Всемирный банк (ВБ) рекомендует Кабинету министров продать рекапитализированные банки стратегическим инвесторам. Об этом сказано в статье директора ВБ по Украине, Беларуси и Молдове Мартина Кайзера.

«Правительство должно четко заявить о том, что оно собирается выйти из рекапитализированных банков как можно скорее путем продажи их стратегическим инвесторам», — отметил М.Райзер.

По его мнению, такое заявление будет заслуживать доверия лишь в том случае, если управление рекапитализируемыми финучреждениями будет осуществляться на профессиональной основе, механизм руководства будет прозрачным, а сами банки не будут вовлечены в прямое кредитование государственных компаний.

Директор ВБ по Украине, Беларуси и Молдове также подчеркивает, что надзор за государственными банками должен осуществляться на основе самых жестких пруденциальных стандартов.

В середине этого года правительство начало рекапитализацию «Укргазбанка», банка «Киев» и «Родовид Банка», став в ходе этого процесса владельцем контрольных пакетов акций данных финучреждений.

Источник: Українські новини
—————————————-—————————————-————

Еще в октябре в своем блоге «Новые госбанки — коммерческий бизнес-проект?» я предположил, что национализация коммерческих банков («Родовид Банк», банк «Киев» и «Укргазбанк») является больше политическим, нежели экономическим шагом. Летом 2009 г. количество государственных банков в Украине увеличилось до 5. Я предположил, что национализация имеет все шансы стать успешным коммерческим проектом будущего, а в результате реализации этого шага, в среднесрочной перспективе, власть может пойти по пути продажи государством своей доли акций новым владельцам оздоровленных финучреждений. Банки, таким образом, вновь станут негосударственными, а Украина получит наполнение бюджета за счет дежавю «реприватизация по-украински».

Прочитав информацию о «рекомендациях» Всемирного банка», можно считать, что вновь на первый план выходит политический подтекст и видение нынешней украинской властью национализированных банков источником дополнительного наполнения госбюджета как это было с другими стратегически важными для Украины объектами.

Нынешнее правительство делает все, чтобы его проект национализации имел для внешних инвесторов привлекательный вид. Все мы можем наблюдать, как решается вопрос вокруг «Родовид Банка» — Тимошенко лично активно курирует весь процесс. В этот же банк она хочет направить и вклады клиентов банка «Надра», который сегодня никак не может решить вопрос с реструктуризацией своих внешних обязательств. Только для меня остается невыясненным вопрос, как можно в банк второй группы («крупные», по классификации НБУ), «впихнуть» два банка первой группы («крупнейшие», которыми является «Укрпромбанка» и «Надра»), при этом фактически оставаясь в рамках прежнего капитала. Логика банковского менеджмента неприменима.

На сегодняшний день, как мы видим, работа «Родовид Банка» нормализована, мораторий на удовлетворение требований кредиторов продлен до 15 марта 2010 г. Банк работает, его докапитализировали на 5,599 млрд. грн., доведя уставный капитал до 8,409 млрд. грн. Если еще и добавить хороший активы, которые хотят перебросить из банка «Надра» — ну чем не бизнес-проект, на который можно привлечь «стратегического инвестора». Как я и предполагал в октябре, один из трех новых госбанков должен стать санационным. Вот, подтверждение моих прогнозов — в «Родовид Банк» стекаются пассивы (депозиты) банков, которые будут ликвидироваться.

Сегодня «Родовид Банк» и так работает на пределе, занимаясь вкладами частных клиентов «Укрпромбанка», которые потоком 6,90 млрд. грн. хлынули в этот банк в виде пассивной базы и части переоценненых активов. Однако, игра может стоить свеч, ведь по заявлению менеджмента «Родовид Банка», порядка 80% депозитных договоров клиентов «Укрпромбанка» переоформляются в сананционном банке. А это — аккумулирование в финучреждении средств и наращивание ресурсной базы.

Сегодня мы имеем возможность наблюдать реально революционные процессы в банковской сфере Украины, когда стратегически национализация трех банков носила характер попытки переформатирования финансового пространства страны и последующее закрепление за конкретными финучреждениями отдельных отраслей экономики, в том числе и стратегических, бюджетообразующих.

Популярні новини зараз

У The Times пояснили, якою катастрофою обернеться для Заходу падіння України

АЗС показали, скільки коштують бензин, дизель та автогаз в Одеській та Львівській областях

Над анексованим Севастополем окупанти збили свій винищувач і він звалився в море: відео

Частини українців заборонили перебувати у прикордонних зонах: що відбувається

Показати ще

Как стало известно в конце ноября, я уже об этом писал в своем блоге «Total control: Зачем сталкивают лбами банкиров и энергетиков», «Нафтогаз» стал причиной убытков «Ощадбанка». Впервые с начала нынешнего года убыток государственного «Ощадбанка» на тот момент составил 549,62 млн. грн., а балансовый капитал банка понизился на 516,94 млн. грн. В убытках финчреждения был обвинен «Нафтогаз», который нарушил платежную дисциплину по кредиту, а его в свою очередь подвели некоторые региональные теплокоммунэнерго, которые не рассчитываются за потребленный регионами газ. Начался принцип домино. Но если разобраться с экономической точки зрения, то ведь газовый монополист просто работает себе в убыток: в газ в России покупается по цене выше, чем та, по которой он продается конечным потребителям.

Чтобы полностью взять ситуацию под свой контроль, правительство попыталось создать некое образование, аккумулирующее функции и поставщика газа, и расчетного центра и своим распоряжением обязал в обязательном порядке всем региональным теплокоммунэнерго открыть счета в подконтрольном ему «Ощадбанке» и проводить через них все оплаты. В противном случае, провинившихся обещали лишать лицензий. На конец ноября лишь треть из всех предприятий (386 компаний из 1262) открыли специальные счета в «Ощадбанке».

Теперь становится понятной и позиция Всемирного банка о требовании не вмешиваться украинским банкам в прямое кредитование государственных компаний Украины, поскольку кредитовать тот же «Нафтогаз» Кабмин Тимошенко решил через государственный «Ощадбанк». Особый режим работы с «Нафтогазом» позволил «Ощадбанку» на 01.07.2009 г. сформировать по этому заемщику, как отмечало рейтинговое агентство Fitch, 54% своего кредитного портфеля. Все банкиры знают, что государственный «Ощадбанк» был всегда вкладным банком и кредитование не было в числе его приоритетных направлений. А здесь — банк, которым управляет государство, которому нарастили капитализацию путем внесения в уставной капитал облигацией, и начинает кредитовать стратегическое для Украины предприятие.

Безусловно, такой специфический подход к работе банковского сектора на примере альянса «Нафтогаза» и «Ощадбанка» вызвал недоумение у международных финансовых институтов, которые зорко следят за ходом событий на Украине. кредитуют страну и держа ее на коротком поводке — вспомним выделенные 400 млн. долларов Всемирным банков для оздоровления финсектора страны, не говоря уже о почти 11 млрд. долларового кредита stand by от МВФ, которые «ушли в песок», как считают многие экономисты.

Уже очевиден факт, что данный вопрос не мог не заинтересовать мировые финансовые институту, которые вообще-то готовы рассматривать крупнейшего газового монополиста Украины НАК «Нафтогаз» в качестве стратегического партнера и сами хотели бы его его кредитовать, зарабатывая на этом. Вот только схема участия украинских банков в этом процессе ну никак не вписывается в бизнес-план иностранных «инвесторов».

Вот тогда-то в сторону официального Киева и начали приходить «рекомендации» как надо поступать с рекапитализированными за счет бюджета банками, которые были спасены за счет налогоплательщиков Украины. В госбюджете 2009 г. на рекапитлаизацию с долевым участием государства Кабмин заложил порядка 40 млрд. грн., из которых на три банка летом было израсходовано лишь 9,47 млрд. грн. Возможно, 5,599 млрд. грн., на которые был недавно докапитализирован «Родовид Банк», тоже отнесены на расходы в счет статьи на рекапаитализацию.

Как стало известно вчера,Европейский банк реконструкции и развития готов прийти на украинский банковский рынок и кредитовать в гривне. Директор представительства ЕБРР в Украине Андре Куусвек, завячил,что они готовы возобновить выдачу кредитов в национальной валюте, но лишь при условии снижения нынешних процентных ставок по займам, и тут же разговор заходит… о «Нафтогазе», которому ЕБРР готов предоставлять кредитные ресурсы лишь после того, как цены на газ, который получают региональные предприятия теплокоммунэнерго, будут повышены. Вот и ответ на все вопросы «рекомендаций» по «ускорению» выхода правительства из долевого участия в капитале рекапитализированных банков.

Не за горами и повышение цен на газ, которое правительство Тимошенко запланировало на 2010 г. и уже подготовлен проект меморандума между Украиной и МВФ, согласно которому с 1 апреля, 1 июля и 1 октября газ будет дорожать на 25 процентов, причем не от нынешней цены, а уже от выросшей. В общей сложности, цены в течение года вырастут почти на 90%. Безусловно, это приведет к увеличению финансовых потоков, проходящих через «Нафтогаз», а значит, можно считать, увеличит и объемы финансовых ресурсов и возможность получать больше прибыли тем, кто будет кредитором газового монополиста и через кого будут идти его расчеты.

Можно предположить, что кто будет в следующем году обслуживающим банком «Нафтогаза», тот получит весьма «жирного» клиента, который будет гарантировано обеспечивать финучредению стабильную прибыль. Эту функцию, очевидно, и хотят убрать из ведомства госбанков (ныне — «Ощадбанк»), а следовательно, сделать менее зависящей от влияния на нее власти. «Нафтогаз» могут передать, переуступив право требования по кредиту из «Ощадбанка» другому, пока что еще государственному банку, находящемуся еще под контролем власти. А уже этот банк, «следуя рекомендациям иностранных специалистов», будет продан «стратегическому инвестору», который будет уже управлять системой без прямого участия государства.

«Прислушаться» к совету Всемирного банка, выйти государству из долевого участия в каком-то одном банке (вероятнее всего, уже не «Родовиде», потому что он и так втянут в работу с физлицами) и потом этот банк может стать вновь негосударсвтенным и стратегическим инвестором «Нафтогаза». Возможно, им может стать и «Укргазбанк», в котором глава наблюдательного совета… бывший топ-менеджер НАК «Нафтогаз» Олег Дубина. Однако, это лишь допущения, а как будет на самом деле — покажет время.

Заявления Мартина Райзера, директора представительства ВБ по Украине, Беларуси и Молдове о том, что правительство должно как можно быстрее выйти капитала национализированных банков и уступить место стратегическим инвесторам, лишь подтверждает тот факт, что западные финансовые институты рассматривают очищающееся в процессе финансового кризиса украинское банковское поле как регион расширения своей экспансии. Вот кто будет тем самым «стратегическим инвестором», проще говоря, покупателем и акционером новых банков, которые в свое время были спасены от разорения путем национализации — вопрос открытый. Кто придет в Украину в качестве инвестора, покажет время, однако нет дыма без огня.

Владимир Беляминов для «Хвилі»