Я уже неоднократно замечал, что история, пусть и с вариациями, повторяется. И в этих циклах можно отслеживать определённые закономерности.

Например, примерно раз в столетие происходит большая война Запада против России. В 1612 Минин и Пожарский изгнали поляков из Москвы. В 1709 Пётр Первый разгромил шведского короля Карла XII под Полтавой. В 1812 Кутузов остановил вторжение армий Наполеона. В 1914 началась Первая мировая война. Что закономерно наводит на мысль, что в ближайшее время мы также станем свидетелями очередного противостояния.

Правда, на это большинство профессиональных историков мне ответит, что эти закономерности притянуты за уши, что было множество других войн, что я подбираю факты под теорию. Возможно, они и правы. Поэтому сегодня я не буду развивать эту тему, а проведу параллели всего между двумя периодами – между предреволюционной ситуацией столетие назад и сегодняшним днём.

 Политическая ситуация

 

Когда я изучал новейшую историю Украины, мне бросилось в глаза наличие огромного количества мелких партий, можно даже сказать «партиек», о большинстве из которых в энциклопедиях было написано «влияния на политическую жизнь не оказали».

Сейчас в Украине также зарегистрировано около 180 политических партий, из которых лишь около десятка реально действует и влияет на события. Названия остальных большинству населения ничего не скажут.

Второй общий момент – это роль националистов в общественной жизни. По воспоминаниям гетмана Скоропадского, националисты начала 20-го века были чрезмерно озабочены внешними проявлениями – языком, вышиванками, символикой, и совершенно не интересовались экономикой, промышленностью, организацией армии и прочими важными вещами, которые и определяют реальный суверенитет.

За сто лет ничего не изменилось. Уролог Тягнибок, филолог Фарион и футбольный комментатор Мирошниченко хотят управлять страной, совершенно не разбираясь в этом. По их мнению, нацепить вышиванки и говорить на «гваре» вполне достаточно. Но это не так.

Сравните с сегодняшним днём вот это высказывание «Все поколения нынешних украинских деятелей воспитаны на театре, откуда пошла любовь ко всякой театральности и увлечение не столько сущностью дела, сколько его внешней формой. Например, многие украинцы считали, что с объявлением Центральной Радой самостийной Украины Украинское государство уже неопровержимый факт. Для них украинская вывеска была уже нечто, что они считали незыблемым. Вся деятельность Центральной Рады, если так можно выразиться, была направлена к внешнему, к усилению украинства для глаза, мало заботясь о его внутреннем, серьезном культурном развитии».

Общество спектакля, описанное Ги Дебором, когда украинские политики не интересуются реальной геополитикой и экономикой, а озабочены исключительно тем, чтобы красиво сыграть свою роль. Странно, что они пока не раскланиваются после выступлений. Впрочем, цветы им уже давно дарят, неоднократно был этому свидетелем.

По поводу насильственной украинизации Скоропадский писал: «Если Директория не образумится и снова выгонит всех русских чиновников и посадит туда всех своих безграмотных молодых людей, то из всего этого выйдет хаос, не лучше того, что было при Центральной Раде. Когда я говорил им: «Подождите, не торопитесь, создавайте свою интеллигенцию, своих специалистов по всем отраслям государственного управления» они сейчас же вставали на дыбы и говорили: «Це неможливо».

Популярні новини зараз

Українці можуть отримати екстрену міжнародну допомогу: як подати заявку

В Україні заборонили рибалку: що загрожує порушникам із 1 листопада

Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів

Помер народний депутат України

Показати ще

Точно также и сейчас, я уже несколько лет задаю один и тот же вопрос представителям всех «патриотических сил» в Украине: почему они не готовят кадры управленцев? «Вышколы» по мордобою проводят, «мясо» для уличных столкновений готовят, а лекций и семинаров по основам госуправления или местного самоуправления – никогда. Почему? Решайте сами.

Скоропадский также писал «Среди них много узких фанатиков, в особенности в смысле исповедования идеи ненависти к России. Вот такого рода галичане и были лучшими агитаторами, посылаемыми нам австрийцами. Для них неважно, что Украина без Великороссии задохнется, что ее промышленность никогда не разовьется, что она будет всецело в руках иностранцев, что роль их Украины – быть населенной каким-то прозябающим селянством».

В этом плане за сто лет тоже ничего не поменялось. Идеалом «патриотов» по-прежнему остаётся «садок вишневий край села». Если образ англичанина, немца или японца уже давно модернизировался, то опереточный украинский лубок по-прежнему выставляет украинца в виде дядьки с оселедцем, закусывающим салом самогон прямо во время гопака.

Сто лет прошло, а украинцы продолжают наступать на те же самые грабли, игнорируя исторический опыт. Только условия игры ужесточились, и поражение в этот раз может оказаться гораздо более болезненным (и, естественно, летальным для молодой украинской государственности).

 

Экономическая ситуация

 

По состоянию на 1913 год практически вся промышленность Украины находилась в руках английских и немецких банков. Это касалось не только горнодобывающих и металлургических заводов Донбасса, но и мануфактур Западной Украины, не входившей в состав Российской Империи.

По состоянию на конец 2012 года 90% крупных предприятий снова находится в частной или корпоративной собственности, тем или иным способом связанной с иностранным капиталом. Владельцы если не сами являются иностранцами (как Миттал), то оперируют капиталом иностранных банков (как Пинчук). Фактически международный капитал восстановил свои владения столетней давности.

Второй схожий момент в экономике касается либерализации. Тут мы будем оперировать данными по Российской Империи в целом, поскольку Украина тогда являлась её составной частью, и все данные по РИ вполне применимы и к Украине. К моменту вступления на престол Николая II выплаты по госдолгу уже составляли 20% государственного бюджета.

В 1897 году «финансовый гений», представитель новой волны либеральных экономистов-монетаристов, министр финансов С. Ю. Витте, озабоченный успешным вхождением России в мировую экономику, предлагает Императору денежную реформу, направленную на «усиление инвестиционной активности и увеличение притока иностранных капиталов» в страну.

Что же происходит в результате либерализации? Внешний долг Российской Империи в период с 1897 по 1914 годы вырос с 6,6 миллиарда до 33,6 миллиарда рублей золотом (умножьте на тридцать, чтобы получить сумму в современных долларах). Кстати, Временное правительство меньше чем за год довело сумму долга до 60 миллиардов, и лишь приход большевиков остановил эту вакханалию.

В современной Украине точно также валовой внешний долг только за период с 2005 по 2012 годы вырос с примерно 30 до 129 миллиардов (государственный с 14,5 до 62 миллиардов долларов).

Говорят, что приток иностранных инвестиций вызвал рост промышленности. Действительно, определённый промышленный рост был, но он никак не шёл на пользу национальной экономике. Если вложено иностранцами в период с 1887 по 1913 было примерно 1783 миллиона рублей, то вывозилось каждый год до 500 миллионов рублей. Две трети российской (и украинской, соответственно) промышленности работало на благо третьих стран.

Точно также иностранные инвестиции в украинскую экономику за все годы независимости оцениваются примерно в 40-42 миллиарда долларов. Между тем, только по оценкам непредвзятых западных аналитиков, из Украины за это же время было вывезено свыше 176 миллиардов. То есть от этих «инвестиций» наш народ только беднеет.

Так может либеральные реформы вызвали рост благосостояния граждан? Отнюдь, несмотря на «экономический рост», доход на душу населения в России с 1885 года по 1913 снизился почти вдвое, зато стремительно росло технологическое отставание.

В современной нам Украине большая часть населения также постепенно беднеет (во многом за счёт инфляции), а собственные технологии также застряли на уровне 1991 года, а в ряде отраслей и деградировали – завозные мобилки и автомобили не в счёт, мы говорим о собственном производстве. Просто засилье импортной техники делает этот факт не таким очевидным.

Итак, все основные экономические характеристики того времени и современности совпадают: засилье иностранного (сейчас офшорного) капитала, работа национальной экономики на прибыль ограниченной группы лиц, которым этот капитал принадлежит, стремительный рост внешнего долга и такое же стремительное обнищание населения.

 

Как видим, и в политике, и в экономике нашей страны очень много схожего с ситуацией, сложившейся накануне октябрьской революции (не хватает только войны, и это единственный хороший момент в этом сравнении). Те, кто не учится на ошибках прошлого, обречены наступать на одни и те же либеральные грабли.

Древние греки говорили «бойся данайцев, дары приносящих». Давно пора осовременить эту поговорку в «бойся запада, инвестиции обещающего». Но пока, похоже, осознание исторических ошибок ещё не наступило. Остаётся надеяться, что «большевики» придут и разрулят ситуацию.