Активизация Румынии в Молдове, после обозначения перспективы военного альянса указывает на то, что для Украины вызревают очень серьезные проблемы под самым боком. Конечно, они формировались 20 лет, но именно сейчас они могут обернуться качественно иной ситуаций и проблемами.
Подробно данная ситуация была рассмотрена в последней статье Владимира Лупашко. Я же хочу остановиться на ряде других аспектов, в частности, необходимости более тесной и системной работы с ПМР.
На мой взгляд, Украина должна сделать все, чтобы увести ПМР под себя. Это наша подушка безопасности против Румынии. Потеряем Молдову и ПМР, потом будем иметь проблемы с Буковиной и Одесской областью. Почему? Потому что на следующем шаге Румыния будет пытаться получить под контроль устье Дуная. Как показывают телодвижения Бухареста вокруг нашего канала в устье Дуная, Румыния будет делать все, чтобы выжить нас из дельты, поскольку это дает ей дополнительный экономический и геополитический ресурс.
Конечно, сейчас это кажется фантастикой, но румыны работают системно, это показала ситуация со Змеиным, которую Бухарест очень удачно разыграл в своем внутриполитическом контексте. Украина же даже не создает видимости системной работы. Мы просто плывем по течению под воздействием более мощных акторов — России, ЕС, США, которые активно формируют свои позиции в регионе.
Если Украина предложит такой вариант интеграции и начнет его систематично продвигать, то ПМР наверняка пойдет на него. В Приднестровье немало субъектов его поддерживающих.
Во-вторых, у нас есть кнут в форме контроля границы. Любая серьезная блокада ПМР быстро приведет к ее концу. Но нам это не нужно. Там живут наши люди, потому нужно использовать мягкую силу.
Потому я бы организовал референдум и ввел бы ПМР в состав Украины. Это изменило бы внутреннюю структуру нашего государство и привело бы к появлению полноценной Федерации. Это можно было бы разыграть во внутриполитическом контексте Украины, чтобы уравновесить ситуацию с Крымом, западом Украины.
Естественно, подобные шаги могут встретить сильное сопротивление внешних акторов.
Если бы будет слишком сильная негативная реакция со стороны США и Европы, то можно разыграть схему, как Китай с Гонконгом. ПМР сделали бы евразийским офшором и через него начали бы крутить капитал, который сегодня мечется в поисках тихой гавани под ударами англо-саксов.
Кстати, Молдову также отдавать нельзя. Это тоже важный буфер, судьба которого далеко не предрешена. В Молдове нужно играть с национальными меньшинствами и лояльными партиями. Уверен, что спустя какое то время можно было бы поставить свой режим при системной политике. Дальше, если бы ПМР накачать деньгами как офшорку, то можно было через экономические инструменты крепче присоединить и Молдову. В принципе такая более активная региональная политика должна была бы преследовать далекоидущие цели Киева.
Она обязательно должна была бы включать более тесные связи с Беларусью, чтобы постепенно выйти на формирование оси Север-Юг с выходом потом на Турцию и страны Залива. Это расширило бы ресурсную базу наших экономик, укрепило бы их устойчивость и дальше можно будет интересно играть с Россией, Европой и вообще кем угодно.
Отсюда возникает ключевой вопрос — кто это будет делать? Мы ведь прекрасно осознаем, что сегодня власть в принципе не мыслит так широко и не понимает значение ПМР и Молдовы для Украины. Ответ просто — мы и будем. Когда я говорю мы, то подразумеваю людей, стремящихся изменить здесь ход истории.
Украина это очень сильное государство. Потенциально. Вопрос заключается в правильной организации. Для этого нужна люди с волей и видением и очень быстро все можно повернуть. Приведу простой пример. Посмотрим на Веймарскую республику и Третий рейх. Одни и те же люди, одна и та же территория (без учета аншлюсов и завоеваний после 1938 года), но очень разные в плане суверенитета и субъектности государства.
У Туреччині спрогнозували "переломний момент" війни в Україні
Сніг, дощ, сильний вітер, а потім потепління: синоптик Діденко попередила про погодні "гойдалки"
Дрова зберігати не можна: українцям загрожують великі штрафи та навіть серйозні терміни
Ультиматум для Путіна: що пропонує опозиція Німеччини
Поэтому не нужно зацикливаться на слабости. Осознавать слабость хорошо, правильно, эта переменная важная для решения задач, но двигаться нужно к силе. Сила рождается новые возможности которые, в свою очередь, рождают новый уровень и широкие горизонты.
Наша мощь напрямую зависит от нашей способности переформатировать существующее государство в более адаптивные к современным реалиям и интересам народа формы. Все остальное приложится по факту затраченных усилий.