Результаты последних президентских выборов в США, равно как и сама избирательная кампания, вызвала не только понятный интерес во всем мире, но и беспрецедентные по накалу дискуссии. И дело здесь, конечно, не только в фигуре Дональда Трампа. Как бы не хотелось многочисленным комментаторам все свести к эпатажному образу 45-го президента США, к его внешности, его манере одеваться, его неудачным шуткам, его активности в твиттере и так далее.
Весь мир фактически разделился на горячих сторонников политики Трампа и его горячих ненавистников, что свидетельствует о гораздо более важных причинах такой поляризации в обществе. Все это отражение процессов, происходящих последнее время не только в США, но и в других странах.
Тот факт, что для (ожидаемой) победы над действующим президентом кандидат от демократической партии Джо Байден использовал, по сути, социалистическую риторику - вызывает естественное удивление. Ведь всего 70 лет назад за подобные высказывания он стал бы не кандидатом в президенты страны, а скорее всего фигурантом работы «Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности». Напомню, что Комиссия была создана в 1934-м году для борьбы с «подрывной и антиамериканской пропагандой» (у нас она в основном ассоциируется с деятельностью сенатора Джозефа Маккартни, возглавлявшего Комиссию в середине 1950-х годов).
Предвыборные обещания «гарантированного счастливого будущего для всех» от Джо Байдена и Камилы Харрис чуть ли не дословно повторяют ритуальные высказывания руководителей СССР времен развитого социализма. Неслучайно, что после президентских выборов в США появилось огромное количество экспертов-утешителей.
— Да, — соглашаются они. — Демократическая партия в своих позициях фактически скатилась далеко влево. Но, Соединённые штаты Америки такая великая и могучая страна, что никакой «левый» Байден на посту президента ей не страшен. Система сдержек и противовесов так мудро выстроена, что нивелирует любые угрозы.
Замечу, что безотносительно к реальному положению дел в США, это очень слабый аргумент. Из разряда «Да, что вы переживаете за Римскую империю! Ничего с ней не станется! Это самая великая и могучая страна в мире, и никакой Калигула ей не страшен!»
Действительно, сам по себе Байден может и не страшен. А вот левацкая тенденция скатывания к коллективизму и свертыванию свободы во всех сферах (на волне которой Байден вероятно станет президентом) – грозит уничтожению США как страны свободы и предпринимательства.
В СССР большевики в спорах с инакомыслящими использовали универсальный и безотказный прием. В любой момент любого нежелательного оппонента можно было объявить «классовым врагом», после чего дискуссия моментально заканчивалась абсолютной победой обвиняющей стороны. Обвиняемые же вынуждены были публично каяться и просить прощения. Но, это не гарантировало ни сохранения свободы, ни даже жизни.
Современные американские левые подобрали свой эквивалент «классового врага». «Политкорректность», «гендерное неравенство» стали теми отмычками, при помощи которых леваки в США взломали знаменитую американскую демократию. Вспомните недавние дискуссии вокруг BLM. Абсолютное большинство из них сводились к тому, кто первый упрекнет своего оппонента в расизме. Левацкая риторика, непрерывно продуцируемая во многих американских университетах и СМИ, фактически сделала невозможной содержательную дискуссию. Любая независимая оценка, любое независимое мнение вызывает шквал критики и ненависти. А пресловутое «общественное мнение» зачастую выполняет роль жесточайшей цензуры.
В результате слово «справедливость» вытеснило в общественной повестке слово «свобода».
Многие аналитики сегодня априори уверены в том, что США обладают достаточным запасом прочности, чтобы выдержать любые политические эксперименты. Мне эта уверенность представляется неоправданной.
Приведу известный пример. После победы над нацистской Германией уцелевших в концлагерях евреев спрашивали: - Почему вы не бежали из Германии в начале 30-х годов? Ведь было ясно, что оставаться в стране означает неминуемую гибель.
— Это потом стало ясно, - отвечали респонденты. – А тогда казалось немыслимым, чтобы Германия, страна с вековыми культурными традициями, скатилась до уничтожения людей по национальному признаку.
Олександр Усик вдруге переміг Тайсона Ф'юрі: подробиці бою
Українцям загрожують штрафи за валюту: хто може втратити 20% заощаджень
Українцям доведеться реєструвати домашніх тварин: що зміниться з нового року
Банки України посилять контроль: клієнтам доведеться розкрити джерела доходів
Безусловно, некорректно проводить прямые параллели между нацистской Германией и США.
В то же время мы все наблюдали недавние погромы в американских городах в ходе демонстраций BLM. Да, эти погромы (пока) не носили массового характера.
Но, вот кампания по оправданию этих погромов в американских и мировых СМИ была не просто массовой, а показательно агрессивной.
Конечно, скатывание в левый популизм и коллективистскую идеологию, произошло отнюдь не по злой воле Демократической партии или скажем засланных «шпионов-марксистов-профессоров» в университетах. Нет, никакой теорией заговора тут и не пахнет. Все это обусловлено кризисом самого института государства, который мы наблюдаем не только в США, но и повсеместно. Государство, разрастаясь как раковая опухоль, пожирает все больше и больше ресурсов, которые являются продуктом человеческой деятельности.
В попытках выжимать все больше ресурсов, государство стремится регулировать абсолютно все стороны человеческой деятельности и самой жизни.
Оправдать такое поведение государства можно только при помощи левой идеологии, когда понятие мифической справедливости вытесняет понятие свободы.
Пытаясь залезть в карман к каждому, государство неминуемо уничтожает свободу предпринимательства. Дело дошло до того, что для свободного предпринимательства создают особые гетто под названием «офшорная зона» или зона «особого статуса».
За последние десятилетия мы привыкли к постоянному росту налогов, уничтожению понятия «банковская тайна», закрытию офшоров, попыток стандартизации всего и всея: от бананов до выловленной в океане рыбы.
На этом фоне позиция президента Трампа по снижению налогов, недопущению локдауна в свиязи с коронавирусом, его противостояние международной бюрократии в некоторых международных организациях и комитетах - выглядит последним островком здравомыслия в океане безумия. Тот факт, что при этом деятельность Трампа на посту президента была поддержана почти половиной населения США, внушает определенный оптимизм. (Кстати, другой нечастый пример для оптимизма – выход Британии из ЕС).
В 20-м веке социальные эксперименты в СССР, Германии, Италии, Китае, Кампучии закончились большой кровью. После распада СССР и демонтажа социализма в странах Восточной Европе, показалось что человечество выработало иммунитет к химерам социальной справедливости. Но, в 21-м веке у социалистических идей вновь появилось много сторонников. Результатом этой популярности стало мощное наступление на свободу. На наших глазах по всему миру ввели не только ограничение свободного перемещения по миру, но и ограничение свободного выхода из дома. Нормой становится массовое закрытие бизнеса – и все это под предлогом заботы о людях.
В презентации Мирового экономического форума (WEF) о будущем человечества прямым тестом говорится: «У вас не будет никакой собственности, и вы будете счастливы».
Поэтому, сегодня вновь актуально предостережение Фридриха Хайека в отношении подобных планов принудительного построения счастливого человеческого общества: «Возникновение нашей цивилизации и сохранение ее в дальнейшем зависят от феномена, который можно точнее всего определить как „расширенный порядок человеческого сотрудничества" — порядок, чаще именуемый, хотя и не вполне удачно, капитализмом. Для понимания нашей цивилизации необходимо уяснить, что этот расширенный порядок сложился не в результате воплощения сознательного замысла или намерения человека, а спонтанно: он возник из непреднамеренного следования определенным традиционным и, главным образом, моральным практикам (practices). Ко многим из них люди испытывают неприязнь, осознать их важность они обычно не в состоянии, доказать их ценность неспособны. Тем не менее, эти обычаи довольно быстро распространились благодаря действию эволюционного отбора, обеспечивающего, как оказалось, опережающий рост численности и богатства именно тех групп, что следовали им».
Собственно Фридрих Хайек в своей известной работе дал определение легкомысленности, с которой мировая политическая элита опять игнорирует законы развития общества: пагубная самонадеянность.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram