В Украине, как и в любой другой стране, есть три информационные повестки: оперативная (повестка выживания), проектная (повестка развития) и симулякровая (повестка дымовой завесы).
Оперативная повестка дняС оперативной повесткой всё понятно – сюда относятся все текущие нужды государства: обеспечить защиту территории, правопорядка, законности, стабильность экономики, занятость граждан, обучение школьников и студентов, работу социальных служб и ЖКХ etc.
Что в теории должно обсуждаться в этом формате? Наполнение и расходы бюджета, уровень подготовки армии, содержание образовательных программ, условия работы учёных и других специалистов, создаваемые в стране, оперативное реагирование на возникающие проблемы – от наводнений до резонансных преступлений.
На местном уровне это должны быть проблемы сохранения лесов и парков, ремонта дорог, обеспечения функционирования ЖКХ, детского питания, помощи кормящим матерям etc.
Что в этом плане должно обсуждаться в Украине? Какова текущая ситуация?
Во-первых (и самых важных), это плачевная ситуация с государственными финансами. Казначейские счета пусты, дефицит бюджета запредельный (в Греции волнения начались при дефиците бюджета в 7%, а в Украине он уже выше). На счетах казначейства в некоторые дни остаётся менее миллиона гривен, хотя нормальный операционный запас должен составлять 5-7 миллиардов.
План по наполнению бюджета недовыполняется примерно на 10%. Эта цифра была бы ещё больше, если бы НБУ не привлекал дополнительные (незапланированные) займы. По итогам двух кварталов фиксируется падение ВВП, а золотовалютных резервов едва хватит на обеспечение оплаты трёх месяцев импорта, что уже в ближайшей перспективе ставит под угрозу обеспечение украинцев товарами первой необходимости.
Миссия МВФ 26 июня уехала из Украины, показав правительству большую жирную фигу (это событие прошло незамеченным для большинства населения, поскольку оппозиционные политики не акцентировали на этом внимания). А уже в августе и начале осени Украина должна выплатить им кругленькую сумму по текущим долговым обязательствам.
Мэры и губернаторы (даже из Партии регионов) наперебой жалуются, что из центра им уже несколько месяцев не дают ни копейки. Причём ситуация на местах настолько критична (ведь деньги нужны на поточный ремонт, на субсидии населению, на региональные проекты, на зарплаты etc.), что они от отчаяния уже заявляют об этом публично, не боясь возможных репрессий со стороны центральной власти.
Ситуация плавно перетекает из «денег нет» в «денег нет вообще». И абсолютно никто не пытается хоть как-то её исправить. Точно также в 1917 году стремительно рос внешний долг, а жители крупных городов внезапно оказались на грани голода. И ни царь, ни Дума, ни затем Временное правительство не понимали, что с этим делать (да и не особо стремились, увлечённые своей крысиной вознёй за портфели и кресла).
В банковской системе тоже тревожно. «Укрсоцбанк», принадлежащий итальянской банковской группе «Unicredit», и являющийся шестым по величине банком Украины, объявил о техническом дефолте. А это тревожный сигнал для всей банковской системы. И это не удивительно – при 62% «токсичных», не подлежащих возврату кредитов в своём портфеле. Другие банки в погоне за большими процентами также бездумно выдают потребительские кредиты кому попало, не заботясь об их надлежащем обеспечении и не проверяя кредитоспособность своих заёмщиков. А это значит, что все они в группе риска, и любое очередное падение может вызвать эффект домино, обрушивая всю банковскую систему.
С хозяйственной деятельностью тоже всё печально. Промышленное производство падает (хотя это всячески пытаются скрывать и замалчивать). Дороги, невзирая на огромные средства, выделенные (и «освоенные») на их ремонт, в ужасном состоянии. «Укрзализныцю» усиленно банкротят, как через сокращение рейсов пассажирских поездов, так и через огромные штрафы, выписываемые Антимонопольным комитетом (схема стара, как сама прихватизация в Украине, если не старше).
Le Monde розкрила секретні переговори щодо європейської військової місії в Україні
Штраф 3400 гривень: які водії ризикують залишитися без прав вже за 10 днів
Залужний сказав, коли Росія вдарить із новою силою
Ціни на пальне знову злетять: названо причини та терміни подорожчання
С правосудием тоже беда. МВД вместо хранителя правопорядка стало источником правонарушений, причём зачастую самых циничных и безжалостных. Более того, коррупцией пронизана вся система правоохранительных и судебных органов, поэтому никто и не пытается навести там хоть минимальный порядок. Недовольство сложившейся ситуацией принимает системный характер и постоянно прорывается спонтанными проявлениями народного гнева, как это происходило на днях во Врадиевке (а до этого было достаточно много знаковых случаев спонтанных столкновений народа с работниками ГАИ и ППС).
Всё это в совокупности грозит не только стремительным ухудшением социально-экономической ситуации (о чём мы уже давно регулярно предупреждали), но и самыми настоящими народными бунтами.
Как видим, повестка, требующая самого срочного оперативного вмешательства, весьма разнообразна и насущна. Какую часть из этого вы слышите и читаете в заявлениях и выступлениях наших политиков?
Проектная информационная повесткаВ этой повестке должны вестись разговоры о возможных путях развития, о вероятном будущем, о вызовах и возможностях завтрашнего дня. Здесь, на самом деле, практически неограниченное пространство для творчества.
Мир пришёл к пределу развития в пятом технологическом укладе. А технологии шестого уклада ещё только обозначены и чётко не определены. Какие технологии развивать Украине? На что делать упор? В чём искать свою нишу? Что может обеспечить ей процветание в будущем? Вот где пространство для научных диспутов, конференций, круглых столов!
Постмодерн с его нигилистическим отрицанием всего зашёл в тупик. Мир нуждается в новых идеях, в новых целях, в новых ценностях, в новых смыслах. Меркантилизм и потребительство перестали двигать прогресс и превратились в причины застоя, а местами и откровенного регресса. Коэффициент интеллекта масс неуклонно снижается последние десятилетия, практически все системы образования устарели и перестали соответствовать реалиям и вызовам нового времени. Нужны новые критерии успешности, новые мотивации к действию (международные исследования показывают, что зарплата, доля в прибыли или престижное потребление уже перестают быть таковыми, уже не работают). Есть пространство и общественный запрос на формирование новых философских школ, новых концепций познания и бытия.
В экономике неолиберальная доктрина также зашла в тупик, приведя мир к глубокому системному кризису в финансах, банковской системе, международной торговле и системе разделения труда. Возникают новые концепции: ресурсоориентированной экономики, экономики сверхцелей, кластерной экономики, идёт новая волна интереса к социалистической и коммунистической моделям. Активно развивается исламский банкинг, построенный на доверии и моральности. Идёт поиск альтернативных денежных систем – итакский час, банки времени, разговоры о возврате к золотому стандарту etc.
В политике представительская демократия перестала удовлетворять 99% населения. С одной стороны развитие коммуникаций допускает гораздо более активное участие населения в политической жизни, которое пока не реализовано консервативными элитами. С другой стороны при демократическом популизме существует постоянная проблема компетенции демагогических лидеров, приходящих к власти на волне популистских заявлений, проблема некомпетентности большинства (теоретически решаемая всеобщим университетским образованием).
В физике «стандартная модель Вселенной» под давлением новых открытий трещит по швам. А новые технологии позволяют менять свойства материалов уже практически на молекулярном уровне.
Человечество вплотную подошло к достижению физического бессмертия (по крайней мере, к преодолению старости). Причём способов преодоления старости потенциально несколько – гормональный, кибернетический, клонирование, цифровой (перенос сознания в компьютер). Это порождает целый ряд новых вопросов и вызовов – начиная от экономических и психологических, и заканчивая морально-этическими.
Что такое Человек? Каким должен быть Сверхчеловек? Каким может и должен быть трансгуманизм? Куда это нас может привести? Как избежать возможных негативных проявлений? Как выбрать правильный путь развития?
Есть ещё вопросы, связанные с космосом. Какова может быть разумная жизнь во вселенной? Как выйти с ней на контакт? Возможно ли вообще понимание между разными видами? Возможно ли постижение Иного и до какой степени? Как Контакт с Иным может повлиять на них и на нас?
Всё вышеперечисленное – это лишь ничтожно малая часть возможных вопросов в проектной информационной повестке…
Повестка дня симулякровНо вместо генерирования смыслов, сообщений, вопросов и ответов в пространстве сегодняшнего дня и дня будущего практически все наши политики продолжают барахтаться в первичном болоте симулякров и общества спектакля. Давайте кратко посмотрим, кто из них о чём говорит.
Виктор Янукович преимущественно молчит. А когда вынужден всё-таки прочитать какую-то речь, то отделывается набором стандартных бессмысленных фраз. Другие представители правящей партии регионов преимущественно говорят о «стабильности» или «улучшении». Но стабильность – это не развитие, а, перефразируя Дацюка, «сколько каку не улучшай, она всё равно останется какой». Причём в реальности ни о стабильности, ни тем более об улучшениях речи не идёт – идёт стагнация и деградация всех отраслей и направлений.
Арсений Яценюк говорит много. И постоянно о самом важном. Но это важное у него постоянно новое, семь пятниц на неделе. То самое важное – это освободить Тимошенко, то перевыборы по пяти спорным округам, то блокировать Раду, то добиться индивидуального голосования, то выйти на «повстання». И постоянно самым важным оказывается что-то новое. Нынче, к примеру, самым важным объявлено проголосовать осенью пакет евроинтеграционных законов.
В своё время Сципион Африканский неизменно заканчивал каждую свою речь «Карфаген должен быть разрушен». И в результате этого постоянства могущественный Карфаген был разрушен. У Сени же цели и задачи меняются вместе с переменой ветра, как у флюгера.
Олег Тягнибок и его однопартийцы озабочены исключительно «жидами», «москалями», «татарвой» и так далее, причём в любой точке планеты (Мила Кунис, к примеру, живёт в Голливуде, США). Ещё их интересует мова, как принцип. Им важно, чтобы говорили исключительно на украинском языке, а содержание речи их не интересует. Если Олегу Ярославовичу скажут «Йди в дупу» на украинском языке – он будет предельно доволен. Всё их смысловое поле (если его можно так назвать) было сформировано в конце 19-го века и с тех пор принципиально не поменялось. Ни о каком видении места Украины в современном мире (а тем более в мире будущего) в данном случае не идёт и речи.
Виталия Кличко за длительную спортивную карьеру много били по голове и это сказывается. Он вообще плохо говорит, а когда всё-таки издаёт какие-то звуки, то они складываются в пустые клише, не несущие за собой никакого осмысленного наполнения.
Вячеслав Кириленко (если кто-то ещё помнит, что такой существует) утверждает, что его смыслами являются «УПА, НАТО и евроинтеграция». То есть смыслов у него нет вообще, он как попугай зазубрил в 2004 году эти слова, и с тех пор непрерывно повторяет.
Недавно «откинувшийся» Юрий Луценко плагиатит наработки «Третьей республики» четырёхлетней давности, одновременно пытаясь понравиться жителям Западной Украины (и попастись на электоральном поле Тягнибока). Также он пытается понравиться олигархам и поэтому предлагает узаконить награбленное (что, согласно принципам римского права, действующих в Европе, невозможно – позорная собственность подлежит экспроприации независимо от сроков давности).
Без малого сто лет назад Скоропадский, анализируя причины падения УНР и Директории, называл тогдашнюю украинскую политику опереткой, поскольку она была исполнена театральности и игры на публику, но не содержала никакой концептуальной новизны и целостности. Политики УНР были дилетантами, соревновавшимися во внешних проявлениях патриотизма, зацикленными на символике и атрибутике, но абсолютно не понимавшими, как нужно управлять государством.
Сегодня история повторяется с поразительной точностью. Ни у кого из политиков «первого эшелона» нет ни понимания текущей ситуации, ни концептуального видения будущего развития. Поэтому они априори не могут ни обеспечить надёжного выживания Украины и её народа в настоящем, ни предложить путей достижения успеха в будущем.
Практически вся страна, за исключением узкого круга экзальтированных фанатов политиков старого поколения (исчисляющегося не тысячами, а сотнями или даже десятками), понимает необходимость в новых лицах, в новых идеях. Это понимание формирует соответствующее общественное ожидание.
И новое неизбежно появится. Нужно только, чтобы сознание масс было готово воспринять и принять это новое.