Наезд на бизнесы А. Ярославского, И. Коломойского, Н. Шуфрича свидетельствует о том, что «Семья» стала укреплять свои позиции. В связи с этим возникает вопрос: как будут действовать украинские олигархи в отношении друг с другом? Будут ли они воевать между собой, стараясь усилить собственные позиции, или объединятся, чтобы единым фронтом противостоять аппетитам «Семьи»?

На «Хвиле» уже поднимался этот вопрос. В частности, в публикации Дмитрия Громакова «Новая власть: Украинская корпоративно-олигархическая республика» отстаивалась точка зрения о вероятном наступлении мира между основными олигархическими кланами и переформатировании государства в соответствие с интересами этой объединенной группы.  Основой для объединения олигархов, по мнению автора статьи, должны стать два фактора:  1) общие интересы, т.е. стремление олигархов законсервировать сложившуюся систему; 2) иррациональность самой войны между ними по причине того, что война ослабит их общие позиции.

Позволим себе не согласиться с вышеизложенными тезисами и, в свою очередь, заявить о своем мнении на этот счет.

Чтение текста советуется под эту музыку

 

Никакого мира между украинскими олигархами в ближайшей перспективе не случится. Безусловно, теоретически олигархический консенсус возможен, но до его наступления нас ждут «олигархические войны», а затем — схватка «Семьи» с коалицией во главе с Р. Ахметовым. Чем все закончится прогнозировать невозможно, но, тем не менее, описанный сценарий, пожалуй, самый вероятный.

А теперь попробуем разобраться, на чем основано данное утверждение.

 

Большая Игра

Для анализа ситуации в олигархической среде Украины воспользуемся теорией игр. Напомним, что теория игр — математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и больше сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов.

В Украине мы имеем олигархическую Большую Игру с некоторым количеством участников – около 15-ти. Нам необязательно указывать их точное количество и уровень пересечения бизнес-интересов для того, чтобы понять, в каком направлении будет развиваться Игра.

Для полноценного анализа достаточно знать следующее:

Популярні новини зараз

"Велика угода": Трамп зустрінеться з Путіним, у США розкрили цілі

Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина

Банки України посилять контроль: клієнтам доведеться розкрити джерела доходів

Паспорт та ID-картка більше не діють: українцям підказали вихід

Показати ще
  1. Общее количество игроков — больше десятка: «Семья», Р. Ахметов, Д. Фирташ, И. Коломойский, В. Пинчук, П. Порошенко, А. Ярославский и пр.
  2. Всех игроков можно условно разделить на три группы:
    1. «Семья», владеющая контрольным пакетом в «государстве» в целом и полностью контролирующая силовой блок;
    2. Есть Р. Ахметов, стоящий во главе самого сильного олигархического клана;
    3. Есть прочие олигархи: кто-то сильнее, кто-то слабее.
  3. Олигархи могут вступать в коалиции.
  4. Борьба между игроками ведется за активы и бюджетные финансовые потоки. Тут требуются пояснения. Олигархи в данной игре не конкурируют на привычном уровне: у одного есть холдинг по производству курятины, поэтому второй для конкуренции создает свой и т.п. Да, такое возможно, но в рамках Большой Игры это настолько малозначимо, что для анализа подобными вещами мы сознательно пренебрегаем (именно поэтому неважно, где именно пересекаются бизнес-интересы олигархов, как указано выше). Так сложилось, что максимальные выигрыши украинские олигархи получали и получают именно за счет передела собственности (либо финансового потока, связанного с бюджетом). Т.е. либо  захватывая собственность (перехватывая финансовый поток) у других олигархов (как вариант – игроков поменьше), либо получая собственность, до этого находящуюся под контролем государства.
  5. Есть отдельный актив – Государство. Тот, кто контролирует его, способен отбирать активы у других (посредством силового аппарата) и распределять оставшиеся активы самого государства.

Пожалуй, вводных достаточно. Чтобы не усложнять, мы не будем принимать во внимание внешние факторы, такие как социально-экономическую ситуацию в стране, влияние других государств и пр.

Вырисовывается следующая картинка: закрытый клуб, 15 игроков. Входной билет за игровой стол — условно, миллиард долларов. Игроки не знают ходов друг друга, пока ход не сделан. Игра «с нулевой суммой», это означает, что суммарное количество активов является фиксированным, поэтому выигрыш одного участника ведет к проигрышу другого. Выйти из игры невозможно, не потеряв все активы. Но в любой момент можно прекратить агрессивные действия в отношении других участников. Важное замечание: большинство крупных игроков «играют» и на других столах (условно — в Европе, Азии и пр.), потому поражение в Украинской Большой Игре не является смертельным. Это верно для многих, но не для «Семьи» — для нее игра фактически идет только за одним столом, и поражение означает конец всему.

Как будет развиваться игра? Вернее, до какого момента?

Конечно, не до момента «должен остаться только один». И не до момента «торжества пацифизма» — когда все внезапно осознают губительность войны и станут жить дружно. Как бы ни казалось, что война олигархов друг с другом «не имеет смысла, — ведь, воюя между собой, они все вместе становятся слабее и уязвимее; и ненападение — единственно верная рациональная стратегия» — это абсолютно не так.

Теория игр говорит о том, что Игра будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие Нэша — ситуация, в которой ни один участник не может увеличить свой выигрыш, изменив решение в одностороннем порядке, когда другие участники не меняют своего решения. По сути, Большая Игра будет продолжаться, пока любой из участников будет думать, что односторонними действиями он может улучшить свое положение.

Теперь посмотрим на ситуацию в Украине на данный момент.

Возможно ли равновесие? Однозначно нет, поскольку есть как минимум один участник, который очевидно способен в одностороннем порядке усилить свое положение. Это «Семья». Именно «Семья» — главный возмутитель спокойствия в Большой Игре. И именно «Семья», как мы видим, «делает» Игру, активно участвуя в переделе собственности.

Каковы интересы «Семьи», и до какого момента она будет заинтересована в агрессивных по отношению ко всем участникам операциям?

Все очевидно. Главная цель «Семьи» — не только добавить к контролю над «государством»  контроль над максимальным количеством активов. Ее цель — нарастить активы до такого уровня, чтобы ни один игрок, и даже коалиция всех игроков, не смогли бросить вызов «Семье», тем самым угрожая ее безопасности. При этом контроль над «государством» нельзя утратить ни при каких обстоятельствах. И только при достижении этой цели для «Семьи» наступит «момент «достаточно», поскольку дальнейшая игра с олигархами потеряет смысл.

Что это означает на практике? Это означает, что «Семья» будет уничтожать самых слабых и самых уязвимых олигархов по очереди. Действовать она будет в одностороннем порядке, иногда приглашая в свою коалицию других крупных игроков, в первую очередь, Р. Ахметова.

Однако, в конце концов, «Семья» должна будет воевать и против Ахметова. Потому что именно он – главная угроза «Семье», главное препятствие на пути к заветной цели — стать несопоставимо больше всех остальных вместе взятых.

Стратегия «Семьи» очевидна и другим игрокам-олигархам. Но что они будут делать?

Стратегия «прочих олигархов»

Для остальных олигархов выбор ответной стратегии — это серьезная дилемма.

Для олигарха, попавшего под удар (т.е. для жертвы), стратегия очевидна — защищаться. При этом для всех прочих олигархов стратегия сложнее. Они понимают, что с высокой степенью вероятности станут следующими жертвами. Но также существует вероятность, что их минет сия участь. Поэтому перед ними стоит выбор альтернативной стратегии, например:

  1. Вступить в коалицию с жертвой и, соответственно, сразу оказаться под ударом;
  2. Придерживаться нейтралитета, наблюдая, как «Семья» уничтожает жертву;
  3. Вступить в коалицию с «Семьей» и принять участие в дележе активов;
  4. Начать формировать коалицию против «Семьи», без участия текущей жертвы, чтобы не светить намерения явно.

Самый вероятный выбор для не самых сильных олигархов — стратегия №2: ничего не делать и надеяться на лучшее. Конечно, лучшим был бы выбор №3, но попадание в коалицию с «Семьей» целиком зависит от самой «Семьи». А «Семья» мало заинтересована в коалиции с кем-либо.

Стратегия №1 катастрофична. Ведь очевидно, что коалиция из пары не самых крупных олигархов все равно не сможет противостоять «Семье», у которой под контролем государство с силовыми структурами.

Стратегия №4 — чрезвычайно рискованная, пока существует множество Игроков. Ведь высока вероятность, что один из участников такой коалиции предаст и пойдет «на поклон» к «Семье», надеясь за счет предательства других сохранить себя (а для любого участника такой коалиции именно эта стратегия будет оптимальной).

У второго, лучшего на наш взгляд, варианта стратегии существует логическое продолжение.  Следует дождаться, пока количество участников Большой Игры сократится («Семья» пожрет самых слабых), а дальше — просить защиты у Ахметова, ведь по мере уменьшения участников и роста «Семьи», растет и риск для самого Р. Ахметова; либо, как альтернатива, можно попытаться вступить в коалицию с «Семьей» против Ахметова.

 

Стратегии Ахметова

 

Ахметов прекрасно понимает стратегию «Семьи». И понимает, что, в конце концов, все завершится ударом по нему. Его стратегические альтернативы, в условиях, когда «Семья» атакует «жертву»:

  1. Держаться в стороне;
  2. Вступить в коалицию с «жертвой», защитив ее (на данном этапе это возможно, «Семья» очевидно откажется от атаки, если за жертвой будет стоять Р. Ахметов);
  3. Вступить в коалицию с «Семьей» и поучаствовать тем самым в дележе активов жертвы;
  4. Начать формировать коалицию против «Семьи» с другими участниками Большой Игры помимо жертвы;
  5. Открыто и самостоятельно выступить против «Семьи».

Каков же оптимальный вариант для Ахметова?

Варианты №2, №4, №5 — очевидно неудачны, поскольку сразу демонстрируют агрессивные намерения по отношению к «Семье». А обе стороны (и «Семья», и Р. Ахметов) до самого конца заинтересованы в сохранении публичного мира друг с другом.

Вариант №1 — возможен, но не оптимален. Поскольку в таком случае, группа Р. Ахметова не сможет поучаствовать в дележе «добычи». Т.е. усилится «Семья», а группа Ахметова — нет.

Оптимальным вариантом стратегии для Ахметова будет вариант №3 — коалиция с Семьей против «жертв». Причем «принудительная коалиция», насколько это возможно. Т.е. необходимо активно предлагать «Семье» коалицию, используя все рычаги влияния. Тем самым группа Р. Ахметова будет усиливаться, пусть не такими темпами как «Семья», но все же… А это необходимо ввиду грядущей войны с самой «Семьей».

В дальнейшем, по мере того как количество участников Большой Игры сократится, очевидной стратегией Р. Ахметова будет формирование коалиции с наиболее сильными игроками из оставшихся, для борьбы с «Семьей».

 

Таким образом, рассмотрев основные стратегии игроков в олигархической игре, можно сделать вывод, что в ближайшем будущем консенсус между олигархами достигнут не будет. И причиной всему является ключевой игрок на данный момент — «Семья». Кроме того, несмотря на активное сотрудничество «Семьи» и группы Р. Ахметова на данном этапе, нам, очевидно, предстоит быть свидетелями конфликта «Семья» — Ахметов в перспективе.

Дополнительными следствиями такого сценария Большой Игры является следующее:

  1. «Семья» не допустит поражения Януковича на выборах 2015 г. Поскольку до этого момента цели «Семьи» в Большой Игре не будут достигнуты. Не допустит любой ценой.
  2. Не следует ожидать до 2020 года пересмотра конституции с целью уменьшения полномочий Президента и перехода к парламентско-президентской республике.
  3. Не следует ожидать ослабления силового блока государства (кроме армии), наоборот — следует ожидать обратного.

 

Поэтому  Украина ни коим образом не находится в преддверии формирования «олигархического консенсуса». Наоборот – можно говорить о том, что мы подходим к «войне всех против всех». К войне, где, выбив всех остальных, в горло друг другу вцепятся вчерашние соратники.

И иного пути здесь нет. Боливару не снести двоих.