Несколько дней назад Службой внешней разведки Эстонии был опубликован ежегодный обзор оценок и рисков. Анализ этого документа, дополненный некоторыми субъективными оценками, поможет фрагментарно представить нам предполагаемую картину развития ситуации в России и Беларуси в том числе в контексте будущих совместных учений “Запад-2021”.
Несмотря на значительные трансформации повседневной деятельности, проблемы безопасности восточно-европейского региона в основном остаются прежними. При этом пандемия позволила авторитарным режимам усилить своё влияние и контроль. Однако ситуация имела и другую сторону – пока законопослушные граждане надевали коронавирусные маски, власти некоторых стран их потеряли, тем самых раскрыв свои карты. В особенности это коснулось Российской Федерации и Республики Беларусь.
Россия и Путин
События прошлого года ярко продемонстрировали опасения Кремля лишиться властного статус-кво. Московское правительство проявило признаки усталости, замешательства и явного нежелания проводить гибкие и политические маневры как дома, так и за рубежом. Принудительные поправки к конституции, растущие тенденции региональных протестов и покушение на лидера российской оппозиции Алексея Навального стали свидетельством всё более грубого, но хрупкого правления Кремля.
Вопрос о вечном президентстве Владимира Путина после запланированных на 2024 год выборов была дежурной темой политических наблюдателей и экспертов – многие ожидали какого-то гибкого политического маневра, достойного грядущей и возможной трансформации власти. Однако реальность, отражающая застой нынешнего российского руководства, разочаровала, вступила в силу простая поправка к конституции, согласно которой предыдущие сроки пребывания кандидата в президенты – до того, как эти поправки вступили в силу – будут не приняты во внимание, тем самым обойдя конституционные ограничения двух сроков президентства Владимира Путина.
Хотя и ожидалось, что Путин останется у власти после выборов 2024 года, внесение поправок в конституцию таким простым образом было оценено российским обществом слаболегитимным, учитывая сомнительную законность и отсутствие изощренности этого шага. Ранее предполагалось, что новая должность для Путина будет создана путем незначительной перетасовки властных структур. Однако такой безвкусный акт по обнулению президентских сроков, откровенно говоря, удивил большую часть российского общества. В частности, средний класс в крупных городах России надеялся, что эфемерный конец президентства Путина в 2024 году, возможно, принесет некоторые позитивные изменения в политический контекст и социально-экономическую систему.
Не смотря на попытки Кремля на протяжении всего процесса внесения поправок создать иллюзию политических дебатов и публичного обсуждения, эти изменения вызвали дальнейшее недовольство среди населения России. И хотя поправка к конституции и была одобрена 78 процентами избирателей на референдуме, проведенном в июле 2020 года, среди некоторых целевых групп, которые до сих пор поддерживали режим, наблюдалось необычно растущее количество протестных голосов.
Массовые акции в дальневосточных регионах продемонстрировали растущее социальное недовольство и неверную оценку ситуации со стороны Кремля из-за его оторванности от общества. Смена губернатора Хабаровского края была использована Москвой для создания благоприятных условий на региональных выборах 2020 года и стала напоминанием о том, что недоверие поддержанных Кремлем кандидатов и соответствующей повестки дня влечет за собой последствия. Это вызвало непрогнозируемую Москвой негативную социальную реакцию, спровоцировав серию массовых протестов и конфронтаций, что, в свою очередь, привлекло нежелательное общественную внимание к Кремлю.
Кульминацией просчетов российского руководства стало покушение на Алексея Навального в августе 2020 года. Рост внутренней напряженности подтолкнул Москву к радикальным решениям. Как только попытка покушения вскрылась, поведение России и выбранная ею пиар-стратегия оказались дезориентированными. Кремль не смог спрогнозировать последствия, которые подобное событие может оказать на международную и внутриполитическую ситуацию, особенно после возвращения Навального в Россию.
Ситуация в Беларуси
В то время как Кремль рассматривал кризис пандемии в качестве средства дальнейшего раскола западного общества и подпитки популистских движений, события в Беларуси послужили ярким напоминанием неустойчивости автократических систем, а также мощи массовых движений.
Масштабы протестов после президентских выборов в Беларуси в августе 2020 года стали неприятным сюрпризом для российского руководства. Несмотря на то, что в целом Москва понимала, что продолжающаяся поддержка Александра Лукашенко может подорвать доверие белорусов по отношению к России, Кремль всё равно сделал политическую ставку именно на него. На протяжении многих лет Лукашенко монополизировал отношения с Россией. А это означает, что быстро найти подходящего кандидата для его замены непросто. Кроме того, объективно, Россия стремиться любой ценой избежать ситуации физического изгнания Лукашенко со своего поста протестующими, чтобы исключить подобной возможности в России, особенно сейчас, на фоне шаткой внутренней обстановки. Москва предпочла бы, чтобы преемник Лукашенко был предсказуемым и лояльным Кремлю, или же достаточно слабым, окруженным несколькими центрами власти, борющимися за внимание России.
СтратКом ЗСУ підтвердив перше у світі застосування міжконтинентальної ракети проти України
Українцям оприлюднили тариф на газ з 1 грудня: скільки коштуватиме один кубометр
Росія розробила план поділу України на три частини та передасть це Трампу, - ЗМІ
Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна
Европейская безопасность
Прокремлевское руководство Беларуси не менее важно для обеспечения безопасности самой России. Учитывая географическое положение и территориальные масштабы, Беларусь выступает для России в качестве буфера на её западной границе, географически наращивая глубину западного стратегического направления. Опять же, Беларусь, может быть использована в качестве плацдарма для российских войск, откуда вместе с группировкой из Калининградской области легко блокируется доступ армий НАТО к Сувалкскому коридору, отсекая, в свою очередь от Европы страны Балтии.
Ожидается, что такой сценарий будет отрепетирован на совместных военных учениях Беларуси и России “Запад-2021”, для которых Россия планирует развернуть группировку из десятков тысяч военнослужащих вдоль границ стран Балтии и, соответственно, НАТО. В таких условиях прогнозируется значительный рост активности российской авиации над Балтийским морем, а также наращивание деятельности боевых кораблей Черноморского и Северного флотов, которые, вероятно, будут переброшены в этот регион. Как и на предыдущих подобных учениях “Запад-2017”, 1-я гвардейская танковая армия России, вероятно, выдвинет часть своих сил на территорию Беларуси, где войдёт в состав Региональной группировки войск Беларуси и России.
Кстати, сценарий учений “Запад-2017” предполагал, что Беларусь и Россия вместе противостоят эфемерным государствам (ну или полусепаратистским образованиям) “Вейшнория”, “Весбария” и “Лубения” в реальных географических границах на территории Беларуси, Литвы и Польши. Во всяком случае, такой сценарий был озвучен заместителем начальника генерального штаба вооружённых сил Беларуси – начальником главного оперативного управления генерал-майором Павлом Муравейко на заседания Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности в Вене.
Что ж, учения осенью 2017 года прошли, а их последствия имеют место до сих пор. Дело в том, что летом того же года, уже зная о сценарии будущих учений, в сети Интернет было создано виртуальное государство “Вейшнория” в северо-западной части Республики Беларусь. Идея такого квазигосударственного образования была успешно подхвачена интернет-сообществом. В сети были создан сайт, герб, флаг, прочая символика и информационная продукция страны “Вейшнория”. Даже сейчас, спустя четыре года каждый желающий может стать её гражданином, получить виртуальный или физический ID-паспорт, заказать футболку, кружку или другую сувенирную продукцию с логотипами и символами “Вейшнории”. Конечно, можно сказать, что всё это детские шалости прыщавых подростков-ботаников за мониторами. Однако почему-то кажется, что мы ещё услышим об этой стране уже не в виртуальной, а физической реальности. Современная сила информационных технологий известна, а внутриполитическая обстановка в России и Беларуси к этому способствует. Или, возможно это будет не “Вейшнория”, или не только “Вейшнория”, и не только на территории Беларуси…
Возможно, опасаясь так называемого “Вейшнорского синдрома”, общий сценарий учений “Запад-2021” в подобных подробностях не озвучивается. Или этому ещё не время.
Ну и про Китай
Однако в целом ожидается, что “Запад-2021” будет частично имитировать учения 2017-го года. При этом интересным аспектом, на который стоит обратить внимание в этом году, является возможное участие в учениях армии Китая.
Китай традиционно присутствует в ежегодных стратегических учениях России “Восток-2018”. И если сейчас китайские вооруженные силы решат участвовать в “Запад-2021”, будет небезынтересно наблюдать, как они определяют свою роль в военной операции против НАТО в Европе.
Хотя китайско-российское сотрудничество проходит гладко, у обоих стран есть общий знаменатель внешней политики – сдерживание Запада. Хотя в настоящее время нет никаких признаков того, что Китай и Россия создают реальный, значимый союз, выделяется неспособность Кремля защитить свои интересы, когда Китай их игнорирует.
Так, например, в прошлом году России не удалось защитить интересы Вьетнама или Роснефти в Южно-Китайском море. Она столкнулась с той же проблемой в Средней Азии, которая исторически была плацдармом России. Китай усиливает свое влияние в Таджикистане, и Россия не может этого предотвратить. Очевидно, что в отношениях между ними доминирует Пекин, а Кремлю остается согласиться с уменьшением геополитических аппетитов и глобального международного влияния. Об этом отчасти свидетельствует и то, что российские СМИ воздерживаются от прямой критики Пекина, когда разразилась пандемия коронавируса.
Неоконченный вывод
Несмотря на то, что в 2020 году Россия проявила признаки усталости и ослабления влияния на международной арене, ее амбиции в отношении самоопределения “Ближнего зарубежья” останутся неизменными. Всё чаще озирающийся по сторонам Кремль будет пытаться отомстить, стараясь укрепить властные позиции власть как внутри страны, так и за рубежом.
Интеграция Беларуси в состав России вероятно продолжится с определёнными оговорками на фоне внутриполитических протестных настроений и возможной вынужденной замены Александра Лукашенко.