Учитывая то, что многие вопросы создания и развития киберкомандования остаются государственной тайной, ежегодные слушания – один из редких случаев, когда руководители военных структур обязаны предоставить открытую информацию в Конгресс. Год назад выступления руководителей военного киберкомандования были связаны с созданием и началом функционирования новой военной структуры, а в этом году уже был представлен первый отчет о проделанной работе.
Генерал Кейт Александер начал свое выступление с констатации факта, что за прошедший год киберпространство стало более опасной средой. Ряд эпизодов, произошедших за последний год, навел главного американского «кибервоина» на мысль о том, что 2011 – «год хакера». Атаки хакерских группировок Anonymous и LulzSec на военные и другие американские сайты в домене gov, а также беспрецедентная утечка секретной информации через WikiLeaks являются тому наилучшим доказательством.
Учитывая упомянутые проблемы, можно констатировать, что американское киберкомандование не в полной мере справляется со своими обязанностями. Большие проблемы существуют с упреждением, предупреждением и сдерживанием информационных атак, несколько более успешным представляется противодействие кибератакам.
Сохраняются проблемы в разработке стратегии киберкомандования и определении его полномочий. Эти вопросы особенно бурно обсуждались, когда киберкомандование было еще в проекте, однако, учитывая высокую степень секретности, полной ясности пока не наблюдается. Генерал упомянул о том, что в Конгрессе идет к завершению разработка национального законодательства по вопросам информационной безопасности.
Активное обсуждение всеобъемлющего законопроекта об обеспечении кибербезопасности на национальном уровне началось еще в 2010 году, когда конгрессмены Джозеф Либерман и Стивен Коллинз вынесли на обсуждение законопроект, дающий исполнительной власти (в лице президента Соединенных Штатов) юридические полномочия и техническую возможность прекращать работу коммерческих сайтов и серверов в случае возникновения чрезвычайного киберпроисшествия. Законопроект моментально окрестили «законом о кнопке выключения Интернета» (Internet Kill Switch bill) и не позволили ему вступить в силу.
Несмотря на то что закон так и не был принят, в 2011–2012 годах были осуществлены попытки принять так называемое всеобъемлющее законодательство в области регулирования информационного пространства. Так, в частности, в конце 2011 – начале 2012 года бурные дискуссии вызвали обсуждаемые в Конгрессе законопроекты PIPA и SOPA (Protect Intellectual Privacy Act и Stop Online Piracy Act). Законопроекты предоставляют полномочия прокуратуре предпринимать превентивные действия против лиц, размещающих нелегальную информацию в чужой доменной зоне.
Кроме того, большой интерес вызывает законопроект, предлагаемый членом комитета Сената по вооруженным силам Джоном МакКейном, содержание которого несколько напоминает пресловутый АКТ ПАТРИОТ. В начале марта состоялось голосование по этому законопроекту, после чего американские правозащитники обрушились с сокрушительной критикой на МакКейна.
Голосование по законопроекту PIPA было назначено на конец января 2012 года, однако его пришлось перенести на неопределенный срок из-за протестных акций. Важно отметить, что законопроект встретил поддержку национальных американских информационных гигантов, таких как National Association of Theatre Owners, Motion Picture Association of America, Inc., Directors Guild of America, American Federation of Musicians, American Federation of Television and Radio Artists, NBCUniversal, Viacom, National Cable & Telecommunications Association, Information Technology and Innovation Foundation, Institute for Policy Innovation, Copyright Alliance, U.S. Chamber of Commerce и другие. Противниками законопроектов же являются международные интернет-компании, такие как Google, Facebook, Twitter, Wikipedia и прочие.
Напрашивается вывод о том, что те предприятия, продукция которых в большей степени подходит под определение «американский национальный информационный суверенитет», стали противниками принятия мер, ограничивающих свободу в информационном пространстве. Те же компании, которые существуют в значительной степени за счет международного сотрудничества, оказались против подобных законопроектов.
Проблема принятия всеобъемлющего национального законодательства в сфере информационной безопасности в настоящее время приобретает особый оттенок в связи с предвыборной кампанией за пост президента Соединенных Штатов. Несмотря на то что в президентской гонке наряду с такими проблемами, как войны в Ираке и Афганистане, финансово-экономический кризис, высокий уровень безработицы, проблемы кибербезопасности не являются основным приоритетом, однако все без исключения кандидаты в президенты демонстрировали свои позиции по ряду аспектов в этой области.
Удивительно, но политика действующей администрации в области правового регулирования сферы информации практически не подвергается критике. Так, один из кандидатов в президенты от Республиканской партии Митт Ромни заявил, что «в первые 100 дней своего президентства издаст указ о проведении межведомственного обзора по всем направлениям американской информационной политики для усиления национальной кибербезопасности. Такие кибератаки на Соединенные Штаты, как военные кибератаки, киберугрозы, кибершпионаж и кража результатов интеллектуальной собственности в частном секторе, продолжатся. Политика президента Обамы в этом направлении была достаточно успешной, однако он не смог обновить стратегию кибербезопасности 2003 года для того, чтобы американская политика соответствовала появившимся вызовам».
Его основной конкурент – Ньют Гингрич отмечал, что Соединенные Штаты не готовы к угрозам, возникающим в результате развития технологий, в частности, таких как электромагнитный импульс и кибервойны».
Большой интерес вызывают высказывания американского военного руководства по вопросам информационного сдерживания. Учитывая специфику информационных ресурсов, а также противоречия, связанные с полномочиями военных в области обеспечения кибербезопасности, проблема информационного сдерживания стоит особенно остро.
Україна викрила фінансові мотиви Словаччини у газовому конфлікті
Українцям доведеться платити за в'їзд до Євросоюзу з 1 січня
Нова пенсійна формула: як зміняться виплати для 10 мільйонів українців
Банки України посилять контроль: клієнтам доведеться розкрити джерела доходів
Киберкомандование, созданное в структуре СТРАТКОМа, отвечает за информационное сдерживание. Если в условиях, когда два государства, обладая сопоставимыми информационными ресурсами, могут предотвратить угрозу и разубедить соперника пойти на эскалацию конфликта, то, учитывая количество негосударственных акторов, а также множество различных инструментов информационной агрессии, применение политики сдерживания в информационном пространстве представляется крайне неэффективным.
Тем не менее Кейт Александер и Роберт Келер заявили о необходимости разработки как наступательных, так и оборонительных средств информационного сдерживания. Генерал Кейт Александер отметил, что угрозы в киберпространстве исходят как от государств, так и от негосударственных акторов международных отношений, а также подтвердил положения принятой в прошлом году киберстратегии о возможности «ответных действий на кибератаки любыми доступными средствами – экономическими, политическими, дипломатическими и даже военными». В этом контексте угрожающе звучит заявление директора национальной разведки США Джеймса Клэппера на слушаниях по вопросам угроз национальной безопасности о том, что особую озабоченность в киберпространстве вызывают Россия и Китай.
Важно отметить, что, согласно американской стратегии развития киберпространства и военной стратегии кибербезопасности, одним из важнейших направлений информационной политики Соединенных Штатов является информационное сотрудничество. Представители военного руководства подтвердили и этот факт. Некоторые шаги в этом направлении были предприняты американским руководством в отношениях с Россией.
Но нельзя не отметить, что пережитки холодной войны остаются и в киберпространстве. Так, например, большая работа, по словам генерала Александера, проделана в области проведения учений американских военнослужащих в области противодействия угрозам в киберпространстве. Он рассказал про успешные учения под названием «Кибер флаг» (по аналогии с названием «Красный флаг», подготовившими несколько поколений американских пилотов в эпоху холодной войны в 70-е годы).
Развитие института государственно-частного партнерства в области информационных технологий, развитие КИБЕРКОМа позволяют сделать вывод о том, что американский информационный потенциал может в ближайшее время стать самым мощным в мире.
источник: Рentagonus