За последние годы в системе, выстроенной президентом России Владимиром Путиным, начали появляться трещины после того, как разнообразие населения России стало оказывать давление на правительство и расшатывать социальную стабильность. Причины подобного роста социального напряжения кроются в демографических изменениях, религиозном экстремизме и смене поколений в политике. Хотя эти проблемы имеют социальные причины и Кремль с ними сталкивался постоянно в своей истории, сегодня они достигли той точки кипения, когда и общество, и власть считают необходимым их основательное решение.
Примечание редактора: Перед Вами четвертая из пяти статей, посвященных теме российского общества и идентичности. В этой части мы обсудим демографические изменения, происходящие в России в настоящее время. Пожалуйста, перейдите по ссылкам, чтобы прочитать Часть 1, Часть 2 и Часть 3.
Демографические сдвиги и иммиграция
Хотя Россия исторически привыкла иметь этнически разнообразное население на протяжении всей своей истории, это разнообразие сегодня становится еще более выраженным, так как меняющаяся демографическая картина увеличивает социальную напряженность в стране. Россия в настоящее время переживает демографический спад в связи с высокой младенческой смертностью, низкой фертильностью, ростом эмиграции, ухудшением медицинского обслуживания, низкой продолжительностью жизни и алкоголизмом. Сегодняшнее население России, составляющее 143 миллиона человек, как ожидается, сократится почти на 10% до 2030 года. Тем не менее, новая государственная политика в области здравоохранения наряду с увеличением масштабов иммиграции, за последние несколько лет замедлили этот спад.
Сокращение численности населения происходит в основном за счет этнических русских, в то время как популяция мусульман (как коренных, так и иммигрантов) переживает подъем. Коренное исламское население России выросло после падения Советского Союза. Частично этот рост может быть объяснен репатриацией мусульман, сосланных во времена Иосифа Сталина, но рост населения в последние десятилетия также происходит и в ключевых исламских общинах Российской Федерации: население Чечни увеличилось 5%, дагестанской население выросло на 13%. Это является проблемой для этнических русских, поскольку они относятся к этим группам враждебно. В то же самое время более русифицированное татарское население переживает спад, точно так же, как и этническое русское население.
Влияние иммиграции
Если согласно официальным данным считается, что в Россию за год приезжают примерно 240 тыс человек, то российский Центр миграционных исследований говорит о более чем 400 тыс, объясняя это нелегальной иммиграцией. Учитывая, что большинство этих иммигрантов приезжают из мусульманских бывших советских республик, то эта тенденция еще больше усиливает увеличение мусульманского населения России.
Политика правительства по отношению к мигрантам в прошлом была очень противоречивой. Законы, принятые в 1993 году, ослабили требования к желающим мигрировать в Россию, тогда как в 2003 году они стали намного более строгими. В 2006 году новые строгие правила были опять смягчены, чтобы обеспечить приток большего количества рабочих в Россию после того, как Москва поняла, что страна переживает демографический кризис. И если в 2000 году иммигранты составляли всего лишь 1% рабочей силы, то в 2010 году эта цифра выросла до 10%, в соответствии с данными Центра миграционных исследований.
Этот очень ощутимый демографический сдвиг, который радикальным образом меняет социальный ландшафт России, где русское население привыкло быть центром социальной политики в течение столетий. Сегодня Кремль пытается разработать новый способ включения мультиэтнического и мультирелигиозного населения (с сильным влиянием ислама) в свою политику.
Согласно данным недавнего журналистского расследования «Русской Газеты», уже в 2020 году около 30% российских студентов будут детьми иммигрантов или гастарбайтеров. О достоверности этого прогноза трудно говорить, так что с такой проекцией должно вести себя крайне осторожно, поскольку данные, использовавшиеся для составления этого прогноза, вполне могут исходить от политически ангажированных источников или основываться на сравнительно недолгой тенденции. Эта же газета считает, что 12% сегодняшних студентов Московского региона являются детьми иммигрантов, большинство из которых, как сообщается, приехали из Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Хотя некоторые из этих студентов могут пребывать России временно на учебе или работе и планируют вернуться домой, большая их часть хочет остаться в России со своей семьей.
Долари не обміняють: працюють жорсткі заборони купівлі та продажу валюти
У ПФУ розкрили нову можливість для пенсіонерів з інвалідностю: хто отримає 70% виплати
У ПФУ звернулися до українців щодо січневих виплат: названо точні суми
Зачепить усіх при обміні 100 доларів: українців попередили про можливі проблеми
Это создает большую нагрузку на систему общего образования России, ведь школы вынуждены увеличить интенсивность преподавания русского языка. В 2012 году в Москве открылись 12 школ с интенсивным изучением русского языка для детей иммигрантов. Этот опыт сегодня дублируется в каждом из административных округов страны. Эти школы также имеют больше русифицированных учебных программ, которые включают в себя изучение российской культуры, литературы и истории. Этническое разнообразие населения России привлекает к себе пристальное внимание российских СМИ по таким вопросам, например, как публичное обсуждение в 2012 году того, чтобы позволить молодым девушкам носить хиджабы в школах. Путин, который выступает против этой идеи, заявил, что Россия является светским государством и будет придерживаться этой предпосылки, как это делают такие страны, как Франция.
Учителя московских школ отмечают, что ученики, являющиеся детьми мигрантов, более успешны, чем дети русских, потому что они всегда делают свои домашние задания и никогда не пропускают уроков. Эти дети пытаются достичь более высокого уровня образования, чем их родители-мигранты, чтобы продвинуться вверх в российской социальной иерархии. Это означает, что в течение уже следующего поколения состоится важный демографический сдвиг в российском обществе за счет детей мигрантов, получивших образование в русских школах.
В советскую эпоху дети, которые не были этническими русскими, обучались в школах своих республик. Тогда как сегодня существует растущая группа этнически нерусских детей, которые обучаются в русских школах и делают уроки на русском языке, как будто бы они являются этническими русскими. Поэтому, не смотря на то, что их родители могут быть сегрегированы от основной массы этнических русских из-за различий в образовании, классовой принадлежности, языке и самосознании, дети этих мигрантов будут сильнее ассимилироваться в русском обществе и, скорее всего, уже думают о себе как о русских.
Но Кремль до сих пор не сформулировал конкретных принципов политики того, что ему делать с ростом этнического нерусского населения. Некоторые этнические русские призывают к более жесткой политике, которая будет сдерживать «нерусских» людей от внедрения во все системы общественно-политической жизни России.
Растущая ассимиляция представителей нерусских национальностей в стране вовсе не означает, что к им относятся толерантно. По данным опросов общественного мнения, проведенных Левада-Центром, 70% россиян — самый высокий показатель за последнее десятилетие – приветствуют ужесточение правил иммиграции. А в ходе опроса, проведенного Фондом общественного мнения, 55% россиян сознались во враждебных чувствах к представителям других национальностей, а 63% россиян считают, что им должно быть предоставлено больше прав, чем другим национальностям. Примечательно, опрошенные не считали «нерусскими» украинцев, белорусов и молдаван. Ксенофобские настроения в основном высказывались по отношению к представителям мусульманских народов. В общем, социальная напряженность в отношениях между русскими и «нерусскими» в России находится на подъеме.
ИСТОЧНИК: Stratfor, перевод «ХВИЛЯ»