Зверское убийство 20 детей и 7 взрослых в Ньютауне, штат Коннектикут, потрясло каждого из нас чисто по-человечески, но в то же время требует от американцев ответственности в качестве граждан. Похоже, что США  уже не могут обходиться без регулярных массовых убийств – с регулярностью, как минимум, раз в месяц страна переходит от одной бойни к другой. Легкодоступность и всеобщее владение оружием привело к ужасающему уровню убийств, сравнительно с другими высокообразованными и развитыми обществами. Америке необходимо срочно что-то с этим делать.

Другие страны могут быть примером. Между 1970-ми и 1990-ми несколько массовых расстрелов произошли в Австралии. После особенно жестокой бойни в 1996 году тогдашний премьер-министр Джон Говард заявил, что это уж слишком. Он подверг владельцев оружия сильному давлению, ужесточил доступ к оружию новых владельцев и заставил их проходить долгую и изматывающую процедуру оформления, во время которой необходимо привести веские и неоспоримые доказательства необходимости в приобретении огнестрела.

Сегодня в Австралии сфера легального оборота оружия очень строго регламентирована. Регистрация и оформление прав на приобретение и ношение может затянуться на год и более. Правительство Говарда также дало ход процедуре выкупа властями ранее приобретенного оружия у населения.

И такая политика сработала. Хотя в Австралии криминал и не прекратился вовсе, уровень убийств упал, но что более важно – там не было ни одного массового убийства трех и более человек за раз (определение массового убийства во многих учебниках криминалистики) с того самого 1996 года. Перед «затягиванием гаек» произошло 13 массовых убийств за 18 лет.

Но США все еще не могут решиться на подобные меры, даже после того, как в этом году случились несколько массовых убийств: бойня в кинотеатре в Колорадо, атака на поселение сикхов в Милуоки, стрельба в торговом центре в Орегоне и многие другие, которые увенчались ужасом в школе Ньютауна. Оружейное лобби в США все еще могущественно и политики часто боятся высупить против него. Учитывая тот факт, что в 2011 году стреляли даже в конгрессмена Габриель Гиффордс, политикам следовало бы опасаться, что следующей мишенью могут стать они сами.

Без всякого сомнения, уровень насилия в некоторых обществах больше, чем в других, учитывая даже такие факторы как уровень дохода и образование. В США уровень убийств в четыре раза выше, чем в Западной Европе, но в Латинской Америке убийств происходит даже больше, чем в Соединенных Штатах (и намного больше, чем в азиатских странах, сопоставимых по уровню доходов). Почему же в США и Латинской Америке настолько высокий уровень убийств?

Корни «стрельбы по-американски» уходят глубоко в историю. США и государства Латинской Америки представляют из себя типичные «общества завоевателей», в которых европейцы боролись против других рас и народов. Во многих из этих стран, включая США, европейские завоеватели и их наследники практически стерли с лица земли туземное население при помощи эпидемий, войн, голода, геноцидов и рабства.

В США и странах Латинской Америки как раз рабовладение и подпитывало распространение насилия. Не было ничего непривычного в том, что рабов и несколько поколений их потомков запросто и рутинно убивали.

В США к тому же очень распространено примитивное суеверие, что, мол, владение оружием защищает человека от тирании государства. Ведь сами США возникли как результат восстания граждан против власти Британской империи. Право граждан организовывать ополчение, чтобы бороться против деспотического правительства стало одним из краеугольных камней новообразованной страны, закрепленным во Второй поправке к Конституции США, в которой утверждается, что для обеспечения потребности молодой страны в хорошо оснащенном народном ополчении люди имеют право свободно владеть оружием.

Сегодня, когда народное ополчение стало анахронизмом, владельцы оружия используют Вторую поправку исключительно для защиты прав индивидуального владения оружием, как будто им когда-то придется противостоять тирании. Консервативный Верховный Суд США безрассудно с ними соглашается. И как результат – владение оружим является обязательным атрибутом «свободного человека», как его образ извращенно понимается в нашей культуре.

Но, несмотря на голоса, раздающиеся в защиту «защитников свободы», сегодняшние американцы благодаря свободному обороту оружия столкнулись с сильным кровопролитием и паническим страхом. Заявления о том, что свободный оборот огнестрела защищает свободу выглядят еще более абсурдными на фоне того, что все самые передовые демократиии мира уже давным давно распрощались с правом на владение оружием. И ни один тиран не завелся в Австралии со времен реформ Говарда!

Проще говоря, в ХХI веке свободное владение оружием не является необходимым для обеспечения гражданских свобод. Напротив, одержимость американской культуры оружием как раз и является главной угрозой свободе, особенно после убийства президента, сенатора, общественных деятелей и бесчисленных покушений на убийство государственных служащих в течение последних десятилетий.

Культ огнестрельного оружия в США будет маргинальным до тех пор, пока ему ничто не угрожает. Америка же тем временем живет в страхе от одной массовой бойни к другой, и практически при каждом случае политики упрямо декларируют свою приверженность свободному владению оружием. Между прочим, никто не знает сколько оружия находится на руках у американцев. Предполагается, что около 270 млн. единиц, или почти один огнестрел на душу населения. Согласно последним соцопросам в США вооружены около 47% домохозяйств.

Популярні новини зараз

"Ми зрадили Україну": конгресмен Маккол назвав головну умову для переговорів з Росією

Висунули дві жорсткі умови: поляки знову розпочали страйк на кордоні з Україною

ГУР розкрило головну мету Путіна на фронті до кінця зими

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

Стрельба в Ньютауне – это не только особенно ужасный и не укладывающийся в сознание случай, но это также иллюстрация все возрастающего общего паттерна – особого вида убийцы-смертника, внимательно изучаемого психологами и психиатрами. Одиночки, часто параноики, они совершают массовые убийства ни в чем не повинных людей в качестве некоей прелюдии перед собственным самоубийством. Они используют хорошо спланированные и рассчитанные массовые убийства в качестве инструмента мести обществу и героизируют себя самих, расставаясь с собственной жизнью.

Массовые убийцы – это не обычные закоренелые преступники. Многие из них никогда до этого не имели проблем с законом. Это, как правило, жалкие, никчемные, невменяемые люди, которые борются с психической неуравновешенностью на протяжении всей своей жизни. Им необходима помощь. Общество, в свою очередь, должно не допускать таких людей к владению оружием.

За последние 30 лет США пережили около 30 массовых убийств с использованием стрелкового оружия. Это всегда огромная трагедия для семей. И каждый раз владельцы оружия и противники тирании кричат, что свобода падёт, если им не будет дозволено свободно покупать штурмовые винтовки со 100-зарядными «магазинами».

Кровавое побоище в Ньютауне как раз и является шансом остановить этого ненасытного оружейного Молоха. Австралия и другие страны являются для нас в этом примером: регулировать и ограничивать свободный оборот огнестрельного оружия. Настоящая американская свобода – это свободная и продуманная публичная политика.

Источник: Project Syndicate, перевел Сергей Одарыч, «Хвиля»

Фото: AP Photo/Jason DeCrow