Успехи Китайского социализма, как в самом этом государстве, так и на международной арене крайне важны для нас – жителей Украины. Как показывают социологические опросы, более трех четвертей граждан Украины считают, что наша страна идет неправильным путем. Почему путь, по которому движется сейчас наша страна, неверен, и почему именно в опыте Китая следует искать ответы на вопрос – как нам вернуться к жизни, достойной нашего народа?
В Китае основоположником реформ стал Дэн Сяопин. Начало этих реформ по времени совпадали с реформами М.С. Горбачева: «перестройка и ускорение». «Перестройку и ускорение» уже прошли и последствия ее переживаем до сих пор. Дэн Сяопин объявил в Китае принцип «четырех модернизаций» основой всех реформ. По этому принципу экономика была поделена на 4 сектора: оборонную промышленность, сельское хозяйство, науку и промышленное производство. Приоритетной была выбрана стратегия «социалистической рыночной экономики».
М.С. Горбачев начал компанию гласности до перестройки экономики. Дэн Сяопин поступил наоборот.
В СССР реформы были хаотичными, сиюминутными, подчиненными догме определенной экономической школы, проводились по указке сверху и тонули в болоте демагогии. Этот же стиль унаследовала и Украина. Все представления о том, как должна выглядеть экономика, были почерпнуты из Чили – эпохи Пиночета. Отсюда и требования В.А. Ющенко переписать Конституцию, наделив его широкими, скажем даже – неадекватными – полномочиями.
Между реформами в Китае и Украине существует принципиальное философское отличие. У нас провозглашена свобода личности главным приоритетом, а получилось, что результатами воспользовались отдельные личности — кто понаглее и понапористей. Так появились богатые и олигархи. Всем прочим личностям достались: анархия и нищета. В Китае реформы проводились в интересах общества. Народное хозяйство должно было накормить и обуть-одеть общество, обеспечить потребности социальной безопасности – образовательную, медицинскую, военную отрасли. На более высоком уровне преобразования следовало упрочить и расширить влияние государства на мировой арене. В Китае реформаторы социализма не были обременены необходимостью создания во всех отношениях новых государств, а Украина после провозглашения независимости принесли огромные материальные жертвы на алтарь этой независимости. И эта агония продолжается уже 18 лет. Огромная потеря населения, криминализация «правоохранительных» структур, упадок в системе образования, науке, здравоохранения, обороне, сельском хозяйстве и отраслях промышленности.
Китай всеми силами защищает национального производителя. Отсюда и его потрясающая экспортная мощь. Посмотрите, сколько товаров только в нашем быту китайского производства. Идея свободного рынка в Китае внедряется постепенно, основательно, а не путем «шоковой терапии», как это было у нас. В результате экономика Китая не брошена на стихию рынка, как в Украине, а остается планово-регулируемой. Рынок используется как источник экономического роста, способный объединить сотрудничество и конкуренцию, внешнюю открытость.
Государственный сектор Китая включает энергетику, развивающие отрасли, автомобили, космос, военно-промышленный комплекс, фармацевтику, металлургию и некоторые другие отрасли. Земля находится в государственной и коллективной собственности. Существуют два вида банков: коммерческие, которые ориентируются на прибыль, и политические, которые выдают долгосрочные кредиты под низкие проценты для выполнения государственных заданий развития страны. Цены более чем на 96% видов продукции диктуются рынкам. Государство устанавливает твердые цены на базовую продукцию (нефть, газ, электроэнергию).
Аграрный сектор является важнейшей частью китайской экономики: накормить 1 млрд.300 млн. человек населения – задача не из простых. В первый год народной власти в Китае (1949г.) производство зерна составило всего 113 млн. тонн. Государство постоянно увеличивает капиталовложения в сельское хозяйство. Крестьянам выделяется сельскохозяйственная техника по льготным ценам. Аграрному бизнесу выдают кредиты с низкой процентной ставкой. В 2008 году производство зерна составило 528 млн. тонн. Мяса в Китае производится на одного жителя 64,5 кг., тогда как в Украине – всего 41 кг. Малый бизнес на селе – новый, динамичный сектор экономики Китая. Создано 150 млн. новых рабочих мест. За годы строительства социализма средняя продолжительность жизни в Китае удвоилась: мужчин – поднялась до 74 лет, а женщин – до 82. В Украине, за последние 16 лет, население сократилось на 6 млн. Продолжительность жизни мужчин не дотягивает до пенсионного возраста. У женщин – чуть больше.
Может ли Украина стать Китаем? Может. Но для этого нужно вылечить те болезни, которыми она больна. Во-первых, в Украине отсутствует доктрина стратегического развития. Доктрина – это согласованный, взаимосвязанный план действий с учетом всех реальных обстоятельств и возможностей его составных частей. С целью – добиться стабильного, устойчивого экономического и социального развития общества. Но самое главное – нет заказчиков такой доктрины. В коридорах власти как не было солидарности, так ее и не предвидится. Мы уже, видимо поняли, что ни в какой ЕС (Европейский Союз) нас не возьмут – до тех пор, пока не будет снята проблема консолидации украинского общества. Линий раскола несколько: язык, Запад – Восток, отношения с Россией, проблемы межконфессионных отношений, возможность доступа к природным ресурсам, выход к морским и сухопутным торгово-информационным коридорам.
Почему Украина до сего времени так и не обзавелась гражданским спокойствием? А потому что думаем – одно, обещаем – другое, а делаем – третье. И в этой «триаде» вся суть отечественной общественной жизни.
Правительство практикует импорто-ориентированный подход к экономике – это фактически уничтожение своего отечественного производства. Экономическую политику у нас осуществляет группа банкиров- спекулянтов.
Украину пожирает коррупция. Корень коррупции кроется в «отлучении» населения от законопослушания. На первом этапе намеренно принимаются законы, которые трудно или невозможно исполнять. Начинается вынужденное массовое уклонение от их соблюдения. За этим следует шантаж со стороны правоохранительных структур (уклонение стоит денег), которые в результате богатеют, неформально входят в бизнес, делятся с инициаторами этих законов. По всему «фронту работ» образуются коррумпированные смычки, происходит криминализация указанных структур. Народ тем временем все глубже погрязает в неуважении к законам; все более массовыми становятся попытки обойти и объективно справедливые акты. Коррупционными смычками формируются альянсы, у которых уже хватает ликвидности и власти контролировать целые парламентские фракции и ведомства, штампующие коррумпированное и запутанное законодательство. Параллельно, естественно, продолжает ухудшаться экономическая ситуация, а теневые капиталы растут. Люди начинают жить в теневой реальности: образование в высшей школе стоит столько-то в карман декану, здравоохранение – столько-то, нарушение ПДД – столько-то… В теневой Украине царит тотальный рынок. Должности имеют свою цену, сбор взяток и схема дележа – свой «план».
Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі
The Times: Зеленський і Путін готуються до мирних переговорів під егідою Трампа - деталі можливих компромісів
Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
Официальная Украина – это фикция, профанация.
Подавляющее большинство украинцев живет в теневой Украине, где незачем платить налоги (иное дело «дань» — вот ее платить надо); студенту не требуется налегать на учебу – достаточно «решить вопрос» с преподавателем или лучше с его административным начальством; нет никакого бесплатного здравоохранения, зато наличие «бабок» значительно повышает шансы – выжить в больнице. И «бузить» был бы смысл, если б какие-то государственные мужи вдруг стали серьезными, то, что они там врут по телевизору, народ давно воспринимает как хохмы, качеством пониже, чем у профессиональных юмористов.
От официальной Украины у нас остались разве, что плохонький общественный фанспорт, дорогущие, если судить по формуле: цена-качество. Пассажирское сообщение, неплохое, но изнасилованное серией неумных реформ среднее образование до 9 класса (с 9-го начинается аукцион среди родителей).
Жизнь в стране – дорогая и небезопасная. И никаких реальных попыток изменить это положение вещей не наблюдается. Как говорят компетентные люди, какую-либо борьбу можно было бы начинать, если бы прекратили хотя бы практику «провокации дачи взяток», которой и наказывают тех, кто мзды не берет. В лучшем случае – увольнение, в «терпимом» — тюрьма, в худшем – насильственная смерть. Таков у нас удел тех, кто реально пытается бороться с коррупцией. А народ, как водится, безмолвствует. Потому что легко кататься на автомобиле пьяным, зная, что в случае чего – откупишься. Проще «сунуть», чем судиться, легче «решить вопрос», чем учиться, а понятие долга давно переведено в разряд анахронизмов. Вот и итог – первое место по коррупции. «Жить честно» в Украине – зто звучит всего лишь как лицемерная демагогия.
Начало подлинной борьбе с коррупцией может положить только массовая расправа с наиболее зарвавшимися коррупционерами – с теми, кто давно потерял чувство меры и кого нельзя оправдать «маленькой зарплатой» и «указаниями сверху». Такова субъективная реальность.
А шоу – это расширенная встреча наших депутатов и чиновников с представителями международной группы по борьбе с коррупцией, которую транслировали по каналу «Рада».
Есть ли из этого выход? Теоретически – есть. Резко поменять сознание нашего населения: так жить аморально и преступно. Этот путь ведет к личному благополучию, но должно не всех, а всех ведет к катастрофе: не будет «незалежної» державы и нации в добавок. На практике – этого выхода не видно. Очередные выборы Президента покажут: на сколько наше сознание созрело — у тех, кого будем избирать и у тех, кто будет избирать.