Патовая ситуация сложилась в Италии в результате всеобщих выборов: в Палате депутатов с минимальным большинством лидируют левые, однако в Сенате побеждают правые. Это может привести к параличу власти.

В Италии в результате всеобщих выборов намечается патовая ситуация: в Палате депутатов с минимальным перевесом победил левоцентристский альянс во главе Пьером Луиджи Берсани, однако в Сенате лидирует правоцентристский блок бывшего премьер-министра Сильвио Берлускони. Поскольку Сенат может заблокировать любые решения Палаты депутатов, то это может сделать Италию фактически неуправляемой, отмечает агентство AFP.

Согласно официальным предварительным данным, обнародованным в ночь на вторник, 26 февраля, альянс Берсани получил в Палате депутатов 29,54 процента голосов, а блок Берлускони — 29,18 процента. Движение эксцентричного комика и блогера Беппе Грилло неожиданно завоевало 25,55 процента голосов, став третьей по важности политической силой в Италии. Что же касается центристского блока во главе с покидающим пост премьера Марио Монти, то его поддержали лишь 10,56 процента избирателей.

Поскольку лидирующий список, согласно итальянским законам, автоматически получает абсолютное большинство в Палате депутатов, то блок Берсани, несмотря на крайне незначительный перевес в голосах, получит 340 из 630 мест в нижней палате. Однако в Сенате, где мандаты распределяются по количеству набранных голосов в отдельных регионах, левым достанется, по последним данным, лишь 113 мест, тогда как оппозиции во главе с Берлускони — 116.

На самом деле главный победитель выборов в Италии — комик Беппе Грилло. Его протестное движение «5 звезд» впервые участвовало в выборах, и со старта набрало почти столько же голосов, сколько основные соперники — левые центристы Пьера Луиджи Берсани и правые центристы Сильвио Берлускони.

Перед выборами Грилло собирал сотни тысяч поклонников пламенными речами против традиционных партий и политиков. А после выборов — он ведь не только комик, но и блогер — устроил не пресс-конференцию, а интервью по телефону, которое транслировали в интернете.

Грилло советует Берлускони и Берсани сформировать коалиционное правительство. «А на следующих выборах мы возьмем власть в этой конторе», — уверен он. Сам Грилло в парламенте заседать не будет — у него есть судимость. Он предпочитает наблюдать за политической возней соперников с террасы своего дома в Генуе.

Большая коалиция между Берлускони и Берсани стабильности не принесет

В итальянском Сенате — патовая ситуация. И это тоже заслуга Грилло — его партия получила 54 мандата, поэтому ни у коалиции Берлускони, ни у Берсани нет своего большинства. Брюссельский корреспондент итальянской газеты L’Avvenire Джованни дель Ре в интервью DW признает, что не видит выхода из тупика: «Остается только надеяться, что большие партии осознают свою ответственность и поймут, что на карту поставлена судьба Италии».

Но единственная большая партия — это Грилло и его «5 звезд». Коалиция Пьера Луиджи Берсани состоит из 4 партий, Берлускони — из 12. Чисто математически они могли бы образовать правительственную коалицию и заручиться большинством в обеих палатах парламента, тем более, если к ним примкнет бывший премьер — Марио Монти.

Новые выборы сулят победу Грилло

Проблема в том, что коалиции Берсани и Берлускони нестабильны уже сами по себе. А как им договориться об общей политике, если Берсани считает необходимым продолжить реформы, начатые Марио Монти, а Берлускони обещает итальянцам снизить налоги и избавить их от диктата Брюсселя? Эксперт исследовательского центра Open Europe Винченцо Скарпетта в беседе с корреспондентом DW указывает, что «Берсани или Монти трудно будет объяснить своим избирателям, как они оказались в одной команде с Берлускони. И наоборот».

Участницы движения Femen из Италии протестуют против Берлускони

Теперь президенту Италии, 87-летнему Джорджо Наполитано, предстоит вести переговоры с лидерами всех более или менее крупных партий, чтобы выяснить, какие возможны коалиции. В крайнем случае выход один — новые выборы. Но ни Берлускони, ни Берсани в них не заинтересованы, потому что опасаются сокрушительной победы Беппе Грилло.

Популярні новини зараз

В Україні різко подешевшала риба: нові ціни на коропа, оселедець та скумбрію

У ТЦК розкрили, як розшукують військовозобов'язаних із неоновленими даними

Bloomberg: Союзники України помічають зміни у підході Києва до завершення війни

До 1700 гривень штрафу: що тепер слід знати водіям про обслуговування авто

Показати ще

Сотрудник Немецкого исторического института в Риме Лутц Клинкхаммер (Lutz Klinkhammer) в интервью DW объясняет это так: «Итальянцы хотят покончить с коррупцией, с круговой порукой, выбраться из болота. Если политики сейчас скажут, страна осталась без правительства и нужны новые выборы, это только укрепит позиции сторонников Грилло».

Берлускони в роли Ваньки-встаньки

Четыре срока Сильвио Берлускони был премьер-министром Италии. Казалось, после того, как он на пике кризиса вынужден был уступить власть «технократу» Марио Монти, его карьера завершилась. Но и в свои 76 лет он сумел не только создать коалицию, но и в последние дни практически догнать Пьера Луиджи Берсани, которому прочили победу.

Протест против политики реформ, в которой итальянцы винят Марио Монти и Ангелу Меркель

Место в парламенте было Берлускони просто необходимо. Он участвует в трех судебных процессах в качестве обвиняемого. В частности, сразу после выборов должен быть вынесен приговор по делу о пособничестве проституции и сексе с несовершеннолетней. Винченцо Скарпетта объясняет политическое воскресение старого ловеласа тем, что Берлускони — гений рекламы. Он умеет вдалбливать людям в головы простые, ясные и соблазнительные лозунги. «Прежде всего, дело в том, что у итальянцев короткая память. Они уже забыли, что именно Берлускони завел страну в кризисную ситуацию», — подчеркивает Винченцо Скарпетта.

Итальянцы против Евросоюза

Марио Монти, премьер -«технократ», успевший начать ряд реформ, чтобы вывести страну из кризиса, на выборах получил чрезвычайно скромный результат — около 10 процентов. Винченцо Скарпетта считает, что Монти слишком большой упор сделал на повышение налогов. Это больно ударило по кошелькам итальянцев. А, кроме того, он очень неубедительно провел предвыборную кампанию.

Выборы в Италии: проигрыш для всех

Против Марио Монти сработало и то, что итальянцы считают его приверженцем идеи европейского единения. Между тем, как Берлускони, так и Грилло разыгрывали антиевропейскую карту. Берлускони уверял избирателей, что Марио Монти все свои реформы начинал под диктовку канцлера Германии Ангелы Меркель (Angela Merkel)

Беппе Грилло требует провести в Италии референдум о выходе страны из еврозоны и о списании долгов. Он тоже считает что меры экономии и повышение налогов в Италии введены под давлением Ангелы Меркель. Если подсчитать голоса других мелких антиевропейски настроенных партий, то получается, что большинство избирателей в Италии сказали «нет» евро и Евросоюзу.

Итальянская экономика переживает рецессию, стране срочно нужны меры по стимулированию бизнеса и сокращению долга. Однако после парламентских выборов Италии грозит паралич власти.

Италии, которая срочно нуждается в оздоровлении финансов и глубоких социально-экономических реформах, грозит паралич власти. Большое количество голосов, полученных в ходе состоявшихся 24 и 25 февраля парламентских выборов популистскими и антиевропейски настроенными силами, позволит им блокировать любые — хоть и болезненные, но в нынешней ситуации крайне необходимые — меры будущего правительства, если его вообще удастся сформировать.

Кризис длиною в целое десятилетие

Однако медлить с реформами никак нельзя. Италия переживает в настоящий момент тяжелейшую рецессию за последние 20 лет. Валовой внутренний продукт (ВВП) страны сокращается вот уже 6 кварталов подряд. По итогам 2012 года минус достиг 2,2 процента, в этом году отрицательный рост, по прогнозу Европейской комиссии, продолжится и составит порядка 1 процента.

Норберт Пудцих

«По сути дела Италия вот уже десять лет находится в состоянии кризиса», — отметил в беседе с DW Норберт Пудцих (Norbert Pudzich), исполнительный директор Германо-итальянской внешнеторговой торговой палаты в Милане. Действительно, в период с 2001 по 2011 годы средние темпы роста ВВП составляли всего 0,25 процента. Это — худший результат не только среди 27 стран Евросоюза, но и среди 34 промышленно развитых государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭРС).

Столь долгая пробуксовка объясняется, по словам Норберта Пудциха, «зарегулированным рынком труда, на котором во главу угла фактически всегда ставятся интересы наемных работников, и слишком сложной и комплексной налоговой системой, которая ведет к чрезмерно большой нагрузке и для предприятий, и для физических лиц». К тому же, добавил эксперт, в Италии слишком мало стимулов для инноваций.

Сказалась и устаревшая география экспорта. Так, лишь 5 процентов итальянских экспортных поставок идут на стремительно растущие рынки Азии. В результате Италия, в отличие от Германии, пока лишь в малой степени сумела воспользоваться бумом в азиатском регионе.

Мощный индустриальный потенциал

А ведь Италия обладает весьма мощной и разнообразной индустриальной базой, которая к тому же по своей структуре весьма похожа на немецкую, напомнил Норберт Пудцих: «У нее примерно такой же высокий уровень индустриализации, как и у Германии. И ключевые отрасли — те же самые: машиностроение, производство автомобилей, химическая и фармацевтическая промышленность». В то же время значение таких отраслей как мода, дизайн и производство продуктов питания, о которых обычно вспоминают в первую очередь, когда речь заходит об Италии, Норберт Пудцих не склонен преувеличивать.

Ключевой проблемой третьей по величине экономики еврозоны немецкий эксперт считает то, что «Италия в значительной мере утратила свою привлекательность для инвесторов». Поэтому новому правительству необходимо срочно взяться за улучшение инвестиционного климата в стране, а для этого необходимо, прежде всего, реформировать налоговую систему, убежден Норберт Пудцих.

«Тем самым будут созданы стимулы для того, чтобы итальянские предприятия вновь вкладывали деньги в развитие собственного производства и чтобы зарубежные компании вновь с удовольствием инвестировали в Италии», — подчеркнул исполнительный директор Германо-итальянской внешнеторговой торговой палаты в Милане.

Отсутствие вразумительных программ

Однако возникшая в стране после выборов патовая политическая ситуация практически перечеркнула надежды инвесторов на решительные реформы. Надежды, которые и без того были не очень сильными. «Ни один из фаворитов в борьбе за пост премьер-министра Италии не сделал ставку на реформаторский прорыв», — отмечали еще до выборов в своем комментарии аналитики второго по величине немецкого банка Commerzbank.

Лутц Клинкхаммер

В свою очередь политолог Лутц Клинкхаммер (Lutz Klinkhammer), научный сотрудник Немецкого исторического института в Риме, отметил в интервью DW, что «большинство партий, участвовавших в избирательной кампании, так и не представило убедительных концепций того, что именно они хотят делать в экономической области».

В ситуации, когда уровень безработицы в Италии достиг 11,2 процента и продолжает расти, все партии, отметил эксперт, обещали меры по стимулированию занятости. «Но ни одна не разработала вразумительной программы мер экономии, хотя именно в этой сфере правительство реально могло бы что-то сделать», — с сожалением констатировал Лутц Клинкхаммер. Таким образом, Италии грозит теперь как экономическая, так и политическая пробуксовка.

Источник: Немецкая волна