Уже несколько дней Турция сотрясается мощными протестами, которые быстро приобрели общенациональный характер. Акции протеста в центре Стамбула уже обратили внимание таких серьезных правозащитных организаций, как Amnesty International. Поэтому набросаю краткий анализ ситуации «турецкого лета» и перспективы ее развития исходя из видения баланса сил.
Я уже неоднократно писал о Турции как о стране, которая является примером успешной модернизации с «европейско-восточным лицом». Проявляющееся массовое недовольство (по крайней мере в Стамбуле, Анкаре и ряде других городов) является следствием этой модернизации.
Очевидно, что проявление недовольства имеет некие системные факторы. В частности, как минимум, таких факторов три:
Во-первых, существенный рост благосостояния за последние годы, который расширяет потребность в различных свободах.
Во-вторых, огромное количество образованной вестернизированной молодежи, которой тесно в рамках достаточно жестко стратифицированного турецкого общества. Хотя там социальные лифты работают на порядок лучше, чем у нас. Достаточно вспомнить, что Эрдоган родом из бедной семьи.
Третий фактор — элитный, связанный с ущемлением армии и кемалистов, которые долго правили страной. Естественно, что они хотели бы отыграться.
Я думаю, что Реджеп Тайип Эрдоган из этой ситуации выберется. Потому что у него есть реальная огромная поддержка в обществе, а у оппозиции нет сильных лидеров, тогда как молодежные группировки вообще малоуправляемы. Армия пока молчит, да и после чисток, вызванных делом «Эргенекон» большой вопрос насколько военная элита сохранила субъектность. Наверняка сохранила, но вопрос способна ли пойти против Реджепа Эрдогана? Ведь в нынешней ситуации ошибка повлечет за собой окончательный разгром армии. Поэтому, армия будет смотреть насколько ситуация развивается в динамике. События в Стамбуле показали, что ее симпатии на стороне протестующих, но военные мыслят стратегически, тогда как ситуация пока не имеет еще такой глубины.
Поэтому я на 90% уверен, что Эрдоган отожмет ситуацию в свою пользу.
В конечном итоге, он может пойти на уступки по парку «Гази», поскольку для него этот инцидент имеет тактическое значение. Это слишком мелкая ставка. Его ключевая цель получить пост президента по уходу с позиции премьера. При этом оппонентов большой ставки вообще нет. Какие у них цели? Убрать Эрдогана? Хорошо, а кто вместо него? Противники не имеет равноценной фигуры, а ее выдвижение обострит конкуренцию в оппозиции, что опять-таки играет на руку Эрдогану.
Для турецкого премьера ситуация может ухудшиться в случае, если начнет проваливаться экономика, которая до последнего момента росла высокими темпами. Это вывело Турцию на позиции регионального лидера.
Этот рост базировался на развитии внутреннего рынка за счет привлечения внешнего кредитования. В отличие от Украины, которая просто проедает кредиты, Эрдоган направлял их на развитие производства и инфраструктуры, что стимулировало внутреннее потребление, а также укрепление экспортных позиций.
В итоге исламисты же в лице правящей партии (AK PARTI) доказали свою состоятельность как эффективные менеджеры. За время правления они:
- построили 30 000 км дорог
— 10 000 км железных дорог, развивают скоростное сообщение. В 2014 году намечен старт скоростной дороги Стамбул-Анкара, а также запуск скоростной дороги в европейском направлении.
— начали выпускать оружие и вертолеты местного производства
— начали выпускать транспорт местного производства
— активно внедрили программу по ликвидации ветхого жилья
— в 8 раз увеличили расходы на здравоохранение
— автоматизировали сферу он-лайн услуг
— стали одной из самых стабильных мировых экономик
— ввели проект метробус для ликвидации проблемы пробок- погасили долги МВФ (последний транш в 421 млн. долларов 14 мая, всего Турция погасила 50 млрд. мвфовских долгов)
Угроза взрыва турецкого кредитного пузыря существует, поскольку мировая экономика нестабильна. Но в текущей ситуации это только возможная перспектива, тогда как достижения правящего режима реальны.
"Чистої води афера": Попенко пояснив, хто і як пиляє гроші на встановленні сонячних батарей
Зеленський: Путін зробив другий крок щодо ескалації війни
В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки
Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна
Поэтому Эрдоган имеет 60% поддержки, что само по себе очень серьезно. Как вы понимаете, такая поддержка не может исчезнуть в одночасье. Для этого правящей Партии справедливости и развития нужно будет совершить очень серьезные ошибки, прежде всего, допустить дальнейшую эскалацию насилия. Тот факт, что Эрдоган признал, что действия полиции имели излишне насильственный характер, говорит о том, что он начинает спускать ситуация на тормозах. Стратегически он должен отдать митингующим территорию, чтобы те несколько в течение нескольких дней показали, что у них ничего больше нет. Однако, Реджеп Эрдоган всем видом показывает, что он контролирует ситуацию. Не случайно из его уст прозвучал красноречивый намек: «Если речь идет о проведении митингов, если это общественное движение будет собирать 20 человек, я призову 200 000 наших сторонников, Где они собирают 100000, я соберу миллион представителей от моей партии». Тем самым он хочет сказать, что может начать мобилизацию своих сторонников в ответ на мобилизацию недовольных режимом.
Наконец, нужно учитывать внешний фактор. В дестабилизации Турции не заинтересован Запад, поскольку это ключевой союзник США и Европы. Раскручивать «турецкую весну» для Вашингтона означало бы поставить под вопрос всю ближневосточную политику. Европе дестабилизация Турции также ни к чему. А других мощных игроков способных реально подорвать режим Эрдогана просто нет.
Поэтому протесты закончатся также, как заканчивается большинство постмодернистских фестивалей.
И все же, вся эта история в целом имеет положительную окраску. Не смотря на то, что Эрдоган, несомненно, сегодня одна из самых масштабных политических фигур мировой политики, даже он имеет склонность заигрываться. А когда власть заигрывается, то ее нужно ставить на место. Турки показали, что они действительно великий народ, способный не только учиться на своих ошибках и развиваться, но защищать свои права. Достойный урок для Украины.