Закат режима Януковича проходит в бессмысленной и беспощадной манере. Политолог Петр Олещук дал блестящую характеристику сему феномену, описав авторитаризм по-украински так: «Фальсифицировать выборы, которые и так выиграл. Разгонять демонстрации, которые никому не угрожают. Бить тех, кто ни на что не претендует. Использовать десантников, чтобы получить документацию, которая и так попадет куда нужно. Показывать это все в прямом эфире всему миру», — отметил он в своем блоге. Добро пожаловать в Украину 2012.
Текст рекомендуется читать под эту музыку
28 октября показало, что власть Партии регионов шатается. Налицо потеря управляемости, которая ярче всего видна на проблемных мажоритарных округах. Казалось бы, партия власти выигрывает выборы -30% голосов, практически парламентское большинство в кармане, учитывая наличие потенциальных тушканов в рядах оппозиции, но откуда такое звериное упрямство переходящее в откровенное безумие?
Назовем вещи своими именами – сегодня в Украине нет никакой вертикали власти. Янукович реально мало что реально контролирует. Если бы Виктор Федорович управлял страной, то «Беркут» не похищал бы бюллетени из помещения 132 ОИК. Бандиты не разгуливали бы по Киеву и не вмешивались в избирательный процесс, как на 223 округе в Киеве. Не исчезали бы главы комиссий, а подсчет итогов выборов не велся бы неделю. Все указанное выше показывает, что Янукович слабый Президент. Сегодня он оказался заложником семьи Пшонки, Пилипишина и Бог весть еще кого, поскольку не может навести элементарный порядок. Собственно говоря, это и есть порядок от Партии регионов. Просто мы забываем об этом. В этом порядке нет прав и правил, есть только право сильного.
И это уже начинают понимать, как в оппозиции, так и вообще сколь-нибудь адекватные люди в этой стране. Именно поэтому мы видим, что противодействие фальсификациям приобретает силовой характер. ЭТО КЛЮЧЕВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ СЛЕДУЮЩИХ МЕСЯЦЕВ.
Власть не может завоевать народ авторитетом и делами. Остается только сила.
Народ не может отстоять свои права законным путем. Остается только сила.
При этом власть делает все, чтобы форсировать переход к силовому сценарию развитию событий.
Трудно предположить чего здесь больше – самоуверенности или глупости. Скорее всего, это просто страх. Страх потерять все настолько велик, что совершаются поступки абсолютно противоположные логике поведения в таких ситуациях.
Ну, что даст Партии регионов мандат регионала по 132 округу? После того как Би-би-си и Аль Джазира показали, как ОМОН сминает протестующих у ОИК? Неужели наличие этого человека Пшонки в Раде для Януковича принципиальнее проблем с США и Европой? Неужели уже наличных штыков недостаточно, чтобы создать парламентское большинство в Раде? Неужели на Банковой не видят, что люди уже не просто сопротивляются — ОНИ КОНТРАТАКУЮТ. У МНОГИХ УХОДИТ СТРАХ, ПОТОМУ ЧТО В «ПОКРАЩЕННЯХ» УЖЕ ПОТЕРЯНО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ.
Все происходящее абсолютно противоречит логике выживания режима Януковича, но мы видим, что власть действует вопреки логике.
В этой ситуации у оппозиции открываются отличные перспективы добить режим. Он на износе. Он паникует. Левая рука не контролирует правую. Начинается агония, хотя ее и тщательно пытаются скрыть.
Первое, и, ключевое, что сейчас должна делать оппозиция, собрать несколько тысяч человек и кинуть на 132 округ. Нужно наносить концентрированные удары в конкретной точке. В этих точках будет меняться история страны. Тягнибок, Кличко и Яценюк должны действовать сообща, потому что это их шанс занять новое место в политической системе. Не нужно будет бегать к Левочкину на Банковую. Можно будет согласовывать интересы непосредственно друг с другом. Яценюку, Тягнибоку и Кличко пора понять, что есть жизнь без мамки и папки. Пора взрослеть.
Трамп запропонував Путіну "угоду" щодо припинення війни в Україні: текст заяви
Достатньо номера телефону: українців попередили про нову шахрайську схему з виплатами
АЗС Київщини показали, що відбувається з цінами на бензин, дизель та автогаз
Міноборони встановило нові правила проходження ВЛК: штраф сягає 25 тисяч
Второе, что должна делать оппозиция — пустить акции протеста в Киеве и других регионах. Нужно распылять силы власти, чтобы она начала дергаться. Плюс через Киев легче вывести резонанс в глобальные СМИ. Сейчас прекрасный шанс качнуть ситуацию в свою сторону и получить хорошие стартовые площадки при запуске работы Рады. Власть паникует и боится, так почему не заставить ее стать более уступчивой? Откат по ряду мажоритарных округов в Киеве показал, что вырвать победу. Нужно зафиксировать моральную победу!
Третье, когда запустится Рада нужно складывать мандаты. Для чего? Для того, чтобы отправить режим Януковича в нокаут. Это реально, поскольку у оппозиции есть нужное количество голосов. Во-вторых, нужно сделать это до того, как власть завербует тушек. Если сразу сдать мандаты, то Банковая просто не успеет купить тушканов. В-третьих, новые выборы для регионалов – просто катастрофа. Потенциал «покращень» исчерпан. Оппозиция однозначно имеет шанс выиграть выборы и улучшить свои результаты не только по партийному списку, но и по мажоритарке. После этих выборов, ОЧЕВИДНО, ЧТО НА МАЖОРИТАРКЕ РЕГИОНАЛОВ МОЖНО И НУЖНО БИТЬ, ДОСТАТОЧНО НЕ БОЯТЬСЯ.
Но….. так не будет.
Кличко, Тягнибок и Яценюк озабочены президентскими выборами, потому стремятся не потерять, то что имеют. Поэтому, они пойдут протоптанной дорожкой. Они не формируют сценарии. Они пытаются вписываться в то, что им предлагают другие. Эта троица надеется, что регионалы перегрызутся между собой и кто-то из олигархов предложит им сыграть против Виктор Федоровича. Впрочем, «предложит» — неправильная формулировка. Троица уже сама по себе есть продукт разрушения олигархического консенсуса по факту президентских выборов 2010 года.
28 октября этот консенсус был разрушен. Логика выживания будет толкать Януковича усиливать позиции Семьи. Об этом я писал еще зимой-весной 2012 года, а общую логику развала расписал в июне 2010.
Сейчас эта логика выходит на новый этап.
Его суть — оформление противоречий между Януковичем и Семьей с одной стороны, и, Ахметовым, Фирташем, Клюевым, Коломойским и другими крупными олигархами с другой стороны в институциональные и прочие формы. На днях Янукович забрал контроль над банками от Хорошковского к сыну. Это одна из первых ласточек оформления конфронтационного курса.
Следствием будет чудовищное напряжение в 2013 году переходящее в дестабилизацию режима Януковича и его развал.
Никаких ресурсов сохранить власть у Януковича не то что до президентских выборов 2015 года, но даже до 2014 года нет. Почему?
Власть – это ресурсы. Власть как дает ресурсы, так и потребляет их. Власть зависит от трех ключевых переменных – легитимности в глазах народа, легитимности в глазах элит, легитимности в глазах внешних акторов
Есть ли у Януковича хоть какая то легитимность?
Народ – нет.
Элиты – уже нет.
Центры мировой силы – нет.
Где можно взять ресурсы?
Практически нигде.
Россия — выкручивает руки.
США — откровенно посылают, спросите у Арбузова — Колобова.
Европа – самим нужны, плюс очень любит демократию, а как у нас с ней? Ну, вы в курсе.
Китай – если дает деньги, то только на закупку своих рабочих и оборудования, а откатами бюджетников не накормишь.
Мировые рынки? Товарищи, там полная, пардон, жопа, а дно по-прежнему не видно. Эпическую картинку сегодня нарисовал директор «Азовстали»: «Констатирую, что этот рынок (мировой рынок металлопроката) обвалился окончательно. Исчезли заказы». При этом спрогнозировал, что обстановка коренным образом может измениться к лучшему не ранее окончания весны 2013 года. Скажу по-секрету – не изменится. Напомню, что 60% белого ВВП страны формируется за счет экспорта, где металл – 40% поступлений.
Бизнес? Благополучно уничтожен «покращеннями».
Олигархи? Да, пожалуй, только они и остаются в качестве доноров режима Януковича. Как говорится, ай-цвай денюшка даффай. Что это значит? Это значит конфликт интересов неизбежно перерастающий в межклановую войну.
Это формирует новую политическую повестку на 2013 год.
Ее суть.
Во-первых, нужно отправить Януковича в отставку, как переменную, мешающую всем – олигархам, среднему классу, бюджетникам.
Во-вторых, нужно снять с повестки дня угрозу гражданской войны, вытекающую из неспособности власти сглаживать конфликты в обществе.
В-третьих, нужно убрать дисбалансы в отношения с мировыми центрами силы – США, Россией, ЕС.
В-четвертых, нужно убрать дисбалансы, опрокидывающие экономику Украины и социальную политику.
В-пятых, сформировать более устойчивую политическую систему, вытекающую из потребностей нового общественного договора.
Способна ли оппозиция воплотить такой стабилизационный сценарий?
Тягнибок – нет. Он в плену анахронизмов 19 века. Вызывает отторжение востока страны, у Запада, России.
Кличко – нет. Не умеет играть стратегически, потому имеет проблемы с собственной политической субъектностью. Плюс подходит к политике слишком технологически, потому может свалиться к «королевщине» со всеми вытекающим.
Яценюк – нет. После выборов оказался в тени увядающей харизмы Тимошенко. Потенциал роста ограничен из-за низкой харизматичности и неспособности увлечь массы.
Отмечу, что 42% избирателей не пришло на выборы 28 октября, что указывает на то, что они либо не верят существующим политическим силам и ждут появления новой, или уже физически находятся далеко за пределами Украины.
Это открывает окно возможностей для контрсистемных сил, которые будут не связаны с предыдущей политической системой. В хаосе умирающей Второй Украинской Республики появится много политических сил различного калибра и идеологического содержания.
Мы рассматриваем это время как исторический шанс для страны, когда в столкновении реальных интересов различных социальных групп будет сформирован новый общественный договор.
Его черты и принципы политической силы, претендующей на роль стабилизационной, государственнической, как и общую стратегию и тактику, мы описывали ЗДЕСЬ.
Очевидно, что становление такой стабилизационной силы будет проходить в условиях борьбы с другими политическими силами. Вполне возможно ожесточенной. Вполне возможно силовой. Это вытекает из логики действий власти и ее оппонентов. Нужно быть готовыми к этому. Неизбежное не должно пугать, неизбежное нужно преодолеть.
Украина входит в шторм. Куда мы выплывем, прежде всего, зависит от нас самих.