Италия – с начала финансового кризиса в Европе, антибрюссельские настроения идут вгору от Британии до Венгрии. Сейчас Евросоюз теряет поддержку не только среди граждан традиционно непокорных стран-членов, но и среди тех, кто исторически всегда был его ярым поклонником.
Отношения ЕС с Италией, к примеру, членом-основателем и четвёртой экономикой блока – третьей в еврозоне – ухудшились. Итальянцы всегда ратовали за сильную Европу. Но теперь, обременённые рекордно высокими налогами и сокращениями правительственных расходов, убеждённые своими политиками, что во всём виноваты бюрократы в Брюсселе и Берлине, они становятся откровенными евроскептиками. Выборы 24-25 февраля угрожают усилить этот тренд.
Два исследования, вышедшие в прошлом году, одно вашингтонского Исследовательского Центра Пью и одно итальянской социологической фирмы ISPO, явственно фиксируют переворот.
Согласно отчёту Пью, в 2012, 61% итальянцев верил, что интеграция с 27-ю членами ЕС ослабила национальную экономику – больше на 20% с 2009-го г. Лишь 40% сказали, что членство в ЕС – «хорошая штука» для Италии, из 47% три года назад. И хотя 59% продолжали оценивать ЕС благосклонно, их стало меньше на 19 пунктов с 2007. Общая валюта получила наихудшую оценку – лишь 30% итальянцев говорят о ней в позитивном ключе. Такой же расклад наличествует в отчёте ISPO, по которому только 38% итальянцев доверяли ЕС в 2012, что меньше на 26% цифры 2005-го года.
Финансовый баланс Италии находится в лучшем виде, чем греческий или испанский. Тем не менее итальянский государственный долг составляет тревожные 130% от ВВП. Что ещё хуже, рост национальной экономики приостановился ещё десять лет назад и за последние шесть кварталов только уменьшался, сократившись недавно на 0,9% в последние 3 месяца 2012 г. Безработица составляет больше 11% — 36% среди молодёжи.
С меньшим количеством денег в карманах и увеличивающейся тревогой о будущем, итальянцы принимают в штыки непрекращающиеся меры бюджетной экономии, навязываемые Брюсселем и Берлином. Согласно Даниеле Аркибуги, научному руководителю Итальянского Национального Исследовательского Совета, этот феномен не является присущим только Италии. «Во время кризиса люди ищут козла отпущения и многие идентифицируют его с ЕС», — говорит он. Из-за недоверия итальянцев к своим собственным национальным институциям, Аркибуги считает, что «правительство в Риме порицают ещё сильнее». По исследованиям Пью, 84% итальянцев считают именно так.
В то время как у итальянцев давние счёты со своим правительством, данные убедительно показывают, что большинство европейцев, которые почувствовали укол кризиса, склонны к увеличению евроскептицизма. Но Италию отличает то, что её политики использовали недовольство людей к своей выгоде.
«Политический класс, в особенности предыдущее правительство Сильвио Берлускони, несёт огромную ответственность за сваливание всех грехов на ЕС», — говорит Джанни Бонвичини, вице-президент Института Международных отношений в Риме. «Ни один итальянский лидер, кроме разве что премьера Марио Монти открыто не заявил, что реформы необходимы вне зависимости от чего-либо, являемся мы членом ЕС или нет».
Бонвичини изучил программы итальянских основных партий и выяснил, что тема ЕС в них не представлена, если не оспаривается как у Лиги Севера и у самого Берлускони. Даже те, кто защищает её, как Пьер Луиджи Берсани из Демократической партии и Монти, не делают этого основательно – ещё один знак поворота итальянцев к своим внутренним проблемам.
Общая картина довольно хмурая. Но исследования Пью и ISPO также дают росток надежды, так как даже принимая во внимание отсутствие иллюзий у большинства итальянцев, они не собираются покидать ЕС и еврозону.
«Я считаю, что вопрос выхода на повестке дня не стоит», — говорит Паоло Грациано, профессор университета Боццони в Милане. Однако он предупреждает, что «если трения будут возрастать, если Европа будет и дальше восприниматься как враг подъёма итальянской экономики из-за сокращений и экономий, какой-нибудь политический авантюрист с успехом использует эту волну для постановки вопроса о выходе из ЕС».
Это всё делает ближайшие выборы такими важными (прим. 24-25.02.13). Опросы общественного мнения относят левоцентристскую коалицию, возглавляемую Берсани, к лидерам в Палате депутатов. Однако из-за сложных итальянский законов о выборах, битва за Сенат будет жёстче. Благодаря эффективной кампании правоцентристская коалиция Берлускони идёт ноздря к ноздре, лишая какую-либо из партий относительного большинства в будущем парламенте.
Последствия могут быть катастрофичными. Процесс реформирования, начатый правительством Монти, однозначно затормозится, если не остановится вовсе. Шансы на новые выборы в скором времени увеличатся. Слухи уже относят их на октябрь. Заботы международных инвесторов будут велики, распространение займов будет расти. Италия будет разобщена в вопросах европейских бюджетных переговоров, лишая страну надежды на необходимые ей концессии.
Аналітик пояснив, чому Європа "обере" Молдову замість України
Арестович про небезпечні тенденції для України: «Росіяни проткнули оборону, як маслом маслом»
Вибори в США: що відбувається
Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів
В результате Италия скатится в воронку евроскептицизма, и, некогда энтузиасты объединённой Европы, итальянцы всё дальше отдалятся от Брюсселя.
Источник: Stratfor
Перевод Ивана Кармина, «Хвиля».