Коронавирусный 2020 год, сопровождающийся нескончаемыми массовыми радикальными протестами во многих странах мира, теперь вспыхнул и новой межгосударственной войной прямо на пространстве бывшего СССР. Почему именно сейчас резко обострился тлевший четверть века конфликт вокруг Нагорного Карабаха? Что делает его закавказской копией войны на Донбассе? Какую позицию займёт Россия и почему? Об этом рассуждает политический аналитик Игорь ДМИТРИЕВ.

Начнём с военных реалий. На данный момент Минобороны Армении признала потерю 540 военнослужащих. Количество погибших у азербайджанской стороны точно не известно, но тоже измеряется многими сотнями. Обе стороны занимаются и информационной войной, раздувая слухи о якобы наличии сирийских наёмников в рядах враждующих армий.

Несмотря на нынешнее перемирие, продолжаются ракетные обстрелы и азербайджанских городов Гянджа, Тертер, Мингечевир, Бейлаган, Барда, и армянского Степанакерта. В результате них погибло много десятков мирных жителей азербайджанских и армянских городов и сёл, сотни ранены.

По итогам двухнедельных боевых действий изменения незначительны - азербайджанская армия лишь выбила армянские войска из нескольких десятков сёл. Важно добавить, что бои шли не на самой территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), а в так называемой «буферной зоне» вокруг неё — районах (так в Азербайджане называются области), прежде населённых азербайджанцами.

Нагорный Карабах — закавказская копия Донбасса

Для того, чтобы разобраться в этой ситуации, краткая история вопроса. В средние века на территории Нагорного Карабаха находилось тюркоязычное Карабахское ханство. В XIX веке, согласно Туркменчайскому договору между Россией и Ираном, российская власть стала переселять в Карабах иранских армян. Затем к ним присоединились армянские беженцы из Турции. В результате армяне в XX веке стали этническим большинством на этой древней азербайджанской земле.

В 1988-89 гг. внезапно начались массовые митинги в Ереване — столице Армянской ССР — за «национальное самоопределение Арцаха» (Нагорного Карабаха по-армянски). Причём они проходили при активном участии и поддержке ряда известных «демократических» депутатов Верховного Совета СССР во главе с Галиной Старовойтовой. Фактически окружению Бориса Ельцина эта кампания была нужна как ключевой детонатор для развала СССР. И он сработал. В 1989 г. Верховный Совет Армянской ССР принял решение о присоединении НКАО в свой состав. Для АзербССР это означало неприемлемое — нарушение территориальной целостности республики, утрату древнего очага её культуры. К тому же треть населения НКАО составляли азербайджанцы.

Ещё не понятно, почему Украина сейчас однозначно поддерживает Азербайджан? Потому что очень похожа ситуация в НКАО на донбасскую. Та же раскрутка соседней страной темы «национального самоопределения» на базе этнического меньшинства в чужой стране, и тоже в интересах Москвы. Параллели продолжились и дальше. В 1991 г. в НКАО начались широкомасштабные вооружённые действия, причём на её стороне были и множество добровольцев из Армении, и военная техника гарнизона советской армии. В 1994 г. был подписан договор о перемирии. Под контролем армян оказались не только территория бывшей НКАО, но и семь окружающих её азербайджанских районов. Армяне назвали их «поясом безопасности» Карабаха и депортировали оттуда всех азербайджанцев — почти миллион человек. С тех пор в Агдаме, Джебраиле, Лачине и других городах-призраках почти никто не жил — до недавнего времени.

Мирный договор между Арменией и Азербайджаном до сих пор не подписан. Вот уже двадцать пять лет функционирует Минская (да-да, и в этом поразительное совпадение с Донбассом!) группа ОБСЕ по урегулированию конфликта, но всё ограничивалось пустыми заседаниями. Да и входят в Минскую группу те же Россия и Франция, что и в Минских соглашениях по Донбассу, вот только место Германии там заняли США...

Карабахский клан против Пашиняна

Так что ж случилось сейчас такого, что фактически замороженный конфликт вдруг взорвался новой войной? Её детонатором можно назвать тотальный карантин из-за «пандемии» и вызванный им мощнейший социально-экономический кризис. До «майдана», посадившего в кресло премьер-министра Никола Пашиняна, Арменией на протяжении восемнадцати лет правил «карабахский клан» — ветераны войны «за независимость Арцаха». Экс-президенты Роберт Кочарян и Серж Саргсян прошли через окопы, сами сражались с оружием в руках.

Бывший журналист Пашинян, который никак не был связан с той войной, сразу обозначил курс на мирную политику. Начались робкие контакты - поездка группы азербайджанских журналистов в Армению и армянских в Азербайджан, и т.п. Жена Пашиняна Анна Акопян призывала матерей обеих стран подумать об убитых детях, а первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева говорила, что армяне и азербайджанцы могут вместе пить вино в Карабахе.

Отодвинутые от власти «элиты», ставшие оппозицией, разумеется, обвиняли Пашиняна в излишней уступчивости — проще говоря, в «предательстве нации». Пока его рейтинг держался выше 80%, премьер-министр Армении мог себе позволить не оглядываться на «ультра-патриотов». Уже пошли реальные разговоры о достижении мирного договора на основе формулы — Армения уходит из «буферного пояса», возвращая эти районы Азербайджану, а сама экс-НКАО получает, мол, особый статус под гарантии введённых туда миротворцев из стран-членов Минской группы (США, Франции, РФ).

Популярні новини зараз

Польські фермери готують повне перекриття кордону з Україною

Пенсіонери отримають автоматичні доплати: кому нарахують надбавки

АЗС знизили ціни на бензин та дизель на початку тижня: автогаз продовжив дорожчати

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

Уроки Маккиавелли по-армянски

Возможно, так бы и случилось наконец — если б не суета вокруг covid-19. По Армении ударил экономический кризис, начались многотысячные митинги протеста против новой власти, а оппозиционные «элиты» стали объединяться в намерении свергнуть Пашиняна. И он показал изнанку популизма — резко изменил свой курс, подстроившись под чаяния толпы. А как учил ещё Никколо Маккиавелли, для умиротворения недовольных подданных отлично действует военная консолидация против внешнего врага.

Тон Еревана по Нагорному Карабаху перешёл от почти пацифистского к стальному. Пашинян все жёстче отметал возможности компромиссов, его окружение не отставало - к примеру, министр обороны Давид Тоноян сообщил, что армянская армия в противостоянии с Азербайджаном от оборонительной позиции перейдёт к наступательной.

Отбиваться от атак «карабахского клана» получалось - даже в непризнанной «Нагорно-Карабахской республике» (НКР), где Пашинян изначально был непопулярен, президентом стал его ставленник Анаик Арутюнян. На волне успеха Пашинян пошёл дальше. Название «пояс безопасности» в устах официального Еревана вдруг сменилось на «освобождённые территории» - хотя там прежде не было ни одного армянского поселения, жили только азербайджанцы. «Красной тряпкой» для Баку стало публичное заселение этих земель армянами из Ближнего Востока и начало обустройства «пояса» - дорожно-строительные работы в Кельбаджаре, в Губадлы. Иммигрантов торжественно встречали в Ереване и автобусами под съёмочные камеры ТВ везли в «НКР». Точно такая же политика, какую проводит Израиль, специально заселяя спорные с Палестиной территории евреями. Этого не делала ни одна предыдущая армянская власть, ведь тем самым "пояс безопасности" из азербайджанских областей вокруг Карабаха становится его частью!

В том же духе выглядит и решение провести инаугурацию Арутюняна не в Степанакерте, а в Шуше, и туда же перенести его резиденцию — в древний азербайджанский город, родину многих деятелей культуры. Для Баку это выглядело оскорблением. А самое главное — в 2019 г. во время визита в Степанакерт Пашинян заявил: "Карабах - это Армения, и точка!”. И эти слова, и действия в «буферной зоне» и Шуше были расценены в Баку как отказ от переговоров.

Новая «Османская империя» против «нового де Голля»

А теперь переместимся в Баку. Там режим Ильхама Алиева тоже никак не мог позволить себе показаться «капитулянтским». Из-за того же глобального тотального карантина резко упала мировая цена на нефть — главный источник благосостояния Азербайджана. Началось бурление социального протеста, наложившееся на недовольство от очень жёстких карантинных мер (запрет выхода из дома в выходные дни даже в продуктовые магазины). Митинги протеста разгонялись, активисты арестовывались, но накал нарастал. Известный оппозиционер Тофиг Ягублу, по сфабрикованному делу приговорённый к четырём годам и трём месяцам лишения свободы, стал держать в тюрьме голодовку, его здоровье стало стремительно ухудшаться, и — неслыханное дело для азербайджанской власти! - его выпустили под давлением общественности из тюрьмы под домашний арест.

В этой ситуации фактическая «сдача Карабаха» была бы воспринята азербайджанским обществом с негодованием и угрожала революцией. И Алиев начал действовать. В июле было отправлено в отставку почти всё руководство МИДа во главе с министром Эльмаром Мамедъяровым. Перед этим в ходе заседания правительства Алиев обрушился с критикой на министра: «Азербайджанскому народу надоели бессмысленные переговоры, его терпение не беспредельно - мы создали мощную армию и не сделаем ни шагу назад в связи с нагорно-карабахским конфликтом». Новым главой МИД назначен Джейхун Байрамов, до этого занимавший пост министра образования — то есть вообще не дипломат. А когда замолкают дипломаты — начинают говорить пушки...

На нынешний день мы имеем следующий внешнеполитический расклад. Азербайджану оказывает однозначную поддержку Турция — и дипломатическую, и, по косвенной информации, военными советниками. В свою очередь, на стороне Армении — Франция. Французско-турецкое противостояние — это уже тенденция последнего года и в восточном Средиземноморье, и в Ливии, а теперь ещё и в Закавказье. Эммануэлю Макрону хочется стать фактическим лидером Евросоюза, а Реджепу Эрдогану - основателем новой «Османской империи». В Анкаре уже вслух мечтают, что в конце октября на саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств будет объявлено о создании объединённой армии тюркских стран — как минимум Турции и Азербайджана.

Медиа-чета с «Таширом»

Позиция РФ определяется значительным весом в Кремле обеих воюющих стран. У армянского лобби — более сильные позиции в кремлёвских медиа и органах власти: например, руководитель сети Russia Today Маргарита Симоньян и её муж, телеведущий НТВ Тигран Кеосаян. В правление Совета Союза армян России (САР) входит член Общественной палаты РФ двух созывов, политолог Андраник Мигранян. В бизнес-среде весьма влиятельна среди российских топ-чиновников группа «Ташир» во главе с Самвелом Карапетяном, который связан с главой МВД РФ Владимиром Колокольцевым и заместителем главы администрации президента РФ Сергеем Кириенко.

С 1995 г. действует Договор о российской 102-й военной базе в Гюмри (Армения). База оснащена зенитным ракетным комплексом С-300 и истребителями МиГ-29. Армения является членом пророссийского блока ОДКБ. Согласно уставу, РФ в случае нападения на Армению обязана поддержать её, а миротворческие силы ОДКБ получили право участвовать в операциях за пределами этих стран. РФ продаёт оружие Армении по низкой цене, а по мере обновления оружия и военной техники на российской военной базе всё старое передаётся Армении вообще даром. Армянские офицеры обучаются в российских военных училищах – причём или бесплатно, или по низкой цене.

Российский контроль в Армении всегда был определяющим - энергетические активы, железная дорога, пятитысячная военная база... Даже в ходе ереванского «майдана» никакие вопросы о переходе из Таможенного союза в Евросоюз, о выводе российской военной базы из Гюмри массово не обсуждались. Если кто-то и начинал выступать с антироссийской темой, то ему быстро объясняли, что он – не по тому адресу. Почему? Потому что один из главных нынешних фетишей для Армении - это контроль над Нагорным Карабахом, а он невозможен без военной помощи России.

Династическое лобби

С другой стороны, практически так же влиятельно и азербайджанское лобби. Обе дочери президента Алиева вышли замуж за российских азербайджанцев - Лейла стала супругой главы холдинга «Крокус-сити» Араза Агаларова, а Арзу осчастливила сына другого российского бизнесмена Айдына Курбанова. К лобби можно отнести и президента «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова, крупных инвесторов Года Нисанова и Зараха Илиева, тесно связанных с московской властью во главе с мэром Сергеем Собяниным.

Был заключён огромный контракт на поставки российского оружия в Азербайджан – стоимостью около $1 млрд (!). Почти сотня танков Т-90С, около 100 БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С», столько же реактивных систем залпового огня «Смерч» и самоходных артиллерийских орудий «Вена», 6 тяжёлых огнемётных систем ТОС-1А «Солнцепёк», 4 боевых вертолёта типа Mi-35M, 100 пусковых систем зенитно-ракетных комплексов и 500 ракет… Как видите, речь идёт о солидном наступательном вооружении. Кроме того, наряду с армянскими офицерами в России получили высшее военное образование и сотни азербайджанских военных.

В Баку — несколько сотен русских школ и детских садов. Знание русского языка является обязательным для трудоустройства и в госучреждение, и в более-менее крупную коммерческую фирму, и в сферу услуг...

Иран и Израиль оказались на одной стороне

Получается ситуация как в любовном треугольнике: два ухажёра за одной барышней, не решающейся отдать кому-то одному окончательное предпочтение. Каждая из сторон конфликта ведёт себя примерно одинаково – уверяет себя в симпатии России и одновременно ревнует её к сопернику. При этом, как видите, это противостояние сопряжено и с давней конкуренцией двух «кремлёвских башен» - Кириенко против Собянина.

В итоге два лобби нейтрализовывают друг друга, обеспечивая фактическое невмешательство России. Пять раз за несколько дней Пашинян звонил Владимиру Путину, надеясь убедить его поддержать союзника по ОДКБ. Однако в ответ Кремль озвучил, что готов это сделать … в случае нападения на Армению. Понятно, что Нагорный Карабах не является частью этой страны — а, значит, и повода для вмешательства нет.

США и Китай, как и Россия, и соседняя Грузия, явно не занимают ни ту, ни другую сторону. Остаётся ещё один важный сосед — Иран. А он, несмотря на историческую вражду с Турцией, поддержал территориальную целостность Азербайджана, предложив своё посредничество в мирных переговорах. На стороне Баку — и влиятельный Израиль, поставляющий туда военную технику на $150-200 млн. ежегодно (системы ПВО, беспилотники, ракеты) и давно желающий сделать Азербайджан своим плацдармом в борьбе против Ирана.