Читайте также первую часть.
Вторая мировая война, как и Первая (Великая война) – стала войной глобальной.
Однако, если экономические возможности двух противостоящих блоков в Первую мировую войну было, во многом было противостоянием почти равных союзов империй, то Вторая мировая война проходит под знаком стремительно растущей мощи Соединенных Штатов. Правда участие Японии придавало дополнительные силы Третьему Рейху, зато США сделали мощнейшую ставку на ленд-лиз, благодаря которому и СССР, и Китай смогли реально противостоять своим врагам. Ленд-Лиз изменил картину мира и нивелировал все достижения Третьего Рейха и императорской Японии по наращиванию своего военно-промышленного потенциала.
Очень трудно оценить реальный вес СМИ во Второй мировой войне. Да, с одной стороны, нацисты использовали ряд СМИ для активизации своей пропаганды, а также активно использовали кинохронику и прямые трансляции выступлений Гитлера, но все это носило крайне ограниченный характер. По сути, почти до самого конца войны, Третий Рейх так и не создал полноценную идеологическую машину, и в самой Германии, даже, не все газеты активно участвовали в пропаганде. Возможно это было связано и с тем, что вермахт до покушения на Гитлера летом 1944 года, сохранял свою административную независимость и самоуправление. Кроме того, сама философия национал-социализма не рассматривала необходимость пропаганды среди не арийцев.
А вот Япония, у который был договор о ненападении с СССР (и она его старательно выполняла), вела активную антисоветскую радиопропаганду (точно на русском языке, но, возможно, и на других языках СССР).
В традиционных англосаксонских демократиях (Британская империя и США) СМИ в годы войны не играли особой роли. Скорее можно говорить о роли Уинстона Черчилля, который, став премьер-министром приложил титанические усилия, чтобы убедить британцев, испытывающих «пацифистский комплекс Первой мировой войны», дать отпор Гитлеру. Черчилль регулярно выступал по радио, убеждая британцев защитить страну. И Британия осталась, практически, единственной демократической страной, где, во-первых, люди добровольно и честно перешли на карточную систему питания, а, во-вторых, где премьер-министр как настоящий искренний пропагандист лично поднимал подданных короны на войну с безжалостным врагом.
А вот в США картина была иная. И до сего дня остается очень много вопросов о роли американских СМИ в той войне. Нет, американские СМИ дружно поддерживали войну и осуждали врагов – и японцев, и нацистов, и фашистов. В США тогда в первый и последний раз в истории даже было создано министерство пропаганды. СМИ, кинохроника, голливудские сказки – все было брошено в котел войны. Но с другой стороны, СМИ полностью обходили стороной, например, проблему иммигрантов из Европы, а ведь многие европейцы, и, в первую очередь, евреи, пытались бежать в Америку от ужасов Гитлера. А Америка официально закрыла перед ним все легальные проходы. Можно вспомнить, к примеру, страшный роман Эриха Марии Ремарка «Тени в раю».
Кроме того, американские СМИ, даже те, которые принадлежали евреям, например, NYT, практически не писали о Холокосте. Отдельные маленькие заметки где-то в глубине газеты, погоды не делали. Фактически СМИ заговорили о Холокосте лишь после захвата армиями союзников лагерей уничтожения. А ведь если бы СМИ рассказали бы об этом раньше, возможно, авиация союзников могла бы уничтожить с воздуха концентрационные лагеря, и часть узников смогла бы спастись. Лагеря ведь не прикрывали зенитки, это было бы совсем не трудно. Но СМИ, фактически, молчали об этом. Покойный Виктор Вольский – один з самых блестящих русскоязычных американских публицистов, считал, что причина здесь снобизм владельцев СМИ, которые не принимали всерьез бедных и неудачливых европейских евреев, пытающихся спастись от гигантской дкшегубки Гитлера.
После Второй мировой войны основой новой волны глобализации становится Атлантическая Хартия, подписанная еще в 1941 году Рузвельтом и Черчиллем. Пункт 4 этой Хартии предусматривал свободное движение товаров и услуг, что, вероятно, требовало открыть рынки колониальных стран американским товарам. Серьезным подспорьем глобализации стало Бреттон-Вудское соглашение, подписанное в 1944 году, которое приравняло доллар к золотому стандарту. Однако первое время после Второй мировой войны, европейские страны и США с Канадой оставались главными производителями в мире, то есть процесс глобализации находился в застывшем состоянии. Одновременно после Второй мировой войны расширяется сферы бюрократического контроля Правительства над бизнесом, а также образуется класс международных бюрократов в рамках ООН и других международных организаций. Впоследствии именно национальная и международная бюрократии становятся определяющими в процессе глобализации.
Надо обязательно отметить, что 50-е годы стали годами тотального увлечения правительств стран Запада различными социальными программами. Стремительно растет влияние профсоюзов, в странах Европы, где были сильны коммунистические партии (Франция и Италия), а законодательство носит откровенно антибуржуазный характер, даже, в США возникают мощные профсоюзные и социальные структуры. Все это неизбежно значительно удорожает производство товаров, и кладет плоды всей этой социализации экономики на конечного потребителя. До тех пор, пока на рынке находятся только «старые» игроки, у потребителя нет выбора. Но уже в конце 50-х на рынок вырываются производители из Японии. Первоначально их товары - низкого качества, но они значительно дешевле товаров из Европы и США. И потребитель голосует центами, пенсами, франками и лирами за низкую цену.
Это процесс повторяется в середине 70-х – уже с корейскими и тайванскими товарами, а также продукцией Гонконга и Сингапура.
С точки зрения СМИ, 50-е годы - время зарождения телевидения. Однако, невзирая на технический прогресс, роль СМИ даже в США в 50-е годы остается меньшей, чем до Первой мировой войны, и в целом мало отличается от 30-х годов. Однако быстрота передачи информации, особенно с момента появления телевидения в массовом порядке, стремительно вырастает. Объективно сила СМИ США и Британии неизмеримо вырастают за счет новых технологий (прежде всего телевидения) и стремительного роста рекламных бюджетов на волне начавшегося экономического процветания.
Новый толчок глобализации происходит на рубеже 50-х-60-х годов. Во-первых, значительно расширяется список стран-производителей: к Европе и Северной Америке добавляются сначала Япония, а потом Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур. В этот же период, используя национализацию, страны Ближнего и Среднего Востока собирают в свои руки добычу нефти. Важным толчком в развитии глобализации становится распад колониальной системы: сначала уход Британии из Индии и Пакистана, затем Франции из Индокитая.
Відключення 3G в Україні: хто ризикує залишитись без швидкісного інтернету
Ринок пального напередодні цінового перелому: експерт дав прогноз на 2025 рік
Від 37 гривень: АЗС встановили нові ціни на бензин, дизель та автогаз на Київщині на початку січня
В Україні з 1 січня змінять ключове правило для водіїв
Политически шесть событий определили ход глобализации тех лет:
во-первых, предоставление независимости Индии лейбористским правительством Великобритании (при полной поддержке британских СМИ) – 1947 год;
во-вторых, захват Китая коммунистами при тотальной поддержке Сталина и предательстве Трумэна (американские СМИ, фактически поддержали маоистов) – 1949 г.;
в-третьих, разгром Французского экспедиционного корпуса в Индокитае, при массовом саботаже коммунистами Франции поддержки своих вооруженных сил (были СМИ, поддержавшие коммунистов, были СМИ, пытавшиеся поддержать Экспедиционный корпус) – 1954 год;
в-четвертых, предательство Эйзенхауэром интересов Англии, Франции и Израиле во время Суэцкой войны в ответ на агрессию Насера и национализацию им Суэцкого канала – 1956-1957 годы;
в-пятых, переворот в Ираке – следствие итогов Суэцкой войны, убийство короля и захват страны радикальными военными – 1958 год;
в-шестых, захват Кубы бандитами Фиделя Кастро при тотальной поддержке мировых СМИ – 1959 год.
Завершающим этапом этого периода становится тотальный уход европейских стран из Африки, конец колониальных империй (кроме Португальской империи), на смену которым в Африке приходит непрерывная череда кровавых переворотов, массовых убийств и геноцидов. В основном под знаменем социализма.
Этот период истории имеет очень сложные отношения с глобализацией. С одной стороны, первое, что делают независимые государства, это выстраивают чудовищные коррумпированные таможенные заслоны на своих границах. Объемы торговли в этих странах и целых регионах стремительно сокращаются. Движение товаров и капиталов становится заложником огромного числа некомпетентных бюрократов. С другой, объективная потребность мировой экономики в сырье из «новых» стран заставляет искать пути для расширения торговли.
Международные СМИ, прежде всего, естественно, США, Британии и Франции, в это период активно выступают в роли адвокатов новых стран, старательно закрывая глаза на чудовищные и кровавые эксцессы их внутренней политики. Впервые идеи постмодернизма реализуются на практике в СМИ - правда, в очень необычном варианте. СМИ выступают с позиции важности ВСЕХ государств, невзирая на их внутреннюю политику. При этом СМИ активно продвигают идеи того же Сухраварди о том, что неевропейским политикам можно простить неизмеримо больше, чем европейским или американским. В том числе и «справедливые» погромы, например, сумасшедшая, миллионная резня, устроенная при получении независимости Индией и Пакистаном. Это становится одним из важнейших трендов глобальных СМИ с этого периода.
У этого периода глобализации нет четкого окончания, в каких-то сферах это произошло в конце 60-х, в каких – позднее. Но концом этого периода история, несомненно, стала Война Судного дня между Египтом и Израилем, которая закончилась нефтяным бойкотом ведущих мировых держава членами ОПЕК. С этого момента можно однозначно говорить о появлении новых политико-экономических факторов в процессе глобализации. Диктат стран ОПЕК стал одной из главных составляющих новой глобализации.
С конца 60-х годов можно уже совершенно четко говорить о новой глобализации экономики. Однако эта глобализация проходит по совершенно иному сценарию, чем до Первой мировой войны.
Во-первых, глобализация происходит под крышей международных и двусторонних договоров, под контролем национальной и международной бюрократии. Правительства, ООН и разнообразные международные структуры (например, ОПЕК), а также Международная федерация труда в этой глобализации играют первоочередную роль. Стандартизация международной торговли, система международных судов и арбитражей, система различных конвенций определяет все этапы этой глобализации. Это уже не либеральная глобализация, а глобализация бюрократическая, можно, даже, сказать, социалистическая.
Шестидесятые годы – это период стремительно роста влияния СМИ. Разумеется, речь идет, прежде всего, о СМИ Великобритании и США. Оттолкнувшись от неоднозначного отношения в обществе к войне во Вьетнаме (США), и к событиям в Северной Ирландии (Великобритания), СМИ начинают занимать роль «нейтрального арбитра», в целом резко отрицательно относящегося к действиям правительств Великобритании и США. С этого момента, полностью в духе идей постмодернизма, СМИ Британии и США выступают в роли официальных «адвокатов» «не западных» режимов, старательно закрывая глаза на все «прелести» «национально-освободительной борьбы».
В части технологии глобальных СМИ в этот период стремительно растет влияние спутникового вещания и связи через спутники. Благодаря спутникам телевизионное вещание начинает свободно перешагивать через границы, создавая принципиально новую картину использования глобальных СМИ.
С другой стороны, в это время происходит принципиальное разделение роли СМИ в Европе, прежде всего в Британии, где СМИ были наиболее сильны и в США. В Британии были приняты законы, ограничивающие право СМИ вмешиваться в личную жизнь публичных лиц. С этого момента скандальные разоблачения британских СМИ находились под угрозой судебных исков. А Верховный суд США рядом своих прецедентных решений полностью освободил СМИ от ответственности за публикацию материалов, касающихся публичных персон. Именно итогом этих решений и стали очень спорные скандалы вокруг «Документов Пентагона» в 1971 году и «Уотергейтского дела» в 1974 году. С этого момента в США СМИ выступают как самостоятельный политический игрок – левая политическая партия.
В это период стремительно растет статус английского языка как глобального языка общения.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram