По словам министра обороны Павла Лебедева, осенний призыва в срочников в ряды вооружённых сил будет последним. Но параллельно, глава оборонного ведомства запросил 30 млрд. гривен на завершение военной реформы. Поэтому, свежо предание – да верится в с трудом. Но, представим себе, что новая реальность всё-таки наступила и у нас будет первая в Постсоветии профессиональная армия! Ура! Но… пока даже абрис её как-то неясен. Ведь эти 3 млрд. евро, честно говоря, и взять неоткуда – не у Арбузова же с Курченко! Но вдруг.
Давайте тогда трезво взглянем на тех, кто нас «окружает», так сказать, геополитически. Польша, Словакия, Венгрия и Румыния – члены НАТО. Первые две страны можно исключить – существенных претензий у них к нам нет.
В Будапеште при власти – умеренные реваншисты. Но их политика всё же больше напоминает цирк для избирателя. Брюссель не разрешит венграм нападать на соседей.
С Румынией ситуация похожая – она способна «выцыганивать» геополитические победы в судах и выторговывать увеличение количества своих граждан с помощью дилерского доступа на территорию ЕС, но не более. Мечты Бухареста о «региональном лидерстве» напоминают переваренную мамалыгу – блюдо на тарелке, но скушать трудно, запах плох, вкус ещё хуже.
Турция по необходимости орудует в Крыму, но на фоне эскапад российских политиков и чиновников, изображающих родственную заботу о местных русских – турецкое влияние на полуострове является поверхностным.
Грузия настолько зависит от нашего потребительского спроса, что всерьёз говорить о возможности нападения на нас Грузии – это из области психиатрии. Хотя недавние попытки ограничить импорт украинской продовольственной продукции в Колхиду настораживает. Сейчас это весьма неуместно и может сделать хачапури внешней торговли Тбилиси поменьше…
Молдова – часть нашей экономики.
Беларусь ждёт, пока Киев выпросит у Брюсселя средства для обустройства границы с нами – это суть подписанных в Киеве свежих договорённостей.
Остаётся Россия.
Здесь читатель решит, что «его подводят к мысли» но это не так. Да, российская верхушка и часть граждан ведётся на тему величия и восстановления Российской империи в границах 1913 или 1914 года, а также на прочее в подобном духе. Мы здесь к этому привыкли и воспринимаем специфику наших братьев – увы, немногие из них обращают внимание на свой тыл (ту же Москву, где русские впервые в своей истории оказались в меньшинстве) – со здоровой иронией. Российская элита слишком меркантильна, чтобы воевать, а средние слои России слишком развращены потребительским стилем жизни, чтобы записываться добровольцами на фронт. Кроме того, весомая часть российского бизнеса настолько заинтересована в процветании Украины именно в том формате, в котором Украина бытует, что всерьёз говорить о российской угрозе, честно говоря, не приходится.
Мир вообще сильно изменился с тех пор, когда державы воевали между собой, а затем мирились на венских, парижских и берлинских конгрессах.
Сегодня игроки на глобальной шахматной доске предпочитают воевать по другому: с помощью активов, СМИ, предвыборных кампаний. И – в самом крайнем случае, ударов спецназа после ковровых и точных бомбардировок.
Українцям не приходить тисяча від Зеленського: які причини та що робити
"Велика угода": Трамп зустрінеться з Путіним, у США розкрили цілі
40 тисяч гривень в місяць та понад рік на лікарняному: названі ключові зміни у соціальному страхуванні
Банки України посилять контроль: клієнтам доведеться розкрити джерела доходів
Отсюда и проблема военных реформ в новую эпоху – при отсутствии традиционной линии принципиально неразрешаемого конфликта (Индия-Пакистан, Армения-Азербайджан, Израиль— мусульманский мир, и так далее) само существование армии в понятиях ХХ века утратило изрядную часть смысла.
В украинском случае – подлинные угрозы, вроде исламского фундаментализма, не стоят – пока – на наших границах. Возможно, в военно-политическом смысле, это лучшая эпоха нашей истории – дальше, объективно говоря, будет только хуже.
Ведь могут осложниться отношения «западного конгломерата» и «Евразии».
Может пасть под ударами маскирующихся под «демократическую оппозицию» исламистов Турция.
Венгерские и румынские шовинисты могут – прощая свои долги Западу – вырваться из частой сети правил сосуществования в Европе – и устроить между собой бучу, вовлекающую наше пограничье.
Поэтому боеспособную армию всё-таки содержать стоит. Но крайне сомнительно, что её сможет создать нынешняя вороватая власть, уже провалившая отсылку контингента в Либерию с мандатом ООН, чего раньше никогда не происходило. Этот инцидент может лечь коричневым пятном на доселе безупречную репутацию украинских ВС, входящих в европейскую десятку ветеранов миротворческих, стабилизационных и полицейских операций на протяжении последних двух десятилетий.
Логично было бы создать ядро профессиональной армии именно из ветеранов этих операций, но в прошлом эксперименты такого рода были неудачны – унизительные зарплаты и жуткие условия проживания военных профессионалов, которые им «предоставляло» государство отбивали охоту «вербовки» в украинскую армию. Оснований думать, что сегодня, в период рецессии – что-то изменится – нет никаких.
Получается, что мы должны быть благодарны соседям за свой покой – пока среди них нет ни опасных маньяков, ни откровенных циников. Да?