Нормандский формат был создан для мирного решения возвращения Украине временно оккупированной территории Донбасса. Тему Крыма наши западные партнеры сознательно обошли, предложив для начала решить вопрос с Донбассом, а потом приступить к крымской проблематике. В общем логика действий была понятной, но после семи лет функционирования Нормандии и не выполнения по вине российской стороны даже первого пункта Минских соглашений о полном прекращении огня, приходишь к мысли, что переговорный процесс направили по большой окружной дороге. Общая цель окружных дорог – обход возможных препятствий при более длительной поездке, но при этом значительном экономии времени.
Однако семь лет переговорного процесса имеет очень малую толику отдачи. В Украине это уже давно поняли и понятно почему беспокоятся – ведь семь лет часть Донбасса так и осталась неподконтрольной украинскому правительству территорией. И с каждым годом российское присутствие в отдельных районах Донецкой и Луганской областей усиливается.
Идеология Минских соглашений говорит о возвращении ОРДЛО в государственно-правовое поле Украины, а этого за семь лет не произошло ни на сантиметр. Видят ли это посредники – Германия и Франция: конечно да. Понимают ли они, что позиция России блокирует любое продвижение по Минскому компасу – да. Хотят ли Берлин и Париж все-таки реализовать положения Минских соглашений – опять же положительный ответ. Только для того, чтобы реализовать Минск необходима полная кооперативность Кремля, а ее нет. Москва готова вести переговоры десятилетиями. За семь лет Владимир Путин умудрился забыть, что РФ участник конфликта, а Германия и Франция посредники. Он французскому президенту Эммануэлю Макрону стал рассказывать, дескать на Донбассе внутри украинский конфликт. Макрон, может быть, в душе и не согласился, однако открыто не стал возражать.
Тогда зачем посреднические функции Франции, если себя на Донбассе посредником объявила Россия?
Москва раздала украинским жителям временно оккупированной территории Донбасса 800 тысяч российских паспортов, отвозила автобусами из Донецка, Горловки, Луганска украинских граждан на голосование в Ростов для незаконного участия в выборах в российский парламент. Сейчас Владимир Путин объявил о предоставлении обладателям российских паспортов на оккупированном Донбассе социальных льгот из российского бюджета, КПРФ и партия Владимира Жириновского (ЛДПР) как парламентские партии России, выступили за признание так называемых ЛДНР и предоставления им военной помощи. Все это только говорит, что Минск опасно болен.
Эммануэль Макрон призвал к выполнению всех пунктов Минска, но очевидно до конца не осознает, что Кремль на протяжении семи лет систематически убивал мирный процесс. Своеобразным свидетельством о его смерти есть присутствие 140-тысячной российской военной группировки у границ Украины. Вирус Москва-19 уже давно инфицировал Минский процесс. Конечно, можно ввести штучную вентиляцию легких через встречи советников и министров иностранных дел Нормандского формата, можно, также, провести операцию к возвращению жизнедеятельности Минска через саммит глав государств и правительств Нормандского формата. Однако семь лет жизни в постоянном стрессе для граждан Украины пролетело в никуда. Москва не спешит, ждет пока вирус сам сделает свое дело и перебросится на еще здоровое тело Украины. Поэтому нам пора открыто заявить: Россия по Донбассу готова переговаривать до бесконечности. За семь лет она уже забыла, что сторона конфликта, а пройдет еще пару лет, так Кремль вообще заявит, что уже Киев есть агрессором на Донбассе, а Москва как потерпевшая сторона требует международной защиты.
Поэтому предлагается, чтобы реанимировать Минск, Киев должен быть готов к проведению переговоров, но условия для их успешности просты:
1) Срочное отведение от границ Украины российской военной группировки (любые результаты переговоров под угрозой военного вторжения стороны переговоров могут считаться недействительными);
2) Немедленное закрытие на территории ОРДЛО всех пунктов, где присутствует правящая в РФ партия «Единая Россия» (это грубое нарушение условий Минска); 3) Верификация СММ ОБСЕ отсутствия российских войск на территории ОРДЛО, о чем постоянно заявляет Кремль, путем проверки всех подозрительных объектов их возможного базирования;
4) Свободная трансляция украинских телеканалов на всей территории ОРДЛО (это выходит из того, что де-юре, это украинская территория);
5) Передача украинской стороне и международным посредникам списков всех украинских граждан, которым РФ незаконно выдала российские паспорта (предоставление российских паспортов украинским гражданам на Донбассе есть грубым нарушением условий Минских соглашений).
Ежели российская сторона отказывается выполнить меры, которые направлены на восстановление ситуации «status quo», которая была на момент подписания Минских соглашений и могла бы помочь в реализации его пунктов, предложить Парижу и Берлину стать посредниками в начале переговоров с Россией по возвращению Украине уже временно оккупированного Крымского полуострова.
Нравится Москве, или не нравится, но вопрос возвращения Крыма уже поставлен на внешнеполитическую повестку дня, и для его деоккупации действует международная площадка – «Крымская платформа». А наличие международных посредников только усилит процесс мирных переговоров и убедит Москву и лично Владимира Путина, что никто не собирается возвращать Украине полуостров военным путем.