. При этом сам Ассад принадлежит к маленькой мусульманской секте алавитов, ему некуда бежать, поражение будет означать полное уничтожение алавитов. Поэтому он мотивирован лучше, чем перессорившиеся оппозиционеры.

Популярні новини зараз

Німеччина обмежить видачу грошової допомоги готівкою для біженців з України

Кабмін продовжив бронь від мобілізації ще одній категорії громадян

МОЗ оприлюднило терміни дії е-рецептів для різних типів ліків

В Україні впали ціни на пальне після рекордного підвищення

Показати ще

Свежая цитата: «Столкновения между сирийскими повстанцами, представляющими разные идеологические лагеря, начались еще 12 июля – тогда исламскими радикалами был убит один из видных командующих Свободной армии Сирии Камаль Хамими. Спустя три дня, 15 июля, стало известно о более масштабных столкновениях между бойцами ССА и исламистами. В частности, боевики атаковали склад оружия на территории штаб-квартиры ССА в провинции Идлиб. О жертвах, а также о том, удалось ли исламистам в итоге захватить оружие, не сообщается. Представители Свободной армии Сирии были вынуждены признать факт столкновения с исламскими радикалами. «Мы не хотим отвлекаться на войну с ними, — заявил пресс-секретарь ССА Луай аль-Мокдад, — Но если они будут и дальше убивать наших людей, а это уже происходит, нам придется сражаться против них». Он также обвинил радикалов в поддержке режима Ассада: по словам аль-Мокдада, только ему может быть выгодно убийство опытного и уважаемого оппозиционного командира.»

Россия понимает, что сдав Ассада, она окончательно утратит доверие той небольшой группы своих клиентов на мировой арене, которая ещё сохранилась. То есть, сегодня Москва сдаёт Ассада, а через пять лет Минск подаёт заявку в НАТО.

А прагматически Россия беспокоится за то, что может возникнуть шанс проложить газопроводы из залива к берегам Средиземного моря, откуда «голубое золото» потечёт в ЕС, ухудшая и без того всё более шаткое положение «Газпрома» на европейском рынке. Сирийский узел продолжает стягиваться – при том, что Тель-а-Вив и Анкару принуждают к дружбе между собой, Путин упрямо двигает программу перевооружения российских вооружённых сил, а в рядах боевиков оппозиции воюют сотни, если не тысячи граждан западных государств.

Ключевой фактор разрешения сирийского конфликта – всё же не США или Россия, а Турция. Я бы не назвал турецкую армию по-настоящему мощной, но переформатировать эту многострадальную, и видимо полностью разрушенную на данный момент Сирию на светской основе, способна только Турецкая Республика. Нельзя полностью исключать мнение, что недавние политические неприятности Тайипа Эрдогана были связаны с подталкиванием его Западом к интервенции в Сирию. На саммите восьмёрки в Северной Ирландии остался непоколебимым и Владимир Путин.

Таким образом, Сирия продолжает оставаться в тупике-застенке, реки крови лишь ширятся, а миазмы конфликта, естественно, растекаются по всему Ближнему Востоку. Любые решительные действия основных глобальных игроков могут спровоцировать фронтальное столкновение между ядерными державами. Впрочем, сумасшедшие у руля этих держав не наблюдаются, поэтому речь идёт о войне обычными средствами и в рамках специальных операций – хотя, чего можно ожидать от автоматизированных систем принятия решений пока сказать сложно.

Выскажу своё мнение – рано или поздно исламисты, как в своё время в иных краях фашисты чёрного, коричневого и красного оттенков – победят во всех мусульманских государствах. Цивилизацию от большой войны пока спасает их сектантство, противоречия между ними. Но увы, глобальная война с исламизмом – политическим измерением ислама – неизбежна, в силу самой его природы, полностью противоречащей ценностям Просвещения, на которых стоит западный мир и наше его восточноевропейское ответвление. Сирийцам, массово бегущим, в том числе и в Украину – пришлось стать мишенями на полигоне, где проводятся учения перед этой последней войной.