2009 год прошел под аккомпанемент протестных акций, экономического кризиса и паралича государственной машины. Наше движение «Хвиля» участвовало во всех ключевых акциях протеста 2009 года, в которых мы получали столь необходимый опыт. Не везде мы афишировали наше участие исходя из стратегических соображений, но основный вывод мы сделали – успех всегда был там, где наша мотивация совпадала с мотивацией других групп и движений направленных на решение конкретной проблемы. Однако, кардинальное изменение ситуации в стране невозможно достигнуть без подрыва ее системных оснований. Для этого нужно сфокусировать энергию всех (точнее говоря, большинства) недовольных в одну точку.

Ниже я попытаюсь пунктирно обозначить итоги уходящего года и ключевые задачи на 2010 год.

В 2009 году была завершилось утилизация советского наследия. Все свои годы независимости Украина существовала как осколок СССР, который паразитировал на его наследии. Утилизировалось все – экономические активы, образование, медицина, профсоюзы и т.д. Ничего нового не строилось, потому что не было мотивации. Страна, по сути, жила на ренте с наследия СССР, но это не могло продолжаться бесконечно. Любой ресурс имеет свои пределы и в 2009 году этот предел был обозначен очень четко.

Весь 2009 году страна прожила в долг. Только государственный долг вырос на 42%, что является абсолютным показателем. Де-факто Украина является банкротом, чья жизнедеятельность в рамках старой парадигмы уже просто невозможна. Такая ситуация обострила политическую ситуацию, которая приобретает все более выраженные революционные черты.

Правящий класс или, говоря простым языком, различного рода педофилы, убийцы, воры и просто твари сцепились в отчаянной схватке за власть. Как никогда отчетливо проявилась в уходящем году паразитическая сущность этого государства. Пока миллионы людей в нищете страдали от экономического кризиса, несколько банков получив десятки млрд. гривен рефинансирования НБУ раздерибанили эти деньги и вывели их из страны.

Этот пир для избранных во время чумы стал еще одним свидетельством того, что Украина давно превратилась в социальный ад, криминальное общество, пожирающее само себя. Абсурдность происходящего очевидна, но народ безмолвствует. Люди превратились в массовку для перманентного Шустер Live, которой навязали иллюзию, что нужно жить без усилий, без борьбы, без труда. На протяжении почти 20 лет наши правители целенаправленно разрушили веру в светлые идеалы. Ведь если у нас разрушают душу, то дальше все остальное мы разрушаем сами. Неудивительно, что когда мы едем по бескрайним просторам Украины, мы видим незасеянные поля и развалившиеся коровники, пустые глазницы окон заводских корпусов и болтающиеся провода ЛЭПов. Это все последствия порочных иллюзий. Все эти годы мы, словно сумасшедшие, крушили все вокруг себя, не пытаясь задуматься над причинами хаоса.

Вместе с тем причина очевидна – разруха в наших головах. Канализационные люки воруют не какие-то абстракции, а конкретные люди, потом эти люди выбирают воров более крупного калибра, а те закрепляют порочные практики в виде системы законов. Никогда в своей истории Украины народ и власть не были так близко друг к другу. Все самые худшие черты простого человека стократно усилились, когда посредственности получили власть, а чтобы сохранить ее они перевернули систему координат. Народ неизменно выбирал не самых лучших, а самых худших. Так это происходит сейчас, когда выбор между очень плохим и ужасным подается как выбор, а более 40 млн. человек мечутся между выбором очередного «меньшого зла». Однако, зло выбирать нельзя, получив поддержку, оно неизменно превращается в зло большее. Все 18 лет независимости Украины кричат об этом, но мы вновь и вновь наступаем на грабли.

Вместе с тем, история не терпит слабости. Тот, кто не делает выводов из своих ошибок рано или поздно становится историческим гумосом. Белл говорил, что история — это возможность в царстве необходимости. Кто не цепляется за возможности, которые дает судьба, тот исчезает. Мы бездарно потратили 20 лет и наивно полагать, что нам дадут еще 20 лет на безумные социальные эксперименты.

Поэтому, очевидной является повестка 2010 года – изменение оснований для такой порочной ситуации. Для этого складываются все предпосылки. Внутри правящего класса обострилась конкуренция за власть, которая объективно будет усиливаться. Экономический кризис выбивает из игры олигархические семьи, которые не смогли приспособиться к новым условиям. А те, кто останутся, вынуждены вести жесткую борьбу за место под солнцем не только со своими украинским собратьями, но и с мощными транснациональными группами, которые используют кризис для захвата привлекательных сегментов украинской экономики. Таким образом, кризис резко увеличил конкурентность между олигархами и это первый фактор.

Второй фактор, это резкое ухудшение жизни простых людей. Да, пока что это не толкнуло массу к радикальным действиям, но это также является свидетельством того, что абсолютное большинство недовольных просто не видит силу, за которой нужно идти вперед. По своей природе масса инертна. Она не может создавать собственных ориентиров, ей всегда нужен поводырь. Учитывая, что в 2010 году произойдет дальнейшее падение украинской экономики (на страницах «Хвилі» мы неоднократно писали какие именно факторы несут в себе угрозу), то народ будет поставлен перед необходимостью качественного изменения основных ориентиров. Предложить такую внятную альтернативу в 2010 году является основной задачей в пространстве идеологии.

Третий фактор, обострение межгосударственной конкуренции будет создавать более жесткие рамки для жизнедеятельности Украины. Следствием экономических депрессий всегда были войны в той или иной форме. Нынешняя ситуация не исключение, а важнейшее стратегическое положение практически не оставляет шансов для Украины остаться в стороне от схватки между сильными мира сего. Фактор конкуренции между государствами и транснациональными группировками будет находить объективное отражение на внутреннем раскладе в Украине.

Президентские выборы в Украине, очевидно, только усугубят ситуацию в стране. Кто бы не победил, будет обречен быть погребенным теми экономическими и другими бомбами, которые закладывались на протяжении последних 18 лет. Ни Тимошенко, ни Янукович не являются людьми новой генерации, а, значит, неадекватны в условиях быстрых и революционных перемен. Экстраординарные времена требуют экстраординарных мер, а не экстраординарных имитаций, к которым привыкли наши власть предержащие. Сколь бы не была гениальна в пиаре Тимошенко, пиаром прорванный канализационный коллектор не заткнешь. Каким бы хозяйственником не был Янукович он хозяйственник дерибана, а не созидатель новых ценностей.

Популярні новини зараз

Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території

“Помру у боротьбі за свободу”: Хав'єр Мілей про радикальні реформи в Аргентині, війну з соціалізмом та надії на Трампа

В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

Но это отнюдь не означает, что уходить они будут без боя. Как раз наоборот. Агония чаще всего сопровождается всякими рецидивами, которые в нашем случае могут приобретать очень опасные формы.

Отсюда проистекают вопросы 2010 года: где будут точки кристаллизации новых сил? На какие социальные группы они будут ориентироваться? С помощью каких идеологических форм они будут охватывать инертную массу и вовлекать ее в пространство активной политической борьбы.

Ответ на первый вопрос лежит в регионах. Новые политические силы начнут кристализироваться в регионах и первым проявлением этого будут местные выборы 30 мая 2010 года. Экономическая ситуация в регионах приобретает все более угрожающий характер и будет требовать кардинальных. Паралич Киева будет подталкивать местные элиты и контрэлиты к большей инициативе и самостоятельности. Слабость власти порождает широкое поле возможностей. Поэтому работа в регионах, особенно в контексте местных выборов является первоочередной. Совершенно очевидно, что 30 мая 2010 года это шанс взять маленькую власть, которая открывает окно возможностей для более широких перспектив. Прозевать этот шанс непозволительная роскошь.

Ответ на второй вопрос такой. Движущими силами революционных процессов будет связка среднего бизнеса плюс люмпенизирующийся т.н. средний класс плюс уже люмпенизированные прослойки. Отдельной группой будут те представители крупного капитала, которые выбивают из системы более удачливые конкуренты. Средний бизнес оказывается под ударом, поскольку обострение конкуренции создало мотивацию у крупного капитала обратить внимание на те сегменты бизнеса, которые еще вчера для него были малопривлекательными. Это означает, что ближнесрочной перспективе прослойка среднего бизнеса будет уничтожена, если не будет вовлечена в политическую игру. Местные выборы являются для среднего бизнеса тем шансом, создать редуты на пути у крупного капитала, с помощью которых можно защитить свои позиции. Дальнейшее барражирование вне политики для данной прослойки будет равноценно гибели.

Мелкая буржуазия в условиях экономического кризиса является той жертвенной коровой, которую режут в первую очередь, поскольку она слабоорганизована, тяготеет к индивидуализму и избегает политической активности. 2009 год полностью подтвердил этот тезис. Украинский средний класс предпочел маргинализацию активным действиям и отбивался спорадическими протестными акциями, которые, впрочем, не могли изменить общего хода событий. Ухудшение экономической обстановки в 2010 году также ставит перед мелкой буржуазией экзистенциальный вопрос — быть или скатываться в маргинальную нишу.

Наконец, люмпенизированные слои населения также получают мотивацию к более активным действиям против режима. До последнего момента властная верхушка тушила протестный порыв люмпенизированных слоев (а к таким относится две трети населения Украины) посредством перераспределения богатства от средних к низшим социальным группам. Однако, резкое ухудшение позиций средних фактически ставит вопрос о том, за счет кого (чего) режим будет поддерживать лояльность люмпенов?

Очевиден и ответ – для того чтобы удержаться у власти правительству теперь нужно будет забирать богатство у представителей крупного капитала и раздувать гиперинфляцию, чтобы уменьшить бремя расходов на социалку. Следствием будет а) конфликт внутри олигархата б) еще большее ухудшение жизни маргинализированных слоев населения, которые будут расширяться за счет разоряющейся прослойки «среднего класса». Учитывая, что власть уже не сможет паразитировать за счет советской инфраструктуры, а возможности привлечения внешних ресурсов в ближайшие лет пять будут минимальными, вопрос о сдерживании люмпенизированных слоев остается открытым.

Отсюда мы переходим к третьему вопросу – идеологические формы. Идеология как таковая отвечает на вопросы государственной политики.

Захват власти напрямую связан со способностью политической силы предложить курс, который отражает запросы широких масс. Отсюда вытекают основные идеологемы «нового курса»:

Во-первых, политический режим должен быть справедливым, распределять риски на все слои общества. Каждый член общества должен понимать, что его жертвы не напрасны. Только в этом случае государство будет легитимно в глазах граждан.

Во-вторых, способным обеспечить порядок без которого государство не будет способно решить вопросы модернизации страны, а без модернизации не будет страны как таковой.

В-третьих, эффективным, то есть способным определить ключевые приоритеты и решить первоочередные задачи за счет тех ограниченных ресурсов, которые есть у страны. Это неизбежно связано со способностью в кратчайшие сроки мобилизировать на государственную службу компетентных специалистов.

Решение большинства проблем Украины неразрывно связано с понятиями справедливости, порядка и эффективности. Причем не с некими абстрактными понятиями, а связанными с конкретными, прикладными проблемами людей. Только вовлечение в разрешение проблем людей создает надежную базу для расширения политического влияния. Отсюда вытекает задача влияния и контроля над местными органами власти. Одно дело, когда мы действуем как общественная организация, обладающая ограниченным инструментарием решения тех или иных проблем. Другое дело, когда в руках реальный инструмент, позволяющий добиться результата очевидного для жителей громады.

Вот почему 2010 год будет ключевым для всех контрсистемных сил и движений, в том числе и нашего. Местные выборы дают реальную возможность занять территории, где действующая слаба и теряет контроль и, закрепившись на них, получив дополнительные ресурсы, обкатав идеологию, кадры двигаться дальше — на Киев.

В любом случае, дорогие камрады, пусть Новый год будет прорывным для всех нас, откроет новые возможности и принесет Украины шанс на лучшее будущее. Наша страна его заслуживает.

Юрий Романенко, общественное движение «Хвиля»