Сразу после минувших выборов правительство и Партия регионов совершенно откровенно стали ставить крест на различных своих предвыборных обещаниях и социальных инициативах, которыми покупали симпатии доверчивого электората. Что, впрочем, скрыть было бы проблематичным, — все отражено в наспех принятом бюджете на 2013 год.
Но особо неприятный шок испытали военные, — точнее те из них, кто по какому-то недоразумению продолжал верить и премьер-министру Николаю Азарову, и предвыборной программе Партии регионов (в которой обещалась «эффективная армия европейского образца»), и Верховному Главнокомандующему в лице президента Виктора Януковича.
На сегодня любому ясно, что все рассказываемые на протяжении последнего года басни о некоем грядущем «возрождении армии» и «заботе власти о Вооруженных силах» — треп чистой воды. Наоборот: вопросы обороноспособности, развития Вооруженных сил, вопиющие проблемы людей в погонах власти просто не интересны. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно изучить запланированное финансирование ВС Украины, закрепленное в бюджете-2013.
В частности, весь военный бюджет урезан, по сравнению с 2012 годом, более чем на миллиард гривен: Минобороны получит 15,32 млрд в следующем году против 16,39 млрд в нынешнем. При этом сокращаются средства на развитие армии: с 2,14 млрд в этом году до 1,9 млрд в следующем. Казалось бы, уменьшение не катастрофическое, но все познается в сравнении. Грустная правда состоит в том, что с приходом к власти Виктора Януковича, при всех его громких декларациях, в армейском бюджете резко возросла доля средств, идущих на обеспечение жизнедеятельности Вооруженных сил – т.е. тех денег, которые «проедаются». Для примера, если в 2006 году армия «съела» почти 69% от всех выделенных на нее средств (остальное пошло на подготовку войск и новое оружие), а в кризисном 2008 г – 77,1%, то в 2010 г Вооруженные силы «проели» почти 88% от всего своего бюджета, и практически столько же — в 2011-м.
И это при том, что, по мировым нормативам, армия не может тратить на свое содержание более 50% военного бюджета, иначе наступает деградация. Потому дальнейшее уменьшение средств на развитие армии понять просто невозможно. Иначе, как безумным экспериментом, такую политику не назвать.
Совершенно очевидно, что при намеченном финансировании украинской армии можно смело забыть о боевой подготовке в 2013 г, как и о новых вооружениях. Анекдот состоит в том, что пока военное руководство и Янукович вещают об «улучшении военно-технической базы» и массовом ремонте давно морально устаревших вооружений (вот где крутятся колоссальные средства, использование которых наверняка очень заинтересует следственные органы при следующей власти!), программы перспективных образцов вооружений тихо уходят в небытие. Так, при стоимости нашумевшей «корветной программы» в 16,2 млрд грн, в 2012 г на нее было выделено… 10,8 млн грн (т.е. ее выполнение растягивается уже на тысячелетия!), а на новейший многофункциональный ракетный комплекс «Сапсан» и того меньше. Со снижением финансирования военной сферы в 2013 г, про эти совсем недавно распиаренные программы можно вообще забыть, — они превращаются в громкий пшик.
Однако особо циничным выглядит финансирование социальной сферы в Вооруженных силах, особенно на фоне недавних обещаний власти. Так, на протяжении 2010-2012 гг военнослужащим постоянно обещали «значительно увеличение» денежного содержания, — в первую очередь, с увеличением должностных окладов на 55%, до уровня госслужащих. Все эти обещания на протяжении 2 лет никто не выполнял, но вот незадолго до выборов было повышено в 2 раза денежное содержание военным морякам, а также летчикам. Этот шаг – беспрецедентный для армий мира, где трудно представить резкое повышение «социалки» для одного вида Вооруженных сил в ущерб другому, — крайне негативно повлиял на морально-психологический климат в наиболее многочисленных Сухопутных войсках. Но «сухопутчиков» успокоили: к лету 2013 г им тоже повысят денежное содержание, и тоже вдвое. В частности, об этом военное руководство заявляло перед выборами.
Но вот какой фокус: в бюджете-2013 армии в зарплатный фонд заложили всего-то 7,4 млрд грн (против 6,9 млрд в нынешнем году). При том, что заявленное дальнейшее сокращение Вооруженных сил требует значительных средств, — вопреки стереотипам, армию всегда дешевле содержать, чем сокращать. В первую очередь, при сокращении каждый офицер и прапорщик получает выходное пособие, размер которого зависит от звания, должности и срока службы, — это десятки тысяч гривен каждому. А потому военному руководству придется либо повышать денежное содержание в ущерб сокращаемым (при этом едва ли хватит средств на обещанное повышение в 2 раза), создавая социальную напряженность в среде увольняемых, либо в очередной раз «забыть» свои клятвы.
Однако куда просто аховая ситуация сложилась на другом злободневном «фронте» — жилищном. В конце 2011 г военное руководство пообещало построить на протяжении 2012 г для военных 6 000 квартир. В начале нынешнего года эта цифра вдруг упала до 2 000 квартир. И вот в начале декабря этого года министр обороны Дмитрий Саламатин «обрадовал»: за нынешний год Минобороны построило всего около 1 000 квартир. Куда делись остальные из обещанных – совершенно непонятно.
Понятно, что Минобороны с такими темпами строительства жилья никогда не обеспечит квартирами всех, кто стоит в очереди на решение жилищного вопроса (а это сегодня порядка 45 тыс чел). Ведь, например, в прошлом году военные вузы выпустили более 1,3 тыс выпускников – молодых офицеров, которые пришли в войска и которые тоже нуждаются в жилье. Т.е. за год Минобороны даже не закрыло этот «прирост». А это значит, что квартирная очередь в армии будет только расти. И еще как! Ведь для строительства 1 000 квартир в 2012 г Минобороны получило 500 млн грн, в то время как соответствующая статья в бюджете-2013 предусматривает всего… 12 млн грн.
Но интереснее другое. Незадолго до выборов, 8 октября Кабмин Азарова утвердил Постановление № 1036, согласно с которым военнослужащие, имеющие право на получение жилья, могут не ждать квартиры, а получить за нее денежную компенсацию. В армии воспряли духом: согласно приведенной в постановлении формуле, можно получить неплохие деньги: пусть за них квартиру и не купить, но все же куда реальнее самому накопить разницу, чем ждать, когда Минобороны выполнит закон и предоставит квартиру.
Українцям видадуть безкоштовні продукти: хто отримає та куди звертатися
У Раді підтримали посилення контролю за роботою ТЦК: що зміниться
АЗС Київщини показали, що відбувається з цінами на бензин, дизель та автогаз
Сирський прокоментував скандал навколо переведення авіаційних фахівців у піхоту
А теперь внимание: яркий пример цинизма власти. Пообещав перед выборами «денежную компенсацию» бесквартирным офицерам, власть делает лихой ход конем уже через месяц после выборов. В прошедший в начале декабря День Вооруженных сил Украины (кстати, горькая ирония судьбы: в этот же день приняли и госбюджет), Янукович в своем официальном поздравлении военным говорит фразу, от которой у офицеров волосы встали дыбом. Звучала она так: «Власть сделает все возможное для решения проблемы обеспечения военных жильем. Сегодня изучается возможность введения ипотечного кредитования для военнослужащих, что даст им возможность с начала службы накапливать средства для приобретения жилья».
Это полный абзац. Вместо строительства жилья (как положено по закону), или хотя бы обещанной компенсации, Янукович предлагает военнослужащим самим копить себе на квартиру! Это при том, что масса бесквартирных офицеров сегодня снимают жилье за свои деньги, и никто им компенсацию не выплачивает (в бюджете нет денег). А что такое «ипотечное кредитование» от нынешней власти, мы прекрасно знаем на примере недавней программы «социального доступного жилья» — те, кто повелся на этот лохотрон от Азарова, уже в 2013 году будут судорожно искать деньги, чтобы выплачивать ипотеку, ибо государству теперь не до этого. Именно такое «покращення» и настигло армию, которая с лихвой хлебнет его прелести уже в следующем году.
…Самое поразительное состоит в том, что в минувший День Вооруженных сил Украины и высшее руководство страны в лице Виктора Януковича, и военное руководство, начиная с министра обороны Дмитрия Саламатина, лишь бодро рапортовали о несуществующих успехах и грядущих радужных для армии перспективах. Так вот, вешая эту совершенно очевидную лапшу на уши военным, ни Саламатин, ни кто другой из чинуш Минобороны и Генштаба ни словом не выразил критику принятого бюджета, — языки поприлипали к известному месту. Тогда как защищать интересы своего ведомства, интересы верой и правдой служащих Родине людей — это первейшая задача руководителя, если у него есть хоть капля совести и ответственности. Но про совесть и ответственность — это явно не про нынешнее руководство Минобороны. Так что армию можно поздравить: с таким руководством, не ставящим подчиненных ни во что, и за своими шкурными интересами не видящим проблем людей в погонах, Вооруженные силы далеко пойдут. Так далеко, что едва ли вернутся.